Песнь о небесном пастухе

Содержимое

Из книги «Сокровищница Давида»

 22 Псалом

1 Господь - Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться:

2 Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим,

3 подкрепляет душу мою, направляет меня на стези правды ради имени Своего.

4 Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох - они успокаивают меня.

5 Ты приготовил предо мною трапезу в виду врагов моих; умастил елеем голову мою; чаша моя преисполнена.

6 Так, благость и милость [Твоя] да сопровождают меня во все дни жизни моей, и я пребуду в доме Господнем многие дни.

1. «Господь – Пастырь мой». Как же Господь снизошёл к нам, что сделался пастырем Своего народа! Мы должны благодарить Его за то, что Он, великий Бог, позволил изобразить Себя земным пастухом для того, чтобы мы лучше смогли понять Его любовь к нам и заботу о нас. Давид и сам пас овец и хорошо понимал, в чём нуждаются овцы и как сложна работа пастуха. Он сравнил себя со слабым, беспомощным и неразумным существом, для которого Бог – Источник всякого блага, Хранитель, Вождь, всё во всём. Никто не вправе называть себя овцой паствы Господней, если его природа не обновлена, ибо в Писании необращённые называются волками и козлами, но никак не овцами. Овца – домашнее, а не дикое животное. Владелец овцы дорожит ею, а покупатели дают за неё хорошую цену. Как прекрасно знать, как это знал и Давид, что мы принадлежим Господу! В словах Давида мы слышим твёрдую уверенность. Он не говорит «если», «но» или «надеюсь», а просто: «Господь – Пастырь мой». Мы должны взращивать в себе непоколебимую уверенность в небесном Отце.

Местоимение «мой» – самое драгоценное из всех слов. Давид не сказал: «Господь – Пастырь всего мира; Он водит множество народа, как стадо». Он сказал: «Господь – Пастырь мой». Если даже Он никому больше не Пастырь, Он Пастырь мне. Он печётся обо мне, хранит меня, смотрит за мной. Слова эти стоят в настоящем времени. В каком бы положении ни оказался верующий, он всегда окружён пастырской заботой Всевышнего.

Следующие слова вытекают из предыдущих и говорят о щедрости Господа: «Я ни в чём не буду нуждаться». Я мог бы нуждаться, но Господь – Пастырь мой, и все мои нужды будут восполнены. Господь желает дать мне всё необходимое, ибо сердце Его исполнено любви. Вот почему «я ни в чём не буду нуждаться». У меня не будет недостатка в земных благах. Разве Господь не питает птиц небесных и не даёт расти цветам полевым? Может ли Он оставить детей Своих на голодную смерть? У меня не будет недостатка в духовных благах. Я знаю, что благодати Его довольно для меня. Я буду покоиться в Нём, и Он скажет мне: «Как дни твои, будет умножаться богатство твоё». Возможно, у меня не будет всего, чего я хочу, но «я ни в чём не буду нуждаться». Другие, богаче и мудрее меня, нуждаются во многих вещах; я же «не буду нуждаться». «Скимны бедствуют и терпят голод, а ищущие Господа не терпят нужды ни в каком благе».

Давид не просто сказал, что он ни в чём не нуждается, но что не «будет нуждаться». Какими бы ни были обстоятельства, даже если голод опустошит земли, даже если бедствие падёт на город, «я ни в чём не буду нуждаться». Даже в старости я не буду знать нужды, и ужасы смерти не повергнут меня в отчаяние. Я имею всё, что мне нужно, и преизбыточествую: не потому, что у меня в банке лежит крупная сумма денег, и не потому, что я самостоятельно могу заработать на хлеб, а потому что «Господь – Пастырь мой». Нечестивые постоянно испытывают нужду, праведные же вкушают благо. Сердце грешника не знает удовлетворения, а благочестивый пребывает в довольстве.

2. «Он покоит меня на злачных пажитях и водит к водам тихим». Христианская жизнь состоит из двух элементов: созерцательного и деятельного. Здесь мы видим, как Господь даёт и первое, и второе. Прежде всего, созерцание. «Он покоит меня на злачных пажитях». Что подразумевается под «злачными пажитями», если не Писание, сокровищница истины? Оно всегда свежо, всегда изобильно и никогда не оставляет нас пустыми. Там, где трава достаточно высока, чтобы в ней могло лечь стадо овец, найдётся достаточно пропитания. Учение Евангелия – истинная пища для души, как мягкая трава – естественный корм для овец. Когда вера даёт нам успокоиться обещаниями Бога, мы уподобляемся овцам, которые возлегли на тихом пастбище. Мы находим пропитание и покой, отдых и обновление сил, безмятежность и удовлетворённость.

Однако заметьте: «Он покоит меня». Именно Господь милосердно дарует нам способность принять истину и насытиться ею. Как же мы должны быть благодарны Богу за способность веровать в обетования! Некоторые отчаявшиеся души отдали бы всё на свете, только бы приобрести это блаженство. Они знают, что это такое, однако не могут сказать, что обладают этим счастьем. Они знают «злачные пажити», но никто их там «не покоит». Те верующие, которые на протяжении многих лет наслаждаются «полной верой», должны благословить Своего милосердного Господа.

Второй момент здоровой христианской жизни – это совершение добрых дел. Мы не только размышляем, но и действуем. Мы не всегда лежим на злачных пажитях, но также движемся к совершенству, поэтому сказано: «И водит меня к водам тихим». Что означает словосочетание «воды тихие», если не воздействие на душу Святого Духа? Дух Божий благословляет нас в самых разных наших деяниях; подобно водам (обратите внимание на множественное число), Он очищает, освежает, питает и лелеет. Эти воды – тихие, ибо Святой Дух любит покой и никогда не действует шумно. Он может войти в нашу душу, но человек, стоящий рядом, в котором нет Духа, не почувствует божественного присутствия. Святой Дух может изливать в душу одного человека великие благословения, а рядом сидящий не будет знать об этом ровно ничего.

Воды тихие глубоки. Ничто не производит столько шума, как пустой барабан. Та тишина, в которой Святой Дух встречает души святых, – золото. Святой Дух ведёт паству избранных не к буйству свирепых волн, а к тихим потокам священной любви. Он – голубь, а не орёл; роса, а не ураган. Господь ведёт нас вдоль «тихих вод», и мы не могли бы достичь их самостоятельно без проводника, потому сказано: «водит меня». Он не понукает и не принуждает. Моисей понуждал израильтян идти с помощью закона, Иисус же ведёт нас Своим примером и нежно влечёт нас за Собой любовью.

3. «Подкрепляет душу мою». Господь животворит мою душу, когда она объята печалью. Когда в душе моей появляется грех, Господь омывает её. Когда душа изнемогает, Он укрепляет её. Всё это делает Господь. Ни Его служители, ни даже Его Слово не смогли бы помочь душе, если бы сам Господь не делал это. «Подкрепляет душу мою». Недостаёт ли кому благодати? Чувствуем ли мы, что наша духовность оставляет желать лучшего? Тот, кто превращает пустыню в потоки вод, подкрепит души наши. Помолитесь Ему о благословении: «Подкрепи меня, о Пастырь души моей!»

«Направляет меня на стези правды…». Христианин всем сердцем желает быть послушным, однако, его послушание – послушание любви, пробуждённое в нём примером Господа. «Водит меня». Христианин не выбирает, каким заповедям следовать, а какими пренебрегать. Он чтит все повеления Господа. Обратите внимание на то, что здесь использовано множественное число: «стези праведности». Что бы Господь ни поручил нам сделать, мы сделаем, так как нас побуждает Его любовь. Некоторым христианам свойственно не придавать особого значения освящению, однако для истинно обновлённого сердца освящение – один из самых великих даров Нового Завета. Если бы мы могли спастись от гнева, оставаясь при этом нераскаявшимися и невозрождёнными грешниками, мы бы не получили желанного спасения, ибо мы, главным образом, жаждем спастись от греха и ходить стезёй святости.

Всё это – дар благодати: «…ради имени Своего». Слава нашего великого Пастыря в том, чтобы мы были святым народом, ходящим узкой стезёй правды. Если мы хотим, чтобы Господь нас вёл путём правды, то должны обязательно ценить заботу нашего небесного Пастыря.

4. «Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюся зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и твой посох – они успокаивают меня». Этот неизречённо прекрасный стих произносился у смертного одра бесчисленное количество раз, освещая долину смертного мрака своим дивным сиянием. Каждое его слово – кладезь утешения.

«Если я пойду». Приближаясь к моменту смерти, верующий не ускоряет шаг: он продолжает спокойно идти к намеченной цели; душа знает свой путь, следует избранной стезёй, чувствует себя в безопасности и потому испытывает безмятежность и покой. Умирающий святой никуда не спешит; он не бежит, как человек, объятый тревогой, и не стоит, словно ему некуда идти. Он не смущён и не постыжен, и потому он идёт как всегда.

Заметьте, что он идёт «долиной смертной тени», а не в долину смертной тени. Мы лишь проходим через тёмный коридор смерти и, в конце концов, выходим в свет бессмертия. Мы не умираем, а лишь засыпаем, чтобы проснуться в славе. Смерть – это не дом, а лишь порог дома, не цель, а лишь путь к ней. Момент смерти назван долиной. В то время, как в горах бушует буря, в долине царит тишина. Очень часто последние дни христиан – самые спокойные дни их жизни. Гора холодна и пустынна, тогда как долина полна золотых снопов. Многие святые обрели больше радости и знания непосредственно перед смертью, чем за всю жизнь.

Но тогда это уже не долина смерти, а долина «смертной тени», ибо смерть лишилась своего содержания, своей сущности, и от неё осталась лишь тень. Кто-то сказал, что там, где есть тень, должен быть и свет. Так оно и есть. Смерть стоит на обочине дороги, по которой мы идём, и падающий на неё свет небес отбрасывает на дорогу тень. Возрадуемся же этому свету! Никто не боится тени, ибо тень не в силах остановить человека ни на секунду. Тень собаки не может кусать, тень меча не может ранить, тень смерти не может губить. Итак, не будем бояться.

«Не убоюся зла». Давид не сказал, что на пути он не встретит никакого зла. Он обладал ещё большей уверенностью, ибо знал, что Христос уничтожил всё зло. Он сказал: «Не убоюся зла», как если бы сам страх, эта тень зла, сгинула навек. Самое большое зло случается с человеком исключительно в его воображении. Если бы к нам приходили бы только реальные беды, мы не чувствовали бы и десятой доли наших нынешних скорбей. Боясь одной смерти, мы переживаем тысячу. Псалмопевец же был исцелён от болезни страха. «Не убоюся зла», даже самого дьявола. Меня не устрашит последний враг; смело посмотрю я на него как на побеждённого противника, который скоро будет истреблён.

«Потому что Ты со мной». Вот источник христианской радости. «Ты со мной». Маленький ребёнок, оказавшийся на море во время шторма, не боится смерти, в отличие от всех остальных пассажиров корабля. Он мирно спит на груди у матери, и ему достаточно того, что она с ним. Для верующего человека должно быть достаточно того, что Христос с ним. «Ты со мной». Имея Тебя, я имею всё, чего жаждет душа моя: совершенный покой и абсолютную безопасность, ибо Ты со мной. «Твой жезл и твой посох», которыми Ты управляешь Своей паствой, символы твоего владычества и милостивой заботы, «они успокаивают меня». Я верю, что Ты царствуешь. Жезл Иессеев надо мной – как всемогущее подкрепление для моей души.

Многие находят надежду в том, что они никогда не увидят смерти. Конечно, в пришествие Господа будут и «оставшиеся в живых», однако, даёт ли подобное избавление от смерти действительное преимущество и стоит ли христианину желать этого всем сердцем? Мудрый человек, мне кажется, предпочтёт умереть, ибо те, кто не увидит смерти и «восхищены будут на облаках в сретение Господу на воздухе», больше потеряют, чем приобретут. Они потеряют то общение со Христом в могиле, которое будет даровано всем успокоившимся святым; к тому же, нам сказано, что они не «предупредят умерших». Давайте же мыслить по примеру Павла, сказавшего: «Смерть - приобретение» и «разрешиться и быть со Христом… несравненно лучше». Двадцать второй псалом не утратил своей актуальности с течением времени. Сегодня он утешает святых так же, как во времена Давида.

5. «Ты приготовил предо мною трапезу в виду врагов моих». У доброго человека много врагов. А если бы не так, то он не был бы подобен Господу. Если бы у нас не было врагов, нам следовало бы тревожиться о том, что мы, возможно, не дети Божьи, ибо дружба с миром есть вражда с Богом. Однако как спокоен благочестивый муж перед лицом своих врагов! И как воодушевляет его храброе спокойствие! «Ты приготовил предо мною трапезу». В ходе военных действий солдат если и успевает что-то поесть, то делает это очень быстро и тотчас возвращается в бой. Здесь же сказано: «Ты приготовил предо мною трапезу» – подобно тому, как служанка расстилает праздничную скатерть и украшает место пира. Никакой спешки, никакой суеты, никакой тревоги, хотя враг уже у ворот. Бог готовит трапезу, и христианин садится и ест, как будто вокруг всё спокойно. Боже, дай нам тот мир, который Ты даруешь народу Своему даже в самых тяжёлых испытаниях!

«Умастил елеем голову мою». Мы можем постоянно наслаждаться этим благословением и получать помазание Господа на каждый день. Каждый христианин – священник, однако он не вправе осуществлять своё священническое служение без помазания, поэтому он должен каждый день просить Бога Святого Духа помазать его голову елеем. Священник, не имеющий помазания, не имеет права быть священником, а христианский священник не может исполнять свои обязанности, если каждый день не получает новые милости от Бога.

«Чаша моя преисполнена». У Давида был не просто достаток, не просто полная чаша, а гораздо больше – чаша, преисполненная благ. Эти слова может сказать как бедняк, так и богач. «Как? Всё это и ещё Иисус Христос?» – сказала бедная крестьянка, отломив кусок хлеба и наполнив стакан холодной водой. Каким бы богатым человек ни был, если он не доволен жизнью, чаша его не может быть преисполнена: в ней есть трещина, она протекает. Удовлетворённость – это философский камень, который превращает всё, чего он касается, в золото. Счастлив тот, кто нашёл его. Удовлетворённость лучше, чем царство, ибо это ни что иное, как одно из имён счастья.

6. «Так благость и милость да сопровождают меня» (в английском – «будут сопровождать». – Прим. ред.) Этот факт столь же неоспорим, сколь утешителен, и потому мы чувствуем в этих словах твёрдую уверенность псалмопевца. Первую фразу стиха можно также перевести следующим образом: «только благость и милость», ибо наша жизнь – чистейшая милость, без примесей. Эти два ангела-хранителя будут всегда сопровождать нас и приходить по первому зову. Подобно тому, как великие князья не могут отправляться за границу без свиты, так и верующий человек никуда не может отправиться без сопровождающих его благости и милости. «Во все дни жизни моей» - как в дни лишений, так и в дни пира, как в печальные зимние дни, так и в яркие дни лета. Благость Господня восполняет все наши нужды, а милость заглаживает наши грехи.

«И я пребуду в доме Господнем многие дни». «Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно». Пока я здесь, на земле, я буду сыном Божьим, пребывающим в доме Отца. Весь мир для меня будет отчим домом. А когда я поднимусь на верхние этажи, я не переменю своей компании и даже не сменю место жительства, но буду пребывать в доме Господнем многие дни.

Да дарует нам Бог благодать, чтобы мы всегда пребывали в безмятежной атмосфере этого псалма!
 

Выпуски