Учение о Боге

Содержимое

Под выражением «Бог» мы понимаем вечно живущую, совершенную личность, наделённую разумом и сознанием, которая есть причина всего творения. Это понятие о Боге такое естественное, что большинство людей воспринимает его как само собой разумеющуюся истину, нисколько в ней не сомневаясь. Если такой известный мыслитель и философ как Кант утверждает, что Бога невозможно постичь просто разумом и осязать пятью органами чувств, то мы утверждаем следующее: Если невозможно осязать Бога пятью органами чувств, то в человеке есть чувство, которое можно считать шестым и назвать его «внутренним сознанием» или «духовной интуицией». Этим «чувством» мы способны ощущать нашего Творца и познавать Его близость и духовную силу.

Для убеждения всех разумных и здравомыслящих людей в Своём существовании Бог дал нам ещё одно достаточно ясное свидетельство. Оно заключается в том, что мы осознаём наше существование и наше бытие. В этом нет никаких сомнений. Мы также знаем, что ничто не возникает само по себе. Отсюда следует, что первопричина всего сотворённого вечна, т.е. она не имеет ни начала, ни конца своего существования, ибо всё то, что не существует вечно, имеет своё начало и должно из чего-то возникнуть. Нам также известно, что любое творение все свои силы и способности имеет от своего творца; следовательно, вечное существо должно обладать необычайной силой. И мы знаем, что человек имеет сознание, разум и познания. Поэтому Первопричина нашего существования должна быть вечной премудрой личностью. Только безумцы могут сказать в своём сердце, «что нет Бога». Но и это они могут сказать лишь в своём сердце, т.к. их разум с этим полностью не соглашается. И если посредством разума доказать существование Бога трудно, то доказать, что Бога нет, посредством разума просто невозможно. Желания порождают мысли, и поэтому многие безбожники были бы рады, если бы было возможно доказать, что Бога нет.

Мужи Божьи, написавшие Священное Писание, не аргументируют о существовании Бога, поскольку Его существование не вызывало у них никакого сомнения. Уже первая глава Библии начинается словами: «Вначале сотворил Бог...». Бог даёт нам познать свою сущность, свою природу и свой характер через Библию. Все искренне верующие правильно понимают характерные качества Бога, поэтому я их только перечислю и из многочисленных подтверждающих мест Писания приведу только основные.

Качества Бога

1. Независимость в своём существовании. «Ибо как Отец имеет жизнь в самом себе...» (Ин. 5:26).«Ибо у Тебя источник жизни» (Пс. 35:10). Бог непостижим и не имеет начала.

2. Предвечностъ. «Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты - Бог» (Пс. 89:3). «Высокий и Превознесённый, вечно Живущий» (Ис. 57:15).

3. Духовная сущность: «Бог есть дух» (Ин. 4:24).

4. Единственность. Он является единственным истинным и живым Богом. «И нет иного Бога кроме Меня» (Ис. 45:21).

5. Неизменность. «Ибо Я - Господь, Я не изменяюсь» (Мал. 3:6). «... от Отца светов, у которого нет изменения и ни тени перемены» (Иак. 1:17).

6. Вездесущность. «Может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его? - говорит Господь. Не наполняю ли Я небо и землю? - говорит Господь» (Иер. 23:24). «Он и недалеко от каждого из нас, ибо мы Им живём и движемся и существуем» (Деян. 17:27, 28).

7. Всеведение, т.е Он знает всё. «Ведомы Богу от вечности все дела Его» (Деян. 15:18). «И нет твари [сущего], сокровенной от Него, но всё обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчёт» (Евр. 4:13).

8. Всемогущество, т.е. сила и возможности Бога не ограничены. «Вечная сила Его и Божество... через рассмотрение творений видимы» (Рим. 1:20). «Богу же всё возможно» (Мф. 19:26).

9. Премудрость. «Да будет благословенно имя Господа от века и до века! Ибо у Него мудрость и сила» (Дан. 2:20). «О глубина богатства и премудрости и ведения Божьего! Как непостижимы суды Его и неисследимы пути Его!» (Рим. 11:33).

10. Святость и правдивость. «Я свят» (1Пет. 1:16). «Чистым очам Твоим несвойственно глядеть на злодеяния» (Авв. 1:13). Слова Бога неизменны. «В надежде вечной жизни, которую обещал неизменный в слове Бог прежде вековых времен» (Тит. 1:2).

11. Справедливость. Бог не только требует справедливости от творений, наделённых разумом, но и поступает с ними справедливо. «Правосудие и правота [справедливость и правда] - основание престола Твоего» (Пс. 88:l5). «Но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему» (Деян. 10:35).

12. Благость, т.е. щедрость, любовь, милость и благоволение. «Благость Божья ведёт тебя к покаянию» (Рим. 2:4). «Ибо так возлюбил Бог мир...» (Ин. 3:16) «Ибо вовек милость Его» (Пс. 135:26). «Бог же всякой благодати» (1.Пет. 5:10).

13. Верность. «Но верен Господь» (2Фес. 3:3). «Сарра... знала, что верен Обещавший» (Евр. 11:11).

Триединый Бог

Теологический термин «триединство» означает единство трёх личностей Божества: Отца, Сына и Святого Духа. Эта тема в прошлых столетиях являлась бесконечным источником теологических споров. Даже и сегодня ещё есть люди, которые отрицают Его триединство. Поскольку объём данного труда не позволяет подробного описания этой темы, мы удовлетворимся некоторыми разъяснениями.

Один из наибольших споров о триединстве Бога начался в третьем столетии и продолжался до Никейского собора в 325 году н.э. Александрийские и Греческие церковные отцы дали повод для горячего спора, делая особое ударение на учение о воплощении Христа в человеческий образ. В начале 4-го века в среде унитариан (унитарии - религиозные группы, отвергающие учение о триединстве Бога) выдвинулся способный руководитель Арий. Он утверждал, что, хотя Христос и Сын Божий, Он не был вечным, а являлся творением Божьим, превосходящим все другие творения. Это учение очень быстро распространилось. Когда на римский императорский престол взошёл Константин, провозгласив христианскую религию государственной, то для решения этого спорного вопроса он созвал в г. Никеи первое всеобщее церковное собрание. Афанасий из Александрии возглавлял тех, кто признавал божественность Христа и Его равенство с Отцом. Он и его сторонники одержали верх на этом Никейском соборе. Было провозглашено, что Бог троичен в своём единстве, и един в своей троичности. Учение, отвергнутое этим собором, стали называть арианским лжеучением.

Для многих вопрос о триединстве покажется незначительным. Но это ошибочное мнение. Если предположить, что Христос, безупречным совершенством которого мы восхищаемся, не является Богом, то Он бы вместо того, чтобы примирить человека с Богом, лишь открыл бы непроходимую пропасть, разделяющую нас с Богом. А поскольку Он - Бог, явившийся во плоти (1Тим. 3:16) для того, чтобы преобразить грешных людей в своё подобие, то мы можем быть уверены в нашем моральном и духовном сходстве с Небесным Отцом, а также в общении с Ним.

Более глубокая причина того, почему многие люди отвергают учение о триединстве Бога, заключается в его тайне или непостижимости для человеческого разума. Но нужно ли из-за этого отрицать триединство Бога? Никто до сих пор не смог доказать, что в этом учении есть хоть малейшее противоречие. Противоречит ли оно хотя бы одной из библейских истин? Не окружены ли мы сами многими вещами, которые по своей природе являются для нас таинственными? Человек сам в определённом смысле триедин, имея разум, органы чувств и силу воли. Эти различные элементы, однако, необъяснимым образом составляют чудесный единый организм личности. Хотя это не объясняет и не доказывает природу вечного Бога, но всё же даёт понять, что тайна, сокрытая в нас, есть и в Божестве, только на более высшем уровне. Это говорит нам о том, что нужно остерегаться отвергать что-то лишь потому, что его невозможно постичь нашим ограниченным человеческим разумом.

Так как человеческий разум не способен охватить бытие и тайну существования Бога, то наше учение о Боге должно основываться на том, что нам об этом говорится в Священном Писании. И если мы обратимся непосредственно к Библии, то вскоре убедимся, что она убедительно и ясно учит о божественной Троице, если только при чтении множества ясных мест Писания мы не будем подавлять их нашими понятиями и истолкованиями. Вот последовательность нашей аргументации:

1. Отец, Сын и Дух Святой представлены нам как особые личности, отличающиеся друг от друга.

2. Они относятся друг к другу, но отличаются от всех других существ.

3. Каждому из Них присущ божественный титул.

4. Всем Троим присущи божественные качества.

5. Их действия божественны.

Но, несмотря на всё это, существует только один Бог.

Отец

Слово «Отец», относящееся к Божеству, применяется в Священном Писании в двух значениях. В первом случае оно применяется независимо от личности и относится к Богу. «Благословен Ты, Господи, Боже Израиля, отца нашего, от века и до века» (1Пар. 29:10). «Ты - отец Мой, Бог Мой и твердыня спасения моего» (Пс. 88:27). Также и в Ин. 4:21, 23-24, 2Кор. 6:18 и др.

Во втором случае оно тоже относится к Богу, но применяется по сравнению со Христом, который таким образом отличается от Бога-Отца, как Сын и Спаситель. «Всё предано Мне Отцом Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Мтф.11:27). «Иисус же говорил им: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Ин. 5:17). Также и в Д.А. 2:33; Рим. 15:6; Гал. 1:1-4 и в ряде других стихов из Священного Писания.

Сын

Вышеупомянутые слова из Писания ясно показывают, что Христос есть личность, отличающаяся от Бога-Отца. Последующие библейские цитаты показывают, что Христос является Божеством и равен с Отцом.

I. К Сыну относятся те же божественные титулы, что и к Отцу

«А о Сыне сказано: «Престол Твой, Боже, в век века; жезл царства Твоего жезл правоты» (Евр. 1:8). «Ибо младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» (Ис. 9:6). «Вот, дева зачнёт во чреве и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил, что в переводе значит: с нами Бог» (Мтф. 1:23). «В начале было Слово.., и Слово было Бог... И Слово стало плотью и обитало с нами» (Ин 1:1,14). «... церковь Господа и Бога, которую Он приобрёл себе кровью своей» (Д.А. 20:28). Также см. Ин. 20:28; Рим. 9:5; Флп 2:6; Кол. 2:9; Тит. 1:3; 1Ин. 5:20; Откр.17:14 и др.

II. Сыну присущи божественные качества характера

1. Вечное бытие. «Прежде нежели был Авраам, Я есмь» (Ин. 8:58). «Второй человек - Господь с неба» (1Кор. 15:47). «О том, что было от начала...» (1Ин. 1:1). «Он, будучи образом Божьим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил себя самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» (Флп. 2:6, 7). «И ныне прославь Меня, Ты, Отче, у Тебя самого славой, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» (Ин. 17:5). «И Он есть прежде всего, и всё Им стоит» (Кол. 1:17). «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдёт Мне Тот, который должен быть Владыкой в Израиле, и которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих. 5:2). Что может быть яснее последней цитаты о младенце, лежавшем в Вифлеемских яслях и существовавшем вечно одновременно со своим Отцом? И в Откровении Он представлен под титулом «Альфа и Омега», символизирующим вечность (Альфа и Омега - это первая и последняя буквы греческого алфавита; прим. пер.). «Я, Иисус, послал ангела Моего засвидетельствовать вам сиё в церквах... Я - Альфа и Омега, начало и конец, первый и последний» (Откр. 22:16, 13). Поэтому то, что Христос назван Сыном Божьим, не означает, что он когда-то был создан Отцом, но относится к Его чудесному рождению от девы, выражая особое отношение Бога к Нему, как к Спасителю мира.

2. Всемогущество. «Владычество на раменах Его» (Ис. 9:6). «И, приблизившись, Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Мтф. 28:18). «Я - воскресение и жизнь» (Ин. 11:25). «... силой, которой Он действует и покоряет себе всё» (Флп 3:21). «Который есть глава всякого начальства и власти» (Кол. 2:10). См. также Ин. 10:17-18; Евр. 1:3; 2Тим. 1:10 и др.

Вездесущность. «Ибо, где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них» (Мтф. 18:20). «И се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мтф. 28:20).

3. Всеведение. «[Он] знал всех и не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке; ибо сам знал, что в человеке» (Ин. 2:24-25). «Господи! Ты всё знаешь» (Ин. 21:17). «Ты, Господи, сердцеведец всех» (Д.А. 1:24). «... Христа, в котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения» (Кол. 2:3). См. также Мтф. 11:27; Откр 2:23.

Святость, истинность, праведность, благость, верность и другие божественные качества также присущи Христу.

III. Сыну свойственны божественные действия

1. Творение. «Бог... в последние дни сии говорил нам в Сыне.., через которого и сотворил миры» (Евр. 1:1-2). «В начале Ты, Господи, основал землю, и небеса - дело рук Твоих» (Евр 1:10). «Всё через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1:3). «Ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое... - всё Им и для Него создано» (Кол. 1:16).

2. Спасение. «В котором [возлюбленном Сыне] мы имеем искупление кровью Его, прощение грехов» (Еф. 1:7). «[Он] однажды вошёл во святилище и приобрёл вечное искупление» (Евр. 9:12). В дальнейшем мы уделим этому пункту особое внимание.

IV. Сын превознесён над всем

«[Иисус Христос] есть Господь всех» (Д.А. 10:36). «... чтобы владычествовать и над мёртвыми и над живыми» (Рим. 14:9). «Бог превознёс Его и дал Ему имя выше всякого имени» (Флп. 2:9). «Он есть глава тела церкви..; дабы иметь Ему во всём первенство» (Кол. 1:18). «... Христа, который, взойдя на небо, пребывает одесную Бога и которому покорились ангелы и власти и силы» (1Пет. 3:22).

V. Сыну принадлежит честь и поклонение

Священное Писание запрещает служение идолам и повелевает поклонение единственному и истинному Богу. В нём также говорится, что и Христу принадлежит поклонение и честь. «И да поклонятся Ему все ангелы Божьи» (Евр.1:6). «Дабы все чтили Сына, как чтут Отца» (Ин. 5:23). «Они поклонились Ему» (Лк. 24:52). «... со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа во всяком месте» (1Кор. 1:2). «Дабы перед именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних» (Флп. 2:10). См. также Откр. 5:13; 2Тим. 4:18 и др.

Святой Дух

Святой Дух также божественен и, как личность, отличается от Отца и Сына. Он называется «Духом Божьим» (Рим. 8:9), потому что исходит от Бога (Ин. 15:26), и также «Духом Христа» (Рим. 8:9), потому что послан совершать дело Христа.

I. Его Божественность

Божественность Святого Духа ясно подтверждают множество мест Писания. «Ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас» (Мф. 10:20). Сравните также Иез. 36:27, с Д.А. 2:17, 18. «Хорошо Дух Святой сказал Отцам нашим через пророка Исаию...» (Д.А. 28:25). «Все, водимые Духом Божьим, суть сыны Божьи» (Рим. 8:14). «Разве не знаете, что вы - храм Божий, и Дух Божий живёт в вас?» (lKop. 3:16). См. также Еф.1:13 и др.

II. Его личность

То, что Святой Дух является личностью, подтверждают следующие цитаты:

1. Святой Дух един с двумя другими личностями, Отцом и Сыном, и равен им: «... во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28:19).

2. К Нему употребляется личное местоимение «Он». «Когда же придёт Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину; ибо не от себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам» (Ин. 16:13).

3. Святому Духу присущи личные действия. «Утешитель же, Дух Святой.., научит вас всему и напомнит вам всё, что Я говорил вам» (Ин. 11:26). «Дух истины... будет свидетельствовать обо Мне» (Ин. 15:26). «Дух истины... наставит вас на всякую истину» (Ин. 16:13). «Дух Святой сказал...» (Д.А. 13:2). «Сии, быв посланы Духом Святым» (Д.А.13:4).

4. Святому Духу присущи особые качества, как например: познания (lKop. 2:11), воля (lKop. 12:11), сила (Рим.15:13).

II. Его дела

1. В творении. «В начале сотворил Бог небо и землю... И Дух Божий носился над водой» (Быт. 1:1-2). См. также Иов 33:4; 26:13; Пс. 103:30.

2. В спасении. «Бог.., через освящение Духа и веру истине избрал вас ко спасению» (2Фес 2:13). «Бог.., даровав им Духа Святого.., верой очистив сердца их...» (Д.А. 15:8, 9). «По своей милости Он спас нас через омовение возрождения и обновление Святым Духом» (Тит. 3:5). См. также 1Ин. 3:24; Рим. 8:9, 14, 16 и др.

Отец, Сын и Святой Дух отличаются от всех существ своей божественной природой и составляют особый класс. «Во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мтф. 28:19). «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами» (2Кор. 13:13). Об этом также говорится в Иуд. 20, 21; 1Пет 1:2; Рим. 8:14-17 и др.

Дела Бога  

I. Сотворение

1. Сотворение ангелов. «Благословите Господа, все ангелы Его, крепкие силой, исполняющие слово Его, повинуясь гласу слова Его» (Пс.102:20). «Где был ты, когда Я полагал основание земли... при общем ликовании утренних звёзд, когда все сыны Божьи восклицали от радости?» (Иов. 38:4, 7) «... с ангелами силы Его» (2Фес. 1:7).

2. Сотворение мира. «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1:1).

3. Сотворение человека. «И сотворил Бог человека по образу своему» (Быт. 1:27).

II. Провидение

Бог всё сотворил, и Он хранит всё и руководит по своему усмотрению всем, что находится в этой большой и необъятной Вселенной. Творение, созданное Им и одарённое разумом, подчинено управлению божественного провидения.

Выпуски
Разделы