Божественный авторитет священного писания

Содержимое

Достоверность Библии доказана её сущностью, в то время как её авторитет зависит полностью от источника. Чем внимательней и благоговейней мы исследуем Священные Писания, тем больше мы убеждаемся в том, что все они исходят из одного источника. Верно, что Библия состоит из книг, написанных мужами Божьими в течении полутора тысячелетий. Но все они связаны между собой в удивительной гармонии и единстве; и уже этот факт наводит на мысль о их божественном происхождении. Написавшие Библию мужи Божьи свидетельствуют, что не они являются авторами возвещённых ими посланий, но, как объясняет апостол Пётр, «люди, Духом Святым движимые, изрекли его от Бога» (2.Пет. 1:21). Писания охватывают различные темы, как: сотворение мира, истории войн, пророчества, биографии, законы и правления, мораль, этику, теологию и поэзию. Но несмотря на это, в них присутствует удивительная гармония духа и учений, которую невозможно найти ни в каком другом собрании книг. Тысячи талантливых учёных описывали все эти же темы. Но если взять, например, лучшие труды двадцати авторов и собрать их в одну книгу, то мы получим в этом собрании массу отклонений и противоречий!

Во время посещения величественного Миланского собора в Италии на меня произвело глубокое впечатление совершенство его архитектурного комплекса, красота исполнения и соразмерность его форм. Поднявшись на его высокую крышу, стоя среди множества башен из белоснежного мрамора и сотен искуссно изваянных статуй, я по-настоящему смог оценить, какие всё-таки чудеса может творить человек, имея хорошо продуманный и верно разработанный план. Сооружение собора было начато в 1386 году - более 600 лет тому назад - и до сего дня не закончено. Тысячи мастеровых трудились над этим сооружением, грандиозность которого вызывает восхищение всего мира. Можно ли предположить, что всё это только случайность? Невозможно! Достаточно простого взгляда, чтобы убедиться в том, что план этого сооружения разработан высоким интеллектом.

Слушая выступление оркестра, мы наслаждаемся звучанием мелодии; его исполнение и различные вариации пробуждают в нас тонкие, нежные чувства души. И более всего мы наслаждаемся, когда низкие и мягкие звуки минорной тональности переходят в мажорные и заканчиваются величественной и плавной кульминацией. Но мы знаем, что эта музыка - произведение талантливого композитора, в то время как красота и гармония исполнения зависят от способностей дирижёра и мастерства исполнителей.

Так же обстоит дело и со Словом Божьим. Его единая структура представляет собой самый совершенный и великолепный труд, когда-либо созданный, и ясно указывает, что это дело рук божественного Создателя. Если сравнить Слово Божье с музыкой, то оно самое прекрасное из того, что когда-либо слышало человеческое ухо. Оно словно колыбельная песня для невинного дитя, а для юношеского жизнерадостного возраста - бурный поток, а во времена страданий и печали оно переходит в утешающую мелодию. Оно - как музыка для молодых и старых, для беззаботных и озабоченных, для здоровых и для больных. Образно говоря, Бог - композитор, а Его Святой Дух - дирижёр этой музыки.

Откровения Священного Писания, свидетельствующие о единственном и истинном Боге, одновременно указывают на источник его происхождения. И если представление о высшем Существе всеобще, то для познания Его природы и Его отношения к человечеству необходимо откровение. Вся история язычества не в состоянии дать нам хотя бы одно представление о каком-то из их богов, как о чистом, святом Боге, милосердно расположенном к людям. Наоборот, мифология всех языческих народов изобилует вызывающими отвращение и ужас действиями богов, которым люди поклонялись. История израильского народа повествует нам, что он, подобно окружавшим его языческим народам, предавался самым низким и грязным согрешениям и мерзостям. Откуда же он всё-таки имел определённые представление о святом Боге, о Боге, являющемся противником всякого зла, и который, несмотря на это, полон милосердия и сострадания к людям? Если даже город Афины жертвовал тысячи своих лучших женщин для развратного богослужения богине Венере; если Коринф, по сведениям греческого историка Страбона, только в одном храме имел тысячу так называемых «святых» блудниц - кто же, спрашиваю я, научил израильтян принципам святой жизни и дал им столь высокое понятие о Боге?

Посланники Божьи, написавшие Библию, обладали силой творить чудеса, чем подтверждалось богодухновенность и авторитетность их посланий. Но «вернейшее пророческое слово» (2Пет. 1:19), т.е. исполнение этих пророчеств, является самым большим доказательством божественного происхождения Священного Писания. На это ссылались сам Христос и апостолы более, чем на что-либо другое. Матфей, повествуя о деяниях Спасителя, постоянно подтверждает их словами: «чтобы сбылось изречённое через пророка». А Пётр ясными и не допускающими кривотолков словами объясняет, что «люди, Духом Святым движимые, изрекли его [Слово Божье] от Бога» (2Пет. 1:21). Основываясь на это, апостол Павел делает следующий вывод об авторите Священного Писания: «Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2Тим. 3:16).

Христианство - это единственная религия, отважившаяся избрать пророческое слово своей основой. Это означает, что его достоверность зависит от точного исполнения пророчеств. Хотя некоторые языческие народы имеют своих оракулов, которых они иногда спрашивают о будущем, но их высказывания настолько двусмысленны, неопределённы и полны явного притворства и лицемерия, что сравнивать их с величественными пророчествами Библии просто недостойно. Их высказывания построены таким образом, что применимы к ожидаемым событиям, какой бы оборот они ни приняли. Например, когда Константин со своей победоносной армией шёл на Рим, Максентий, главнокомандующий «вечного города», справился в «книгах Сибиллины» о результатах предстоящей битвы. И он получил уверенный ответ: «В этот день погибнет враг Рима». Заверенный такими словами Максентий вывел свои вооружённые силы на берег Тибра, где сразился с врагом, но был полностью разбит. Пытаясь вернуться в город, он в создавшейся давке был столкнут с Милвианского моста в реку и утонул под тяжестью своего снаряжения. Но этот результат отнюдь не аннулирует двусмысленного высказывания оракула, т.к. независимо от исхода событий можно утверждать, что погиб враг Рима. Точно так же было и когда Крез, царь лидийцев, спросил оракула из Дельфы, идти ли ему на войну с Киром, царём персов, или нет.

Крез получил на это воодушевляющий ответ: «Ты разрушишь большое царство». Да, он разрушил царство, но это было его собственное.

Ограниченный объём данного труда не позволяет процитировать тысячи высказываний пророков из Библии, но даже неверующий в Бога человек должен согласиться с тем, что большинство этих высказываний по своему характеру определённы и однозначны. В этих пророчествах приведено такое множество подробностей, что уже поэтому они никак не могут являться плодом человеческих предположений. Некто однажды сказал: «Для предсказания того, что человек однажды умрёт, не нужно божественного предвидения. Но если к этому добавить, что смерть будет вызвана определённой болезнью и наступит в такой-то день, то подобное соединение обстоятельств полностью выходит из области человеческих предположений». Если, к примеру, рассмотреть пророчества Даниила в главе 8:1-12, то мы увидим, что в нём по крайней мере в пятнадцати различных местах даётся точное описание исторических событий, которые позже и произошли. Когда Илия пошёл навстречу царю Ахаву и сообщил ему об истреблении всего его дома, и что псы съедят его жену Иезавель у стен Изрееля, то в этом предсказании не было ничего двусмысленного.

Удивительное пророчество Христа о разрушении Иерусалима и рассеянии иудеев среди всех народов исполнилось до мельчайших подробностей и с такой точностью, что даже самые дерзкие богопротивники не осмеливаются оспаривать эти факты. Поэтому они приводят необоснованную и смехотворную идею, что Христос сам этих слов не изрекал, но, что они были высказаны и написаны людьми уже после тех свершившихся событий. Как ни странно, но такие люди как Порфирий и Цельсий, одни из первых противников христианства, не додумались воспользоваться подобными уловками для опровержения слов Христа. Вероятно, происшедшие события были тогда настолько свежи, что они не могли позволить себе такое недостойное извращение фактов.

В 53 главе пророка Исаии с такой точностью и подробностью описывается искупительная жертва Христа и Его смерть на кресте, что богодухновенность пророка просто невозможно подвергнуть сомнению. Из-за невозможности доказать, что это пророчество было написано после распятия Христа, Болингброк выдвинул нелепое утверждение, что Христос, зная это пророчество, преднамеренно искал смерти на кресте, чтобы таким образом утвердить своё учение и представить своим ученикам доказательства своего божественного происхождения. Болингброку следовало бы знать, что совратители и лицемеры, как правило, так страстно не жаждут смерти. Но сами богопротивники не прочь покоиться под сенью церквей и собраний, и никто из них не желает подвергать свою драгоценную голову опасностям среди языческих каннибалов, где с радостным самопожертвованием трудятся миссионеры-христиане.

В самой Библии содержится много доказательств её божественного авторитета, но я приведу только некоторые из них.

Удивительная моральная красота Библии очевидна везде. В ней ясным и понятным языком описаны самые унизительные формы греха, но лишь для того, чтобы указать на их порочность и предосудительность. Кто непредубеждённо будет читать эту святую книгу, тот обязательно придёт к убеждению, что она одобряет в человеке только доброе, и отвергает при этом всё злое и нечистое. В вопросах морали Библия является абсолютным авторитетом. Это настолько очевидно, что в настоящее время некоторые вожди языческих религий пытаются приспособить свои моральные взгляды к христианским. Эта Книга, исшедшая из небесного мира, даёт нам верные нормы для жизни, которые все подытожены в учении нашего Господа Иисуса, о котором сказано: «Никто никогда не говорил так, как Он». Никогда ещё человеческому разуму не удавалось придумать и создать такое благородное и возвышенное, могущественное и вдохновляющее учение, каким является Нагорная проповедь Иисуса. Даже если ты исследуешь религии всех времён, возьмёшь лучшее из самых интересных учений и описаний человеческого характера и поведения и соединишь их в одно целое, то ты всё же будешь вынужден признать, что твои результаты очень убоги по сравнению с божественной красотой и неограниченной мудростью слов Христа в Нагорной проповеди. В ней нам представлена духовная сущность закона и слов пророков; в ней божественная истина становится нам особенно близкой; и в ней говорится, что характер и поведение человека определяются сокровенными чувствами и побуждениями его сердца. В ней вынесен смертный приговор гордости, лицемерию и эгоизму. А украшающие душу добродетели, воспеваются и беспредельно поощряются в заповедях блаженства (Мф. 5:3-12). В Нагорной проповеди выражены серьёзные предупреждения о грядущем суде и вечном наказании в аду, чтобы удерживать действия грешников в определённых границах, а праведникам в ней обещана великая награда на небесах.

Другой прекрасной характерной чертой Слова Божьего является его простота. Несмотря на то, что оно содержит в себе глубочайшую мудрость всех времён, оно всё же удовлетворяет духовные потребности и нужды неграмотных и малознающих людей. «Даже и неопытные, не заблудятся» (Ис. 35:8). Хотя путь святости прям и узок, он не сокрыт взору, и поэтому ничто не препятствует ищущей душе найти своего Создателя и вступить на этот путь. Какое это счастье!

Одно из самых ясных доказательств того, что Библия есть Слово Божье, в том, что она ныне имеет силу преобразить человеческий характер и возродить человеческое общество. Содержащиеся в ней обетования о получении спасения и освобождения от власти греха исполнились в жизни миллионов людей. Человеческие слова никогда ещё не производили подобного в людях. Аристотель написал книгу «Принципы этики», но никогда ещё не было слышно, чтобы его труды преобразовали характер хотя бы одного человека, чтобы он, порвав с жизнью во грехах, был способен вести святую жизнь. Томас Пейн написал книгу «Век разума». Но известно ли, чтобы она принесла хоть кому-нибудь освобождение от пьянства или другого порока, как это производит ещё и сегодня священная книга, так пренебрежительно им высмеянная? Но Библия - это книга Божья. Она носит на себе печать Божьего авторства и производит в этом мире Его дело. Миллионы людей отдали свою жизнь, защищая её, и сегодня она ещё ценима и почитаема возлюбленными Бога на земле. Она вдохновляет их на созидание лучших произведений, которые подобно лучам солнца распространяются по миру многочисленными тысячами томов, являясь центром всего возвышенного, благородного и доброго.

Библия утверждает, что она произошла от Бога. «Слушайте Слово Господне!» - так восклицает Исаия. «Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит» (Ис. 1:2,10). «Господь сказал мне», - говорит Иеремия (Иер. 1:7), также и к Иезекилю было слово Господне (Иез. 1:3). О Моисее Иисус сказал: «Он писал обо Мне» (Ин. 5:46). И ещё Иисус говорил: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете через них иметь жизнь вечную, а они свидетельствуют обо Мне» (Ин. 5:39). «Если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто и из мёртвых воскрес, не поверят» (Лк. 16:31). «В начале книги написано обо Мне» (Евр. 10:7). «Мы имеем вернейшее пророческое слово» (2Пет. 1:19). «Люди, Духом Святым движимые, изрекли его [Слово Божье] от Бога» (2Пет 1:21).

Апостолы имели особое вдохновение Святого Духа, потому что Иисус говорил им: «Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать..; ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас» (Мф. 10:19-20). Апостол Павел хвалил фессалоникийцев за то, что они восприняли его проповедь «не как слово человеческое, но как Слово Божье» (1Фес. 2:13). А коринфянам он говорит: «Если кто почитает себя пророком или духовным, тот да разумеет, что я пишу вам, ибо это заповеди Господни» (1Кор. 14:37). Пётр признавал послания апостола Павла так же, «как и прочие Писания» (2Пет. 3:15-16), а Павел утверждал: «Всё Писание богодухновенно и полезно для научения» (2Тим. 3:16).

Из любого разумного и справедливого испытания Библия выйдет с непотускневшим блеском и всегда представит доказательства того, что она действительно есть Слово Божье. И поскольку неопровержимо доказательство, что Библия является Словом Божьим, то этим вопрос об её абсолютном авторитете навсегда решён.

«Библия - слово огненное с неба,
Как дорога ты и ценна нам!
Чту я твоё святое назначенье,
Путеводитель ты к небесам.
Вечная книга, на твоих страницах
Ясно мы видим, в чём жизни суть;
Свет твой сиял чрез многие столетья,
Ты открываешь спасенья путь».

Дорогие и любимые слова Иисуса, заученные нами наизусть в раннем детстве, навсегда останутся в нашей памяти. В трудные часы испытаний и страданий они будут для нас надёжным светильником, уверенно ведущим нас к славе лучших дней. Когда наш жизненный путь прекрасен и приятен, тогда радость наших сердец выразится в благодарности и хвалении словами из Слова Божьего. И если нас окружит мрак предсмертной ночи, когда мы будем переходить в страну будущего, то и тогда принесите нам самую лучшую и любимую книгу всех книг - Библию. Только она одна в состоянии дать нам ясное представление о бессмертии человеческой души.
«[Я] глаголы уст Его хранил больше, нежели мои правила» (Иов 23:12). «Навеки, Господи, Слово Твоё утверждено на небесах» (Пс. 118:89).

Выпуски
Разделы