Пребывание Духа в Церкви

Содержимое

«Но ободрись ныне, Зоровавель, говорит Господь, ободрись, Иисус, сын Иоседеков, великий иерей! ободрись, весь народ земли, говорит Господь, и производите работы, ибо Я с вами, говорит Господь Саваоф. Завет Мой, который Я заключил с вами при исшествии вашем из Египта, и дух Мой пребывает среди вас: не бойтесь!» Аггей 2:4,5

Сатана всегда стремится остановить дело Божие. Когда-то он помешал иудеям строить храм. Сегодня он мешает людям Божьим распространять Евангелие. Для Всевышнего возводится духовный храм, и лукавый пойдет на все, чтобы отдалить день его завершения. Если у него появляется возможность отвлечь нас от труда во славу Божью, будьте уверены, он попытается воспользоваться ею. Он хитер, он знает, что одной и той же цели можно добиваться по-разному, поэтому меняет свои методы, лишь бы повредить делу Божьему.

Когда иудеи вернулись из вавилонского плена, сатана пытался помешать им строить храм, сделав их эгоистичными, мирскими людьми, которым было важнее построить свой дом, чем возводить дом Господень. Они оправдывали свое поведение неотложными проблемами в собственных семьях. После возвращения на запущенную землю надо было приложить немало усилий для ее возрождения. Чтобы семья не умерла с голода, надо было работать не покладая рук. Они добились успеха и вернули часть былого благосостояния. Роскошь стала возвращаться в жизнь, а фундамент храма, заложенный годами раньше, оставался нетронутым и зарастал травой. Невозможно было заставить иудеев вернуться к строительству храма. На все призывы люди отвечали: «Не пришло еще время, не время строить дом Господень»(Аггей 1:2). Благоприятное время для строительства всегда было в будущем и никогда не становилось настоящим. Сегодня слишком жарко, завтра слишком холодно. То начинался сезон дождей, и строить было бесполезно, то устанавливалась хорошая погода, когда надо было обрабатывать собственные поля. Как и многие люди в наши дни, они в первую очередь думали о себе, а Бог оставался на последнем месте. Поэтому пророк восклицает: «А вам самим время жить в домах ваших украшенных, тогда как дом сей в запустении?» (Аггей 1:4).

Устами Своего слуги Аггея Бог строго обличил людей, и народ пробудился. В 12 стихе первой главы мы читаем: «И послушались Зоровавель, сын Салафиилев, и Иисус, сын Иоседеков, и весь прочий народ гласа Господа Бога своего и слов Аггея пророка, как посланного Господом Богом их, и народ убоялся Господа». Люди начали работать. Ряд за рядом поднимались стены. Но был брошен еще один камень преткновения на пути строителей. Старые люди заметили, что нынешний храм не шел ни в какое сравнение с храмом Соломона, о котором им рассказывали отцы. Новое здание вообще ничего из себя не представляло и не заслуживало названия храма.

Пророк описывает чувства людей в третьем стихе второй главы: «Кто остался между вами, который видел этот дом в прежней его славе, и каким видите вы его теперь? Не есть ли он в глазах ваших как бы ничто?» Чувствуя, что не могут создать что-либо величественное и прекрасное, люди потеряли всякое желание продолжать строительство. Потеряв энтузиазм из-за воспоминаний о прежнем храме, они стали работать вполсилы. Они были готовы воспользоваться любым предлогом, чтобы прекратить работы. Они так бы и сделали, если бы пророк не противостал козням дьявольским еще одним словом от Господа. Ничто так не приводит в смятение лукавого, как голос Вечного. Наш Господь тоже поражал сатану своим словом, и пророк Аггей поступает так же. Дважды были услышаны слова: «Я с вами, говорит Господь Саваоф»(Аггей 2:4). Бог уверил людей, что их строение угодно Ему и что Он наполнит храм славой. Господь пообещал наполнить новый дом славой более великой, чем та, которой почтил храм Соломона. Они тратили свои силы не напрасно, ибо Бог помогал им и благословлял их. Таким образом, Аггей вновь вселил в иудеев энтузиазм, и они с новыми силами принялись за работу. Стены поднимались все выше, и Бог был прославляем сооружением Его Сиона.

Знаете, наши дни во многом напоминают времена пророка Аггея. История повторяется как внутри церкви Божией, так и за ее пределами, поэтому послание Божие тоже должно быть возвещено вновь. Слова почти забытого пророка должны быть вновь возвещены сегодня верными стражами Господа, чтобы они могли послужить в создавшейся ситуации. Мы не свободны от мирской суеты, которая ставит человека на первое место, а Бога гонит прочь. Иначе наши многочисленные мероприятия намного лучше поддерживались бы золотом и серебром, которое принадлежит Господу, но которое люди, называющиеся христианами, оставляют себе. Правда, после того, как удается победить жадность, наступает время страха и уныния. Среди тех, кто одержал верх над мирской суетой, есть люди, склонные к унынию. Они трудятся так, словно их дело обречено на провал. Но и эту болезнь надо исцелить. Я молюсь о том, чтобы выбранные сегодня стихи из Библии воспылали дыханием Господа, как это было в дни древние. Пусть ослабевшие сердца ободрятся, а заснувшие пусть проснутся, слыша слова Господа: «Дух Мой пребывает среди вас: не бойтесь!» (Аггей 2:5).

С помощью Святого Духа я начну беседу на избранную тему, обратив ваше внимание на то, что уныние запрещено. Затем я буду говорить об ободрении унывающих, а после этого я еще задержу ваше внимание на благословенных словах, преисполненных утешения, и мы поговорим о дальнейшем использовании найденного ободрения. О, пусть наш Господь, Который знает, как вовремя сказать слово утешения уставшим, ободрит сердца ищущих Бога посредством того, о чем будет сказано в третьей части нашей беседы.

I. Начнем с того, что уныние запрещено. Уныние часто посещает нас, смертных, трудящихся для Бога. Труду веры, труду тяжелому, труду, требующему от нас больше, чем мы способны сделать, постоянно чинятся препятствия.

Уныние очень естественно: это родина человечества. Вера для человека - нечто сверхъестественное, вера - результат воздействия Святого Духа. Человеку присуще сомневаться, ибо наше сердце испорчено неверием. Это страшный грех, я уверяю вас, но, тем не менее, он естественен для наших испорченных сердец, склонных ко греху.

Уныние может посетить и посещает нас так же, как тех иудеев. Это происходит потому, что мы знаем, как много Бог заслуживает и как мало мы Ему воздаем. Когда во времена Аггея люди задумались об Иегове и о создании храма для Него, а затем увидели, как невелико заложенное основание и как непривлекательны обычные камни, из которых оно состояло, они устыдились. Где те отесанные камни, дорогие камни, которые в древности Соломон привозил издалека? Они говорили себе: «Этот дом недостоин Иеговы: зачем тратить силы?» Не приходилось ли вам ощущать угнетающую тяжесть этой истины? Братья, все, что мы делаем, - мало для нашего Бога, слишком мало для Того, Кто возлюбил нас и отдал Себя за нас. Для Того, Кто предал Свою душу на смерть ради нас, даже наше лучшее служение, самое героическое самопожертвование - ничто. И мы чувствуем, что это так. Алавастровые сосуды с драгоценным благовонием - недостойный дар. Когда мы сделали все, что в наших силах, провозглашая славу Христа, мы ощутили, что слова слишком холодны и слабы, чтобы достойно превознести нашего Господа.

Когда мы молимся о Его царстве, то видим, что наши молитвы никуда не годятся. И все усилия, которые мы прилагаем в служении Ему, кажутся слишком ничтожными, чтобы быть принятыми Богом. Так приходит уныние. Враг пользуется ситуацией и старается заставить нас сделать неверный шаг. «Если мы не можем сделать много, то лучше не делать ничего», - оправдываемся мы. Если наши усилия ничего не стоят, то мы прекращаем трудиться совсем. Но это глупо. Враг умеет использовать не только гордость, но и смирение. Ему безразлично, заставит ли он возносить значение нашего труда в мыслях наших или умалять его, ему надо, чтобы мы прекратили служить Господу.

Не случайно слуга, получивший один талант, пошел и спрятал деньги в земле. Он знал, что у него только один талант, поэтому он не побоялся закопать его. Возможно, он думал, что прибыль от одного таланта не имеет никакого значения по сравнению с прибылью от пяти или десяти талантов, поэтому выручить мало денег все равно, что ничего не выручить вовсе. Он не смог бы завернуть деньги в платок, если бы их было много. Неброскость наших даров может стать искушением для нас. Мы осознаем себя такими слабыми и ничего не значащими по сравнению с великим Богом и Его великим делом, что приходим в уныние, думая, что нет смысла пытаться что-то делать.

Более того, враг сравнивает наш труд с тем, как трудятся другие, и с теми, кто трудился до нас. Мы делаем так мало по сравнению с другими людьми, что лучше вообще ничего не делать! Мы не можем строить, как Соломон, поэтому не будем строить совсем. Но, братья, все это ложь! Ибо истина в том, что ничто не достойно Бога. Великие дела великих людей, даже великолепный храм Соломона, далеки от славы Божьей. Какой дом может человек построить для Бога? Что такое кедр, мрамор и золото в сравнении со славой Всевышнего? Хотя дом был «весьма величествен», Господь все же с древних времен жил в шатрах, и никогда поклонение Ему не было таким славным, как в скинии, сделанной из козьих шкур. Но когда был построен величественный храм, истинная вера начала приходить в упадок. Что из творений рук человеческих может быть достойно Господа? Большие дела других людей так же незначительны, как и наши маленькие дела. Поэтому мы не должны прекращать совершать их. Но нас подстерегает искушение, и мы должны молиться о том, чтобы избавиться от него.

Недооценка настоящего из-за славного прошлого также наносит большой вред. Старые люди во времена Аггея вспоминали великий храм прошлого, а мы любим вспоминать великих проповедников прошлого. Какой труд совершался в былые дни! Какие служения тогда были! Какие люди обращались к Богу! Какой силой были исполнены те дни! Все пришло в упадок, разрушилось, исчезло!

Но, братья, мы не должны позволить чувству уничижения встать на нашем пути непреодолимым препятствием, ибо Бог может использовать нашу немощь и прославить в ней Свое имя. Я заметил, что великие люди прошлого думали о себе так же, как мы думаем о себе сегодня. Они не были более уверенными, чем мы. Давайте будем вкладывать все сердце и всю душу в труд для Господа и стремиться делать все так, чтобы дела наши были как можно ближе к нашему представлению о том, что заслуживает Бог. Давайте превзойдем наших предков. Давайте будем стремиться быть еще более благочестивыми, более добросовестными, более здравыми в учении, чем они, ибо Дух Божий продолжает пребывать с нами.

Уныние ослабляет человека. Пророк трижды призывает правителя, первосвященника и народ: «Ободритесь!» (В английском переводе вместо «ободритесь» используется «be strong», т.е. «будьте сильными». - Прим. пер).  Это говорит о том, что они ослабели. Уныние заставило их безвольно опустить руки и сделало их ноги ватными. Вера препоясывает нас могуществом, неверие делает нас хромыми. Недоверие приводит к провалу любого дела, но по вере нашей будет дано нам. Вести унывающих людей на сражение в Святой войне так же сложно, как военачальникам Артаксеркса вести персидские войска в бой против греков. Поданных великого царя гнали на сражение бичами и палками, ибо они боялись сражаться. И не удивительно, что они потерпели поражение. Церковь, которую надо постоянно призывать и заставлять что-то делать, никогда ничего не добьется. Грекам не нужны были бичи и палки, потому что каждый из них был львом и стремился в бой, каким бы кровавым он ни был. Каждый спартанец сражался из любви к сражению. Он нигде не чувствовал себя так хорошо, как в битве за свою страну. Нам нужны такие же христиане - твердо верящие в свои убеждения, в учение о благодати, верящие в Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа, такие, чтобы они страстно сражались за свою веру в наши злые дни, когда благочестие высмеивается с кафедр и профессиональные проповедники потешаются над Евангелием. Нужны люди, которые любят истину, те, кому дорога истина, как жизнь, люди, в чьем сердце здравое учение высечено рукой Божьего Духа, показавшего им на жизненных примерах, как важна и могущественна истина. Нам не нужны те, кто, как попугаи, повторяют лишь то, чему их научили. Нам нужны люди, которые будут говорить о том, что они действительно знают. О, нам бы не помешал отряд таких людей, как Джон Нокс: героев и мучеников, преданных своему делу! Тогда бы у Господа Саваофа были люди, которые служили бы Ему, были сильны в Господе, сильны Его могуществом.

Уныние не только ослабляет людей, но и уводит от служения Богу. Слова, сказанные пророком людям, очень важны: «...Ободрись, весь народ земли, говорит Господь, и производите работы...»(Аггей 2:4). Они прекратили строить: они начали говорить и спорить, положив кельмы на землю. Они делали очень глубокие замечания в связи с пророчествами, но стены не поднимались ни на фут. Так всегда происходит, когда в унынии мы прекращаем трудиться для Господа и теряем время на разговоры и обсуждения бессмысленных тонкостей учения. Да избавит Господь вас от уныния! Я полагаю, что кто-нибудь из вас обязательно находится в таком состоянии, потому что иногда и в мое сердце проникает это чувство, и я с трудом принимаюсь за работу. Я верю, что Божья истина займет достойное место, но сегодня у нее много врагов. Сколько всякого неверия прячется в наше время под вывеской «современное мировоззрение»! Евангелие превратилось в кусок глины, из которой каждый лепит, что хочет, желая проявить свое мастерство. И это касается не только учения, но и практики религиозной жизни. Отделенность от мира и святая жизнь уступили место развлечениям и театру. До конца следовать за Христом стало не модно для многих людей. Но остались и те, кто не поколебался, кто готов остаться в меньшинстве на стороне истины. Блажен человек, который сможет устоять силой своего Бога в эти злые дни. Не будем ни в коем случае унывать. «Ободритесь, ободритесь, ободритесь», - звучит трехголосье Триединого Бога. «Не бойтесь», - нежный бальзам для нашей веры, поэтому пусть никто не падает духом. Но довольно об унынии.

II. Теперь мы поговорим об ободрении унывающих, потому что в этом заключается основное содержание выбранных нами стихов. «ЗаветМой, который Я заключил с вами при исшествии вашем из Египта, и дух Мой пребывает среди вас: не бойтесь!»(Аггей 2:5). Бог помнит Свой завет и остается верным Своим древним обещаниям. Когда народ выходил из Египта, Господь был с ним Своим Духом: Он говорил через Моисея и через Моисея Он вел, судил и учил их. Он был с ними Своим Духом, вдохновляя Веселиила и Аголиава для работы над скинией. Бог всегда находит работников для Себя и Своим Духом делает их способными нести особое служение. Дух Божий почивал на старейшинах, которые должны были разделить ответственность с Моисеем в его великом труде. Господь также был со Своим народом в огненном столпе, который блистал посреди стана. Его присутствие было их славой и защитой. Это символ присутствия Духа в Церкви. В наши дни, если мы держимся истины Божьей, если повинуемся Его святым заповедям, если помышляем о горнем, если взываем к Богу в молитве с верой, если верим в Его завет и в Его Сына, значит, Святой Дух пребывает среди нас. Святой Дух сошел на Церковь в день Пятидесятницы и никогда не покидал ее: нигде мы не читаем о том, чтобы Дух вернулся на небо. Он вечно будет пребывать с Церковью. В этом наша надежда в сегодняшней битве. Святой Дух пребывает с нами.

С какой целью, братья мои, нам дан Святой Дух? Давайте задумаемся над этим, чтобы ободриться. Дух Божий пребывает с нами, чтобы помогать и поддерживать в том служении, которое Он дал нам. О, пусть молитвы народа Божьего о Божьих служителях постоянно возносятся к небу, чтобы они могли говорить с божественной силой и убедительностью, чтобы никто не мог отмахнуться от их слов! Мы слишком надеемся на умных людей: нам нужны искусные и красноречивые ораторы, мы вздыхаем от того, что среди нас нет людей, наставленных и утвержденных в языческом знании. Но насколько мудрее были бы мы, если бы искали помазания от Бога, божественной власти и силы, которые укрывают человека как щитом! О, если бы каждый из нас, утверждающий, что он проповедует Евангелие, научился говорить в полной зависимости от водительства Святого Духа, не осмеливаясь произносить свои собственные слова, предавая себя в руки той тайной силы, без которой невозможно оказать воздействие на совесть или обратить чье-либо сердце!

Разве вы не знаете разницы между силой, которая исходит от искусной ораторской речи, и силой, которая исходит от божественного могущества, и позволяет говорить так, что человеческие сердца не могут противостоять ей? Мы совершенно забыли об этом. Лучше сказать шесть слов в силе Духа Святого, чем проповедовать семьдесят лет без Духа. Если вы раньше полагались на тех, кто уже отошел в вечность за своей наградой, то сегодня вы можете полагаться на наших служителей и благовестников, если они будут искать помощи Духа. Давайте прекратим оскорблять Духа Божьего, но будем просить Его о благословении тех верных служителей, которые еще остались с нами.

Тот же Дух, давший в прошлом Своей Церкви великих учителей, может воздвигнуть других, еще более способных людей. Однажды брат из Уэльса рассказывал мне о великих людях, которых он знал. Он сказал, что никогда не слышал другого такого проповедника, как Кристмас Эванс, он, по мнению брата, превзошел всех. Я спросил его, знает ли он другого уэльского проповедника, который проповедовал бы как Эванс. «Нет, - ответил он, - в наши дни в Уэльсе таких людей нет». Так и у нас, в Англии, нет ни Весли, ни Витфилда, сегодня нет никого, кто мог бы с ними сравниться. Но коль скоро мера Духа у Бога не ограничена, Он может призвать из какой-нибудь провинции нового Кристмаса Эванса или найти в нашей воскресной школе еще одного Джорджа Витфилда, который будет провозглашать Евангелие в силе Духа Святого, посланного с небес. Давайте не будем бояться будущего и отчаиваться в настоящем, потому что Дух Божий пребывает с нами. Что с того, что распространяющееся заблуждение может заставить замолчать всех, кто проповедует старое Евангелие? Наша вера не должна ослабнуть. Я слышу шум приближающихся легионов солдат креста. Я слышу громкие призывы целого воинства проповедников. «Господь даст слово: провозвестниц великое множество». Веруйте в Бога через нашего Господа Иисуса Христа! Когда Он взошел на высоту, Он пленил плен и дал дары людям. Он послал апостолов, учителей, проповедников и евангелистов, и Он может сделать это вновь. Давайте возложим упование на вечного Бога и ни на мгновение не допустим уныния.

Но это не все. Святой Дух пребывает с нами, и Он может подвигнуть всю церковь начать разные служения. Одно из самых страстных наших желаний состоит в том, чтобы каждый член церкви понял, что ему определено служение. Каждому, кто со Христом,  мужчинам и женщинам, есть о чем засвидетельствовать, есть о чем предостеречь, каждый может совершить дело во имя Христа. И если Дух Божий будет излит на наших юношей и девушек, все они займутся активным служением. Все от мала до велика будут проявлять усердие, и мы удивимся тому воздействию, которое будет оказано на наш спящий народ. Иногда мы плачем от того, что наши церкви так безжизненны. Старая поговорка говорит о заснувшем человеке, что «он спит глубоко, как церковь». Я думаю, что никто не может погрузиться в более глубокий сон, чем церковь. Но Дух Божий пребывает с нами, и поэтому церкви обязательно пробудятся. Я имею в виду, что не только часть, но вся церковь может ожить. Самый равнодушный верующий, самый беспечный христианин, самый бесполезный член церкви может отличиться усердным трудом. Я смотрю на них, как на поленницу, состоящую из сухих дров. О, как нужен огонь! И мы еще увидим славный костер.

Приди, Святой Дух, небесный Голубь, пронесись над погрузившейся во тьму, заблудившейся Церковью, как когда-то ты носился над хаосом, и тогда на смену беспорядку придет гармония, и свет прогонит тьму. О, пусть Дух пребывает с нами, и больше нам ничего не надо для победы. Даруй, Господи, нам Его присутствие, и все остальное, необходимое для плодотворного служения церкви, придет в свое время.

Если Дух пребудет с нами, будет множество обращенных к Богу. Мы не можем поколебать атеизм этого века. Мы не можем, Он может. Все возможно Богу. Если вы пройдетесь по набережной в определенное время дня, то вы увидите баржи и другие суда, лежащие в иле. И все королевская рать не сдвинет их с места. Но подождите прилива, и они поплывут по воде, как живые. Живой поток воды совершает то, что ни один смертный сделать не может. Сегодня наши церкви невозможно сдвинуть с места. Что же нам делать? О, пусть Святой Дух сойдет на нас со Своими потоками живительной силы! И Он так и сделает, если мы будем веровать в Него. Он обязан так сделать, если мы будем взывать к Нему. И Он так сделает, если мы прекратим оскорблять Его. Все будет происходить так, как желают святые, когда Господь святых с нами. Надежда на продолжение жизни и укрепление церкви заключается в пребывании Духа с нами. Надежда на спасение Лондона кроется в чудотворящем Духе. Склоним наши головы и преклонимся перед всемогущим Духом, который снизошел к нам, чтобы действовать в нас, через нас и с нами.

И если это произойдет, а я не вижу причин, почему бы это не могло произойти, тогда мы можем ожидать, что Церковь облечется в прекрасные одежды. Тогда она начнет очищаться от заблуждений, которые оскверняют ее, тогда она прижмет к груди те истины, которые сейчас начинает забывать, тогда она вернется к чистому источнику богодухновенности Писания и будет пить из него истину, и тогда из ее чрева потечет не мутный поток, а река живой воды. Если Святой Дух будет действовать среди нас, мы возрадуемся в Господе и будем прославлять имя нашего Бога.

Когда Дух Божий начинает являть Свое могущество, все содействует Ему. Смотрите, какое утешение дано нам в оставшейся части второй главы книги пророка Аггея (которую мы сейчас прочитаем как говорящую о церкви, а не о храме). Если нам будет дан Святой Дух, то мы можем быть уверены, что Провидение будет на стороне церкви Божией. Прочитайте стих 6: «Ибо так говорит Господь Саваоф: еще раз,и это будет скоро, Я потрясу небо и землю, море и сушу, и потрясу все народы...» Великие потрясения будут сопровождать деяния Святого Духа. Мы можем надеяться на то, что Бог будет действовать ради Своего народа сверхъестественным образом, если только будем верны Ему. Империи рухнут, времена изменятся, истина восторжествует. Ожидайте нежданного, принимайте в расчет невероятное, если это необходимо для роста Царства. С древних времен земля помогала жене, когда дракон открыл свою пасть, чтобы утопить ее в извергнутых потоках воды (Откр. 12). К нам придет помощь в неожиданный момент, когда дела будут совсем плохи.

Господь также обещает в этой главе Своему народу, что у него будет все необходимое для строительства. Люди боялись, что не смогут построить храм из-за своей бедности. Но Господь Саваоф говорит: «Мое серебро и Мое золото» (Аггей 2:8). Когда церковь Божия верует в Бога и смело идет вперед, она не должна заботиться о средствах. Ей Бог даст все. Дающий Святого Духа даст золота и серебра столько, сколько нужно. Как мы можем унывать? Если Бог с нами, кого нам бояться? Один из наших английских королей однажды пригрозил великому Лондону, что если члены городского совета будут произносить вольнодумные речи, то он - да, именно этим он и пригрозил, - лишит город присутствия своего двора. На это лорд-мэр ответил, что если его сиятельство милостиво оставит в Лондоне Темзу, то горожане попробуют как-нибудь прожить без его двора. Пусть кто-то сегодня говорит: «Если вы будете придерживаться этих старомодных учений, то потеряете образованных, богатых и влиятельных людей». На это мы ответим: «Пока мы не потеряли благочестивых людей и не лишились присутствия Святого Духа, мы совершенно не обеспокоены тем, что кто-то нас оставляет». Если Святой Дух остается с нами, то через нашу церковь протекает река, веселящая град Всевышнего. Братья, душа моя радуется, когда я восклицаю: «Господь сил с нами, Бог Иакова заступник наш» (Пс. 45:8).

Выпуски
Разделы