Жизнь победы

Содержимое

Эрнст МОДЕРЗОН

Что говорит Писание?

Когда говорят, что в жизни детей Божьих замечается переход от победы к победе, от силы к силе, обычно думают, что это не трезвый и не библейский взгляд. Вот поэтому я приступил к основательному исследованию. Действительно, правильно ли говорить о жизни победы детей Божьих?

Кто может решать этот вопрос? Только Библия, Слово Божье, в состоянии ответить на этот вопрос. Итак, что говорит Писание по этому поводу?

В книге пророка Иезекииля 36:26-27 Господь предлагает обетование: «И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять».

Если Бог приводит нас к тому, что мы ходим в заповедях Его и соблюдаем уставы Его, то не это ли жизнь от победы к победе? Не ходить в заповедях Его, не соблюдать уставов Его – это жизнь поражений. Ходить же в заповедях Его, повиноваться Слову Его и воле Его – это жизнь от силы к силе, от победы к победе. И такую жизнь обещает нам Господь через пророка.

То, что у пророка Иезекииля является обетованием, в Псалме 83 является опытом жизни. Псалмопевец говорит: «Приходят от силы в силу». Потому что они переходят от одной силы к другой, поэтому они одерживают одну победу за другой. Только в том случае можно одерживать победу за победой, если будем испытывать постоянные притоки Духа Святого. Во всяком случае, это был тот опыт, которым обогатился сам псалмопевец, это не было редкое исключение, но правило, обязательное для детей Божьих: «Они приходят от силы в силу».

О том же свидетельствует и Псалом 117: «Глас радости и спасения в жилищах праведников: десница Господня творит силу! Десница Господня высока, десница Господня творит силу!» (стихи 15-16).

Во многих домах и сердцах дела сегодня обстоят совершенно иначе! Верующие часто поют со слезами другую песню: «Десница сатаны одерживает победу, потому что десница сатаны высока».

Не потому ли столь многие дети Божьи жалуются на усталость, что они постоянно скорбят о поражениях, которые готовит им враг? Где же радостные восклицания о победе в жилищах праведных? Тот же, кто поет песнь победы, подозревается в волшебстве.

Нет, если праведники Ветхого Завета пели о победе, тогда и нам следует делать то же! Они ведь не знали того дивного искупления, которое Господь совершил для нас на кресте. Перед нами ведь Голгофский крест! Мы должны петь еще уверенней, нежели пели праведники Ветхого Завета: «Десница Господня творит силу!». Мы знаем, что Он отнял на Голгофе власть у сатаны, что Он одержал там победу над властью тьмы. Да, так оно и должно быть: «Глас радости и спасения в жилищах праведников!».

В Псалме 22 Давид поет о чрезмерной и переполняющей благодати Божьей: «Господь – Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться». Ни в чем! Мы слишком склонны к тому, чтобы упрекать себя в преувеличениях. Но Библия ничего не преувеличивает. И если она говорит: я ни в чем не буду нуждаться, то это значит, что я действительно ни в чем не буду нуждаться! Если Господь стал нашим Пастырем и если мы стали овцами паствы Его, тогда мы ни в чем не будем нуждаться, ни в телесной, ни во внешней жизни, ни во внутренней. Никакого недостатка!

Об этом же говорит псалмопевец несколькими стихами ниже: «Чаша моя преисполнена». Это не преувеличение. Чаша полна. И не только полна, она переливается через край.

Преизбыточествующая (переполняющая) благодать – это жизнь победы. Вот слово, которое произнес Сам Иисус: «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Иоанна 10:10). Какова же тогда цель Его посланничества? Жизнь и обильный избыток. Обладаешь ли ты уже этим? Может быть, ты уже имеешь жизнь, но имеешь ли ты также избыток?

Открой 2 Коринфянам 2:14. Там Павел говорит следующее: «Благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать во Христе». Что? Неужели постоянно победа во Христе? Да, он именно так и говорит. Постоянная победа! Но ведь это же и есть жизнь победы.

Совсем не случайно, что греческое слово, которым Павел пользуется здесь, обладает двойным значением. Оно означает как «торжествовать над чем-то победу», так и «дает нам торжествовать». Поэтому этот стих можно было бы перевести и следующим образом: «Благодарение Богу, Который дает нам торжествовать над собою победу во Христе». Это весьма важно. Мы никогда не достигнем того, что Бог разрешит нам постоянно торжествовать победу, если прежде Он не одержит над нами полной победы. Вот поэтому так часто нет у детей Божьих никакой жизни победы, потому что они создают Богу различные препятствия, потому что Бог еще не одержал полной победы над всеми их противоречиями и над всяким их сопротивлением. Если мы всецело подчинимся Господу, если Он сможет восторжествовать над нами, тогда мы достигнем того состояния, когда Он дарует нам победу во Христе. «Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело» (2 Кор. 9:8).

Какое это царственное слово!

Бог же силен! – так пишет апостол. Он, должно быть, наблюдал и пережил на собственном опыте и на опыте других, что Бог подлинно силен. Что же силен совершить Бог? «Обогатить нас всякой благодатью» - значит благодатью всякого рода. Благодатью говорить, но и благодатью молчать; благодатью исповедовать, но и благодатью нести это исповедание; благодатью терпеть, но и благодатью действовать, трудиться – благодатью всякого рода. И вся эта благодать доступна нам не в ничтожной мере, а в избытке, в изобилии. Нам необходимо только прийти и воспользоваться этой полнотой благодати. Каковы же тогда будут последствия? Мы будем иметь всякое довольство. Не в каких-то отдельных отношениях, но довольство во всем! Тогда не будем испытывать никакого недостатка. Обильный избыток, как и сказал Иисус.

Каковы же дальнейшие последствия? Таковы, чтобы мы были способны на всякое доброе дело. Не жизнь ли это победы, которую изображает здесь апостол? Об этой жизни он говорит следующее: «Бог же силен…». И в Послании к Ефесянам он пишет о жизни победы детей Божьих, говоря: «И нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, - благодатью вы спасены, - и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе» (2:5-6).

Да, если мы будем читать все Писания Ветхого и Нового Заветов, только без предубеждений и предвзятости, тогда мы вынуждены будем сказать, что они говорят о жизни победы, как таковой.

Эти Писания могут ожидать от нас такой жизни, потому что они ожидают ее не от наших усилий и стараний, а в силу победы Иисуса Христа на Голгофе, в силу совершенного избавления.

Если бы нам пришлось жить жизнью победы лишь собственными усилиями, тогда мы навеки потерпели бы урон. Но жизнь эта достигается не собственными усилиями и стремлениями, а в силу достигнутой и завоеванной нам победы Иисусом Христом, и мы можем и должны усвоить ее верою. Его победа – это и наша победа.

 

Величайший враг

Знаешь ли ты, кто является величайшим врагом твоей победоносной жизни? Знаешь ли ты, кто наносит нам большинство поражений? Величайший враг наш – это наше собственное «я».

Вспомни, когда случались поражения в твоей духовной жизни, не находилось ли в основе их твое собственное «я»?

О, какие трудности, какие неприемлемости создавало для меня мое собственное «я»! Когда мне что-то весьма нравилось, тогда мое «я» начинало сразу же возбуждать меня, хотя я и убеждал себя: «Возненавидь это! Что собственно в этом? Запрети себе и отвернись от этого!».

Разве не знакомы тебе эти голоса? Когда собственное «я» начинает возбуждать человека, разогревать в нем похоть, тогда он начинает раздражаться. Тогда обычно человек обижается, оскорбляется, возбуждается и умолкает. Он становится болезненно чувствительным.

Почему так мало побеждающих детей Божьих? Потому что слишком велико господство собственного «я»! Как тормозится из-за этого жизнь детей Божьих. И как страдает от этого жизнь всего общества! Сколько разногласий и трений появляется в жизни общин только потому, что господствует «я». Человеку нельзя сказать слова, человек не может уступить, он не хочет изменить своих взглядов – и спор готов!

Если собственное «я» человека является столь грозным врагом жизни победы, то как же нам освободиться от этой ужасной тирании?

Не тем путем, которым обычно пытаются достичь этого! Большинство пытается освободиться от тирании собственного «я», решив не подчиняться более этой тирании. Человек, например, решает: не стану более взрываться! Не хочу быть столь болезненно чувствительным! Не буду более раздражаться! Не буду более считать всего, происходящего кругом, злом!

Однако, что получается из всех этих решений и намерений? Ничего, кроме поражений. Благодаря попытке восторжествовать над собственным «я», человек обогащается болезненным опытом: «Я ничего не могу достичь собственными усилиями!».

Есть от чего прийти в отчаяние. Так бы хотелось обеспечить себе победу. Человек молится и борется за победу – и терпит одно поражение за другим. И вот тогда он постигает печальную истину из седьмой главы Послания к Римлянам: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (стих 19).

Наконец, когда человек устает от борьбы и молитв, так и не достигнув успеха, он складывает оружие.

Он теряет мужество и впадает в отчаяние. Он решает, что нет больше смысла в борьбе, что иначе и быть не может.

Как много верующих с печалью отказались от всех Божьих обетований. Они повержены на обочине узкого пути, устав и изнемогши. Они отказались от надежды, что в их жизни могло бы быть иначе.

Но существуют и другие, те, которые не считают себя разбитыми и побежденными. Они терпят поражения за поражением, но делают вид, будто их жизнь правильная, будто вообще нет другой жизни. Тот, кто говорит им о жизни победы, представляется им глупым и фанатичным. «Да, молодые люди! Они говорят так, потому что они не знают еще жизни, потому что они еще ничего не пережили. Когда они станут старше, тогда заговорят по-другому!»

Однако жизни победы не будет до тех пор, пока собственное наше «я» будет осуществлять над нами победу. Это несомненно! Но как же нам тогда освободиться от господства этого «я»?

Некоторые говорят, что необходимо распять это «я». Но действительно ли это возможно? Не кажется ли нелепостью желание распять самого себя: чтобы распять себя, необходимы руки, а ведь их необходимо пригвоздить в распятии, не возникает ли тогда новая попытка самостоятельных действий? Я как раз и опасаюсь того, что в моей жизни может кое-что зависеть от меня лично и от моих действий.

Нет, мы не в состоянии распять свое собственное «я». И – благодарение Господу – у нас нет необходимости в этом. Оно уже распято!

Откроем еще Послание к Римлянам 6:6. Там сказано: «Зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху».

Как же нам следует понимать это? Неужели наш ветхий человек уже распят? Неужели он сораспят со Христом?

«Наш ветхий человек» - это наше собственное «я», это наша греховная природа, которую мы унаследовали от Адама. «Ветхий человек» не одинаков у всех. Твой ветхий человек может весьма отличаться от моего ветхого человека. Но, несомненно, это старая греховная природа, которую мы унаследовали, которая формируется в нас и в нас находит свое выражение. У одного в одном отношении более проявляется «слабая сторона», у другого – в другом. Один связан в одном отношении, другой – в другом. У разных людей все это представляется по-разному. Один склонен более у чувствительности, другой – к суровости, к черствости. Один привержен более к плоти, другой – к алчности. Нам приходится бороться с нашей собственной природой и с нашим характером, но в этой борьбе мы всегда остаемся побежденными.

Но Благая Весть возвещает тебе: «Ветхий наш человек распят с Ним!»

Ты качаешь головой: «Да, я слышал уже эту весть, но, к сожалению, у меня нет больше веры! Неужели мой ветхий человек может быть распят вместе со Христом? В таком случае он не мог бы более тиранить меня! Но он ежедневно предлагает мне предостаточно доказательств того, что он еще жив!»

Если станешь рассуждать таким образом, будешь совершать ту же ошибку, которую совершают многие. Ты хотел бы узнать, что уже умерщвлен твой ветхий человек, чтобы ты мог затем поверить этому факту. Но не таков путь Божий. Ты должен сначала поверить, а потом только узнать.

Нет другого пути для достижения благословений Божьих, кроме как только верою.

И тот факт, который предлагает тебе Павел, ты тоже должен воспринять верою, ты должен поверить этому, потому что так написано. Понял ли ты его, осознал или же нет, но ты должен поверить! Скажи Господу: «Господи, Слово Твое говорит мне, что мой ветхий человек распят с Тобою. Но я не могу ни понять этого, ни осознать этого. Однако я хочу поверить этому. Господи, я благодарю Тебя за то, что мой ветхий человек распят вместе с Тобою, чтобы мне отныне не служить более греху. Господи, я благодарю Тебя за это от всего сердца!»

Если ты совершил уже такой шаг веры, если ты верою воспринял факт: мой ветхий человек распят вместе со Христом, - то я скажу тебе, что затем ты на личном опыте убедишься в этом.

Ты должен только хранить себя от ошибки, которую совершают многие, ты не должен думать, что теперь ты выше всех гор, что теперь нет уже для тебя ни искушений, ни испытаний. Они, безусловно, существуют. Они ведь никогда не исчезают полностью.

Первый шаг веры еще не завершает дела. За первым шагом веры должны последовать еще многие шаги, ты должен пройти весь путь веры, ты должен ходить верою. Необходимо ведь переходить от веры в веру. Необходимо переходить от одного испытания ко второму. Но во всех испытаниях мы должны считаться с тем, что мой ветхий человек распят вместе со Христом, что у него нет больше ни прав, ни силы для того, чтобы тиранить меня.

Эту мысль апостол выражает в Послании к Римлянам 6:11 следующим образом: «Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем». Когда же наступят искушения – для раздражения, для проявления особой чувствительности и еще не знаю для чего, - тогда необходимо верою посчитаться с тем фактом что мне нет теперь нужды уступать искушению: Иисус избавил меня от моего ветхого человека. Теперь уже не нужно жить моим собственным «я», теперь я могу жить Иисусом, Который умер за меня и воскрес.

Если в искушениях мы, таким образом, обратим свой взор на крест и Распятого, тогда мы одержим победу. Ты узнаешь это.

Тебе необходимо освободиться от собственного «я». Доколе ты не освободишься от него, ты не сможешь быть подлинно свободным. Раньше, когда мы пели псалом: «Какое счастье быть спасенным, Господь, Твоею Кровью», - мы вносили маленькое изменение. Мы пели: «Какое счастье быть свободным!» Слово «спасенный» теряет для нас ценность.

Можно воображать, что я «спасен», однако, если спасение не приводит нас к тому, что мы подлинно свободны, освобождены от собственного «я», тогда мы еще не спасены в полном смысле этого слова.

Свободен ли ты? Свободен ли ты от влияний собственного «я»? Если ты еще не свободен, тогда для тебя совершенно невозможна жизнь победы. Ты должен быть спасен и свободен. И ты будешь таковым, если верою примешь жертву, которую совершил для тебя Иисус на кресте. Поэтому нам нет нужды более спасать себя. Мы спасены. Нам необходимо только верить.

Тот, кто пытается бороться с собственным «я», прилагая добрые намерения и проявляя всю сосредоточенность, тот оскверняет и обесценивает крест и слово о кресте: «Совершилось!» У нас нет более необходимости спасать самих себя. Слава за это Богу!

Мы спасены. Мы спасены и от своего ветхого человека, и от своего «я».

 

Жить по благодати

Невозможно достичь жизни победы собственными силами и собственными возможностями. Если мы хотим достичь жизни победы, необходимо жить благодатью. Об этом говорит нам Иоанн: «И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать» (1:16). Да, это единственный путь. Из Второго Послания к Коринфянам 12:9 узнаем, что для жизни победы достаточно одной только благодати. Там сказано: «Довольно для тебя благодати Моей».

Для всех потребностей, для всех отношений необходимо лишь одно: благодать!

Но и в благодати заключаются некоторые трудности. Жизнь по благодати обладает некоторыми предварительными условиями. Прежде чем жить по благодати и черпать из полноты Господней благодать на благодать, необходимо обнищать, обанкротиться. До тех пор, пока мы представляем собой еще какую-то величину, пока нам известно это, до тех пор мы не в состоянии достичь благодати.

Поэтому труд Божий в нас ведет нас к тому, чтобы мы обнищали и обанкротились, чтобы потом мы могли воспользоваться благодатью.

«Почему там, у Иавока, Господь, собственно, боролся с Иаковом?» - спросил меня однажды один человек. Я ответил ему встречным вопросом: «Почему же Он и сегодня борется с нами?» И сегодня в нашей жизни совершается та же борьба, что совершалась тогда у Иакова. Он борется из-за того, чтобы мы обнищали и сделались малыми. Он стремится к этому, чтобы привести нас в то состояние, когда мы сможем воспользоваться богатством Его благодати.

О, как долго Иаков противился Богу! Он постоянно прибегал к новым хитростям и новым уловкам. Но в ту ночь Иаков, наконец, узнал, что у Бога имеются определенные цели в отношении его. Бог повредил у Иакова состав бедра – это состав нашей силы. Его собственная сила была тем, за что Иаков длительное время держался и что он противопоставлял Богу. Но в ту ночь сила сокрушилась. Иаков погиб бы тогда, если бы он не ухватился за Господа: «Не отпущу Тебя, пока не благословишь меня!» Вот тогда-то он и был восстановлен, но уже не своей силой, тогда Бог поднял его!

Как поступал Иаков, так, собственно, поступаем и мы. Мы тоже весьма уповаем на собственные возможности, на собственное знание, на то, чем владеем и чем обладаем. Но Богу весьма необходимо сокрушить все это. Он вынужден отнять от нас все это.

Переживал ли ты в своей жизни подобный час? Поразил ли однажды Господь состав твоего бедра? Или же ты все еще пребываешь в полном самосознании своей силы и в самоуверенном уповании на самого себя?

В нашей жизни должно случиться все так, что мы вынуждены прийти к пределу своих возможностей, в противном случае мы никогда не достигнем благодати, никогда не воспользуемся ею.

Безусловно, весьма болезнен тот час, когда нам придется переживать все это; но этот же час – это и час радости, потому что тогда откроется у нас доступ к полноте благодати Божьей, которая предлагается нам здесь, на земле, и которая нас ожидает.

Да, наши потребности достаточно велики, но полнота Его гораздо значительнее их; у Него имеется все то, в чем мы нуждаемся. У Него благодать для общения с начальствующими, благодать для общения с равностоящими, благодать для общения с подчиненными. У Него благодать для общения мужа с женою. У Него благодать для общения жены со своим мужем, с детьми, с домочадцами. У Него благодать для соседа и соседки. У Него благодать для здоровых и больных дней. У Него благодать для молчания и для беседы. У Него благодать для страданий и для того, чтобы переносить их. У Него благодать всякого рода и для всех случаев жизни.

Благодарны ли мы за то, что можем черпать из Его полноты благодать на благодать? Сокровищницы славы находятся в нашем распоряжении. И мы можем приходить во все свои дни и брать все, что нам необходимо. К сожалению, мы не приходим к Господу слишком часто. И, напротив, чем чаще мы приходим, тем больше радости мы приносим Ему и тем больше славы оказываем Ему.

Только так наша жизнь может оказаться победоносной, если мы уже не будем ожидать чего-то от собственных сил и возможностей, но всецело будем полагаться на полноту благодати Господней.

Петр написал следующее слово: «Все заботы ваши возложите на Него». Сам он не всегда поступал таким образом. Раньше он возлагал заботы свои на самого себя. Раньше он считался только с собственными силами. «Если и все соблазнятся о Тебе, - говорил Петр, - я никогда не соблазнюсь». Но как он был посрамлен в этом отношении; ему пришлось в потоках слез убедиться в том, что он не знал самого себя. Теперь он больше не возлагал надежд на самого себя, а единственно на Господа.

И мы должны достигнуть такого состояния. Но в этом отношении нам еще многого недостает. Мы еще много ожидаем от самих себя.

Препятствием на нашем пути является не наша слабость, а наша сила. Я часто думал, находясь на молитвенных собраниях, когда слышал молящегося брата или сестру, просивших: «Господи, укрепи меня!» - что такая молитва не всегда бывает верной. Я говорю себе в такие минуты, что Господь знает, каково наше состояние, и Он правильно услышит нашу молитву. Такие молитвы часто бывают неверными. Собственно, нам чаще следовало бы молиться таким образом: «Господи, умножь мою немощь и слабость, чтобы я превратился в настоящее ничто, чтобы я уже ничего не мог, все же потребное Ты подари мне, как Твой дар совершенный!»

О, как мы нуждаемся в благодати! Только в одной благодати, и в благодати для всего решительно.

По мере того, как я становился старше, я все более постигал, как необходима нам сохраняющая благодать. Я не знал этого раньше. Когда я обратился, то полагал, что с обращением все уже решено в моей жизни. Все остальное придет само собой. Но вот потом я увидел, сколько детей Божьих терпят кораблекрушение; я увидел, что и рабы Божьи поскальзываются порою, скатываясь на превратные пути, и вот тогда-то я стал понимать, что следует все более и более молиться о сохраняющей благодати.

Мы не сможем пройти своего жизненного пути, если благодать не пронесет нас и не сохранит нас. Если не будем жить благодатью, нам никогда не достичь жизни победы. Благодарение Богу за то, что Он всегда верен.

Да, Он верен. Он готов хранить нас, если только мы хотим, чтобы Он хранил нас. Как часто я говорил Ему по утрам: «Господи, я не знаю, что принесет мне этот день, но я знаю, что я еще не дорос до того, чтобы выполнить задачи и требования этого дня. Но я знаю и то, что Ты поможешь мне». А затем я молился о сохранении по Его благодати.

Только так можно пройти по жизни. И только так.

Кто придерживается того мнения, что он что-то может, что он чем-то является, тот вынужден будет вскоре заметить, что он ошибается. Вот каков принцип в Царстве Божьем: «Смиренным дает благодать». Но кто смирен? Тот, кто не думает о себе, кто ничего не ожидает от себя самого.

Обстоятельства наши могут оказаться весьма тяжелыми; благодать, однако, способна преодолеть их. Благодать хранит нас. Благодать помогает нам побеждать во всех положениях.

  Да, нам необходима благодать, и только одна благодать! 

Выпуски