Библия учит об освящении

Содержимое

Ф. Смит.

Павел говорит, что «Бог от начала, через освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению» (2 Фес. 2:13). Следовательно, освящение является частью плана спасения и предназначено для всех детей Божьих. Христос сам ревностно молился и просил Отца о своих учениках: «Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина» (Иоан. 17:17).

Он не только молился об этом, но и отдал для этого в жертву собственную жизнь: «Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат» (Евр. 13:12). Но освящение могут получить только дети Божии, так как Священное Писание поясняет, что «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова» (Еф. 5:25-26).

Так учили апостолы. Апостол Петр пишет, что наше избрание происходит «при освящении от Духа» (1 Пет. 1:2). А Павел писал: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Верен Призывающий вас, Который и сотворит сие» (1 Фес. 5:23-24). Мы должны быть «сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело» (2 Тим. 2:21). Можно привести еще много текстов, подтверждающих, что освящение является новозаветным учением.

 

Что означает освящение?

 

Слово «освящение» в английском словаре Уэбстера определено так:

1. Акт посвящения или полного отделения для священной цели; посвящение.

2. Акт очищения сердца человека, склонностей его характера, через действие Божьей благодати, посредством которого человек становится еще более чуждым греху, духу мира и земным помыслам, и становится способным любить Бога превыше всего. Слово «освящение» также характеризует состояние человека, сердце которого очищено или освящено вышеприведенным образом.

Слово «освятить» в этом же словаре определено так:

1. Сделать святым, отделить для священной цели, посвятить через соответствующие обряды.

2. Сделать святым, или освободить от греха; очистить от моральной испорченности или оскверненности; сделать пригодным для служения Богу и для небесного общества.

Из вышеприведенных определений становится ясно, что освящение имеет два различных значения:

1. Посвящение, или отделение для священной цели, т. е. внешняя, или обрядовая святость.

2. Очищение человеческого сердца и его склонностей, т. е. действие, которое дает ему внутреннюю, или духовную святость.

И так как слово «освящение» применяется в Библии в этих двух значениях, нам следует быть внимательными и тщательными, чтобы «верно преподавать слово истины». В Ветхом Завете освящение часто связано с законом Моисея и указывает на внешнее посвящение, или отделение для священных целей. В то время кровь Христа, дающая совершенное спасение, еще не была пролита, и поэтому изменений в духовном состоянии человека при посвящении не происходило. Кроме того, часто освящение относилось к неодушевленным предметам, вовсе не способным к духовным изменениям, например: к скинии (Исх. 40:9), жертвеннику (40:10), принадлежностям скинии (40:9), к умывальнику (40:11) и даже к горе Синай (Исх. 19:23). Для всех этих и подобных предметов, неспособных к духовным изменениям, посвящение означало лишь отделение для священной цели. Весь израильский народ был таким же образом освящен (Исх. 19:10-14). Но и это освящение было лишь посвящением, и не содержало в себе духовного изменения, т. к. действие освящения совершалось людьми (Исх. 19:10-14; Лев. 27:14-23).

Но в Новом Завете освящение имеет другое значение и включает в себя очищение внутренней духовной природы человека. Это следует из следующих текстов:

Неодушевленные предметы освящения достичь не могут; его могут достичь только люди, которые во всем послушны Богу (Евр. 9:13-14; Деян. 5:32; Рим. 15:16).

Освящение происходит через действие Святого Духа, а не через действие людей (Рим. 15:16; Деян. 15:8-9; Евр. 10:14-15).

Оно связано с действием пролитой крови Христа (Евр. 13:12; 10:10, 14-15; 1 Фес. 5:23).

В дальнейшем мы будем употреблять слово «освящение» только в этом, т. е. в новозаветном значении.

 

Только для оправданных

 

Этот чудесный опыт освящения предназначен для людей; но достичь его могут лишь те, которые получили оправдание в крови Иисуса Христа от своих преступлений. Другими словами, прежде чем человек может получить освящение, он должен искренне покаяться перед Богом, получить рождение свыше и вести безгрешную жизнь. Ибо Господь молился о своих учениках так: «Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне.., освяти их истиною Твоею» (Иоан. 17:9, 17). «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова» (Еф. 5:25-26). «Братьям», т. е. уже спасенным, Бог хочет дать «наследие со всеми освященными» (Деян. 20:32). Человек сначала должен получить прощение грехов, и только после этого может получить «жребий с освященными» (Деян. 26:18). Павел писал эти слова братьям во Христе: «Воля Божья есть освящение ваше» (1 Фес. 4:3) и - «сам Бог мира да освятит вас во всей полноте» (5:23).

Из приведенных мест Писания ясно, что освящение следует понимать так –

 

Второе действие благодати

 

Двойное действие благодати в спасении человека имеет под собой определенную основу. В сердце человека грех существует в двух формах: грех врожденный и грех соделанный. В нас от рождения присутствует склонность к согрешению. Достигая возраста, в котором мы становимся ответственными за свои действия, мы делаем зло уже сознательно и преднамеренно. Но оба вида греха совершенно различны и ни в коем случае не могут рассматриваться как одно и то же. Мы лично не ответственны за унаследованную злую природу нашего характера, но полностью несем ответственность за грехи, соделанные нами с согласия нашей воли. Каяться мы можем только за собственные греховные поступки, и поэтому покаяние и прощение необходимы лишь за наши сознательно сделанные злодеяния. Этот факт мы в дальнейшем подтвердим на основании Слова Божьего. Все попытки уравнять оба вида греха извращают Божий план спасения.

Нет надобности доказывать, что человек виновен в соделанных им преступлениях. Это достаточно известно и всеми признано. Священное Писание говорит, что «все люди согрешили и лишены славы Божьей» (Рим. 3:23). В доказательство наличия врожденного греха в человеке мы приведем также тексты из Священного Писания. Большинство людей признает врожденный грех, но есть и такие, которые его отрицают.

«С самого рождения отступили нечестивые, от утробы матери заблуждаются, говоря ложь» (Пс. 57:4). Этот стих указывает на живущую в нас склонность ко злу. «Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» (Пс. 50:7). Итак, с самого зарождения в человеке заложена склонность ко злу. Павел ясно подтверждает, что все мы «были по природе чадами гнева» (Еф. 2:3).

В Рим. 7:7-13 Павел из собственного опыта описывает грех в двух формах: «Я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай». Но грех, взяв повод от заповеди, произвел во мне всякое пожелание: ибо без закона грех мертв. Я жил некогда без закона; но когда пришла заповедь, то грех ожил, а я умер.., потому что грех, взяв повод от заповеди, обольстил меня и умертвил ею… Грех, оказывающийся грехом потому, что посредством доброго причиняет мне смерть, так что грех становится крайне грешен посредством заповеди». Здесь апостол говорит вначале о том времени, когда он был еще невинным младенцем, не имел никаких познаний о законе Божьем и не знал, что значит «не пожелай». Но уже в то время, когда он жил «без закона», в нем было нечто, что он называет грехом, ибо он говорит: «Без закона грех мертв». Позже, «когда пришла заповедь» и он сознательно переступил ее, «то грех ожил, а я умер». Он умер духовно через соделанное преступление и грех (Еф. 2:1). Другими словами, грех, находившийся в нем, о существовании которого он не подозревал, позже явно проявился через соделанные грехи, за которые Павел стал ответствен. Здесь очень ясно видна двойственная природа греха. Каждый человек, достигший возраста, когда он становится ответствен за свои поступки перед Богом, подобно Павлу умирает духовно при первом соделанном грехе.

Бог сотворил Адама и Еву «в праведности и святости истины» (Еф. 4:24); но через грехопадение они потеряли свое высокое духовное положение и ввергли тем самым весь мир в греховную ночь и тьму. Ибо, как мы уже рассмотрели, все их потомки унаследовали от них греховную природу. Отсюда следует, что хотя мы рождаемся в этот мир невинными детьми, но все же находимся на одну ступень ниже первоначальной совершенной святости Адама, так как мы унаследовали греховную природу. Достигая возраста, когда мы становимся ответственными перед Богом и сознательно, т. е. по собственной воле начинаем грешить, мы падаем еще на одну ступень ниже. Тогда мы оказываемся уже на две ступени ниже той святости, которую имели Адам и Ева до своего грехопадения.

Христос пришел в мир, чтобы возвратить человечеству то прежнее высокое состояние, которое он однажды утерял. И так как он через грех упал на две ступени вниз, то через спасение он должен подняться на те же две ступени вверх. Разве у лестницы не столько же ступеней сверху вниз, сколько снизу вверх? Последняя ступень сверху вниз будет всегда первой ступенью снизу вверх. Точно также и со спасением людей. Последней ступенью сверху вниз было наше своевольное отступление от Бога ко греху; поэтому и первым нашим шагом к достижению спасения должно быть добровольное возвращение к Богу и оставление всех соделанных грехов. «Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник - помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив» (Ис. 55:7). «Если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю» (Ис. 1:18). «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин. 1:9). Признание и прощение имеют отношение только к нашим греховным проступкам; и это как раз то, что Петр понимал под обращением: «Покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши» (Деян. 3:19).

Иисус учил, что обращенный человек по отношению ко греху подобен ребенку: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18:3). Другими словами, кто исповедуется перед Богом в своих грехах и получает прощение, является обращенным. И такой человек теперь вновь находится в состоянии невинности, которое однажды было им потеряно, когда он достиг момента, с которого он стал ответствен перед Богом (Рим. 7:9). Но как невинное дитя находится на одну ступень ниже первоначального состояния совершенной святости, так и обращенный, уподобившись младенцу, находится на этой же ступени. Священное Писание увещевает «младенцев» во Христе (1 Пет. 2:2; Евр. 5:13) спешить к совершенству (Евр. 6:1), «завершая освящение в страхе Божьем» (2 Кор. 7:1). Кроме того, оно говорит, что Христос «одним приношением [своей жертвы] навсегда сделал совершенными освящаемых» (Евр. 10:14).

Конечно, маленькие дети нередко делают то, чего не следует делать. Но как духовное дитя во Христе, обращенный имеет большие познания и опыт, так что ему не нужно уже более грешить. Если же он не будет бодрствовать в духовной жизни, то живущая в нем греховная природа скоро возьмет верх и приведет его в прежнее греховное состояние.

Так Павел писал к некоторым духовным младенцам в Коринфе: «Я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах, потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?» (1 Кор. 3:1-3). Эти братья были еще «младенцами во Христе», и были слабы в духовной жизни. И когда они стали давать место плотским помышлениям своего сердца, Павел привел это, указав на то, что они уже от начала были плотскими: «Вы еще плотские». Он не говорит, что состояние раздоров и разногласий в жизни обращенных нормально, ибо он порицал их за это. Но Павел говорит, что причиной этого состояния является прежде всего тот факт, что они еще плотские. Если мы тщательно рассмотрим все стихи, имеющие отношение к данной теме, то придем к выводу, что «младенцы во Христе» еще имеют плотскую натуру, которая, однако, не должна неизбежно проявляться в жизни. Христианин не должен давать ей места, как это делали некоторые коринфяне, к которым Павел обращался, ибо Слово Божие осуждает такие проявления.

Также и апостол Иоанн в своем послании, в котором он так часто говорит о том, что люди должны родиться от Бога, ясно учит и о том, что они, как дети Божьи, нуждаются еще в одном очищении. «Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть. И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист» (1 Иоан. 3:2-3).

Еще раз хочется обратить внимание на слова апостола Павла к ефесянам, где говорится, что «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова» (Еф. 5:25-26).

Необходимость более глубокого опыта после обращения можно подтвердить также примерами из жизни апостолов. В Ин. 1:12-13 мы читаем, что тем, «которые приняли Его, верующим во имя Его, [Христос] дал власть быть чадами Божиими, которые … от Бога родились». Христос однажды сказал семидесяти ученикам следующие слова: «Радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах.» (Лк. 10:20). Из этого мы видим, что ученики получили рождение от Бога и их имена были записаны на небесах в книге жизни. Свидетельство Иисуса о том, что «они не от мира, как и Я не от мира», говорит об их духовном состоянии и о том, что они получили усыновление от Бога. Но, несмотря на это, в Евангелии много говорится о том, что подтверждает наличие в учениках плотской природы. Например, когда двое из учеников хотели возвыситься над другими, то другие десять вознегодовали на них за это (Мф. 20:20-24). Желание превосходить других и чувства зависти не согласуются с совершенной святостью, но являются проявлениями внутриживущей греховной природы. В другой раз ученики по дороге рассуждали о том, кто из них больший (Мк. 9:34). И еще в других случаях также проявлялась их внутриживущая греховная природа. Поэтому и они непременно нуждались в очищении своего сердца от унаследованного греха, и поэтому Христос просил Отца освятить их (Ин. 17:17).

Двойное действие плана спасения показано нам и в символе виноградной лозы и ее ветвей: «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой - виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода» (Ин. 15:1-2). «Я есмь лоза, а вы ветви» (15:5). Каждый верующий является ветвью истинной лозы, Христа. Если он перестает приносить плод Духа, то отсекается; если же он приносит его, то Христос хочет очистить его, чтобы он приносил плод Духа еще в большей мере.

Обетование второго действия благодати было дано ученикам трижды:

1. В вышеприведенном сравнении с очищением ветвей виноградной лозы.

2. «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Ин. 14:16-17).

3. В молитве Христа к Отцу, которую слышали сами ученики: «Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина» (Ин. 17:17).

Обетование, данное Христом трижды, естественно, относится к одному и тому же действию благодати Божьей. Дух Святой является исполнителем этого обетования, а результатом этого действия является освящение, или, если выразить это другим словом, очищение. Это подтверждают слова Павла: «… приношение язычников, будучи освящено Духом Святым» (Рим. 15:16). Тот же смысл был и в молитве Христа, когда Он просил Отца освятить учеников. Ведь Он фактически просил о том, чтобы им был дан Святой Дух; ибо когда они получили Святого Духа, как Утешителя, они получили освящение, т. е. были «освящены Духом Святым».

В этом же смысле и обещанное очищение неотделимо связано с получением Святого Духа. «Сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святаго, как и нам; и не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их» (Деян. 15:8-9). Этот текст относится к Корнилию и его домашним (Деян. 10). Петр объясняет, что Бог дал им Святого Духа, верою очистив их сердца; и именно таким же образом, как и апостолам. Библейский факт о необходимости очищения (или освящения) сердца через получение Святого Духа уже после получения духовного возрождения – неоспорим. Так как грех имеет двойственную природу, то таким должно быть и дело спасения, о чем Павел ясно говорит: «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом» (Тит. 3:5-6).

Выпуски
Разделы