Вознесенный медный змей

Содержимое

"И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив...” Книга Чисел 21:9

Эта проповедь, после ее опубликования, станет полуторатысячной  напечатанной проповедью. Несмотря на то, что мои проповеди печатаются каждую неделю, для меня появление именно этой проповеди - значительное событие. Я не знаю, чтобы где-то еще в наши дни были напечатаны 15 сотен проповедей одного автора, да еще таким тиражом. Но самое замечательное не в том, что они печатаются и переводятся на другие языки, а в том, что они читаются. В наше время, когда грех достиг немыслимых высот и когда пособники сатаны пытаются утянуть людей в болото либерализма, эти проповеди читаются в церквах, в воскресных школах, читаются верующими и неверующими людьми. Не могу выразить, как я благодарен за это Богу!

Действительно, как я, проповедник, могу выразить благодарность Господу? Уверен, что лучшая возможность - продолжать проповедовать Иисуса Христа распятого каждому слушателю. Я надеюсь, что и сегодняшняя, завершающая из полуторатысяч бесед, будет благословлена Господом особым образом и принесет спасение тем, кто читает либо слушает ее. Простите за это вступление, но благодарность Богу переполняет мое сердце так, что я не мог отказать себе в том, чтобы выразить ее.

А теперь давайте вернемся к библейскому тексту и к медному змею. Но прежде мне хотелось бы обратить ваше внимание на Евангелие от Иоанна. Апостол возвращает нас к образам Ветхого Завета как прототипам для объяснения благой вести. Например, в Бытии мы читаем: "Да будет свет". А Иоанн утверждает, что Иисус, извечное Слово, "Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир”. В конце первой главы апостол указывает на образ Авеля: "Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира" (ср. Мтф. 23:35). Эти слова сказал Иоанн Креститель об Иисусе Христе. Можно провести ясную параллель между сном Иакова о лестнице на отверстые небеса и словами, обращенными к Нафанаилу: "Истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому". Затем в третьей главе говорится о медном змее как прообразе Иисуса: "И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную". Об этом действии Моисея (вознесении змея) мы и собираемся поговорить. Я прошу всех еще раз послушать, чтобы запомнить стих и удостовериться в том, "что когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив". Если вы взглянули раньше, то вам не помешает еще раз переосмыслить свой взгляд, и благодать освежится в вас. А тем, кто никогда не смотрел в сторону Иисуса, стоит посмотреть на Спасителя, чтобы получить дар вечной жизни. Яд змея есть грех, противоядие - вознесенный медный змей, Сын Божий, вознесенный на Голгофский крест. Пусть Дух Святой благословит слова, которые будут звучать здесь на этом месте, ибо только под водительством Божьим можно идти к правде и истине.

 Сначала я приглашаю вас посмотреть НА ЧЕЛОВЕКА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В СМЕРТЕЛЬНОЙ ОПАСНОСТИ, для которого был сделан и вознесен медный змей.

Прочитанный отрывок гласит: "Когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив". Здесь мне бы хотелось остановиться и сделать небольшое объяснение. Змеи появились среди людей, потому что люди презирали путь Бога и Его хлеб. "И стал малодушествовать народ на пути, и говорил народ против Бога и против Моисея: зачем вывели вы нас из Египта, чтоб умереть в пустыне, ибо здесь нет ни хлеба, ни воды, и душе нашей опротивела эта негодная пища”. Евреи очень быстро забыли, что путь, по которому они шли, был избран Богом, милость Господа и Его мудрость определили его. Но люди возроптали, хотя до этого каждый шаг, сделанный ими, подтверждал их правоту, а Бог днем и ночью указывал путь. Все должны были удостовериться, что идут в Едем правильно. Но не тут-то было! Люди восстали против Бога и захотели сами избирать свой путь. Непреходящее безумие человеческой расы: отвергают Божье водительство, затем плачут и просят помощи.

Но не только путь Божий не понравился евреям, им не понравилась пища, подаваемая Богом, а ведь "хлеб ангельский ел человек". Господь дал им лучшее из лучшего, но люди не оценили его, им милее были египетские огурцы, египетский хлеб рабства. Они ли говорили: "ибо здесь нет ни хлеба, ни воды, и душе нашей опротивела эта негодная пища"? Евреи с презрением относились к Богу, отсюда и их отношение к подаваемой Им пище. Отказываться от Божьего слова - безумие, однако человек поступает именно так, отдавая предпочтение скоропортящейся плоти вместо того, чтобы принять дар вечности. И чтобы просто верить, он начинает сомневаться, искать подвох, сравнивать, и вот, ему уже кажется, что плети надсмотрщиков били не так уж и больно, но зато чеснока было вволю. Ему необходим лук суеверий и чеснок традиций в придачу к огурцам скептицизма. Истина не для него - в ней, как ему кажется, нет пряных и пахучих специй. В результате этого евреи не приемлют Божий путь и Его хлеб. Что же происходит дальше? Среди них появляются змеи зла, зависти, похоти и гордости. То же самое можно сказать о людях, пренебрегающих учением Библии. Я предупреждаю - это ведет ко греху. Мятежники, начав с малого, идут все дальше в своем противлении. Мирские удовольствия и обычаи ведут к преступлениям против Бога. Если души наши тянутся к египетской пище, то змеи не заставят себя долго ждать, и грех будет жалить нас в пяту.

Нет ничего доброго в земле рабства и греха, но почему люди не понимают это и не ценят подаваемое им от Бога?

Иногда мы хорошо представляем себе результат какого-то действия, знаем, зачем оно было произведено, но не помним о тех, ради которых все было сделано. В нашем случае мы должны вспомнить о том, что змей должен был быть вознесен ради уже ужаленных. Господь послал змей в народ, но не они заставили людей обращаться к медному змею, а их ядовитый укус. Ужаленному для спасения необходимо было лекарство: "...и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив". Грех, наполняющий мир, не страшен сам по себе, но становится таким, когда проникает в сердце человека. Не были страшны и сами змеи, но от их ядовитого укуса мог спасти только взгляд на вознесенного змея. Здесь следует отметить, что заблуждаются те, которые полагают, что спасение приготовлено для порядочных людей, борющихся с искушениями. Слово Божье этому не учит. Небесное лекарство предназначено для больных, благодать Божья - искупительная смерть Иисуса Христа - для грешников. Мы проповедуем грешникам, пораженным грехом до смерти. Я не собираюсь никого обманывать, что если вы считаете, что у вас все в порядке, то вам здесь делать нечего. Мы проповедуем Христа распятого тем, кто полон греха и кто заслужил вечное проклятие. Медный змей был спасительным средством для тех, кто был ужален и умирал от яда. Христос дает спасение тем, кто ужален ядовитым жалом греха, кто умирает.

Страшно быть ужаленным змеей! Думаю, вы хорошо помните историю, случившуюся в 1852 году с мистером Гурлингом. Этот человек отвечал за отдел рептилий в зоологическом саду. Случилось так, что его друг отправлялся в Австралию, и по этому поводу они устроили вечеринку с горячительными напитками. Прилично подвыпив, Гурлинг вернулся к своим питомцам. Но алкоголь лишает человека возможности рассуждать здраво, поэтому он представил себя египетским заклинателем змей. Он подошел к ящику с марокканской гадюкой и достал спящую змею. Его помощник в ужасе закричал ему не делать этого, потому что именно марокканская гадюка является одной из самых ядовитых. Однако несчастный, находящийся под влиянием алкоголя биолог, сказал ему в ответ:

- Сейчас ты увидишь чудо: видишь, змея уже не шевелится; видишь, я ее загипнотизировал.

Было довольно холодно, поэтому змея находилась в полудреме. А Гурлинг окончательно уверился в том, что может брать змей, и они не причинят ему вредя. Он подошел к следующему террариуму, где находилась кобра. Теперь ему уже было мало просто дотронуться до змеи, и он решил обернуть ее вокруг шеи. Кобра согрелась и сделала то, что всегда делала - укусила этого глупого человека. Помощник стал звать на помощь, но было уже слишком поздно, Гурлинга не довезли живым до больницы.

Почему я рассказал вам эту историю? Чтобы вы помнили, что играть с грехом опасно. Это с одной стороны, а с другой, чтобы вы прочувствовали ситуацию. Представим себе, что медный змей оказался в зоосаде, неужели Гурлинг не посмотрел бы на него, когда, внезапно протрезвев, понял, что случилось? Для него, к сожалению, лекарства не оказалось, но оно есть для вас. Ужаленному грехом достаточно посмотреть на Того, Кого вознесли на кресте, на Иисуса Христа, чтобы получить исцеление. И я говорю это не только тем, кто давно обернул грех вокруг шеи, хотя пока жало и не коснулось его. В первую очередь я говорю всем ужаленным: "Посмотрите на Христа!" Каждый, у кого по жилам растекается яд греха, кому больно и страшно, кто уверен в неминуемой смерти, посмотри на Пронзенного. Нет безнадежного случая, каждый может прийти ко Христу и получить исцеление.

Укус змеи болезнен. Бог послал ядовитых змей, от укуса которых вскипала кровь в жилах. И доныне она кипит у пораженных грехом, толкая все на новые и новые преступления. Они не желают прислушаться к здравому смыслу, остановиться в своих действиях и задуматься хоть на минуту. Многие уже махнули на себя рукой, они не верят, что их живыми довезут до места спасения. Но послушайте, что говорит Давид: "Я сравнялся с нисходящими в могилу; я стал, как человек без силы, между мертвыми брошенный, - как убитые, лежащие во гробе". Но, будучи именно таким, как он говорит о себе, Давид не погиб. Именно для таких людей Моисей вознес на знамя медного змея. Для погибающих Сын Человеческий вознесен на крест. И как прекрасно, что мы можем засвидетельствовать вам об этом. Как замечательно, что Своей жертвой и пролитой кровью Христос вырвал у смерти змеиное жало!

Мы знаем, что укус большинства восточных змей был смертельным. Евреи в этом не сомневались, потому что "умерло множество народа из [сынов] Израилевых". Они видели своих братьев умирающими, им приходилось хоронить умерших от змеиных укусов детей и взрослых, и они знали причину, почему те умерли. Никому и в голову не приходило, что этот факт можно оспаривать. Так стоит ли сомневаться в таком же очевидном случае, когда многие погибают из-за греха. В Библии сказано, что "наказание за грех смерть". И еще, "похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть". Нам также известно, что смерть не освобождает от мучений, а, наоборот, приводит к нескончаемым мукам, "где червь их не умирает и огонь не угасает". Иисус Христос говорит о страшном месте, где тьма внешняя и скрежет зубов. В этом не стоит сомневаться. А вы знаете, кто сомневается в этом? Тот, кто боится, кто на подсознательном уровне знает о небытии и боится его. Ведь если смерть ничто, что ее бояться? Но мы не из них. Нам-то известно, что ожидает людей, поэтому мы и говорим о Христе укушенным и зараженным страшным ядом: "Посмотрите на Спасителя, посмотрите на Него!". Поэтому и "сказал Господь Моисею: сделай себе [медного] змея и выставь его на знамя, и, ужаленный, взглянув на него, останется жив".

Возможно, некоторые грешники сегодня пытаются оправдать себя тем, что они как будто не очень-то и грешат, так, совсем немного. Не имеет значения, какую порцию яда получил ужаленный. Что одна змея вас укусит, что пять, результат будет один - вы умрете. Но у тех, кто взглянет на Христа, сразу же появляется надежда на жизнь. Как медный змей спасал любого, взглянувшего на него, так и любой грешник может прийти ко кресту, чтобы взглянуть на Христа. Господь не дал никаких указаний ни по количеству яда, ни по времени, прошедшему с момента укуса. Всякий нуждающийся мог получить исцеление. В обещании нет никакого условия: "когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив”. Всякий, подчеркиваю, всякий взглянувший без каких либо условий оставался жить.

 ДАВАЙТЕ ТЕПЕРЬ ПОГОВОРИМ О САМОМ ЛЕКАРСТВЕ. У ужаленных не было выбора, потому что помогало только одно лекарство, но оно обязательно помогало. Это происходило потому, что оно было божественного происхождения. И его эффективность зависела от власти Бога. Доктора прописывают различные лекарства, мы с вами даже и не вспомним всего, что сегодня рекомендует современная медицина, я же вообще не знаток в этой области. Но мы с вами вполне доверяем тем, кого приглашаем помочь нам в болезни, и надеемся на исцеление. Видите, мы надеемся на исцеление от человека, почему же не верим в то исцеление, которое дает Бог? Однако смею вас уверить, что для ужаленного в пустыне надежды нет, если только Бог не пошлет лекарство. Причем Он посылает совсем не обычное лекарство. Просто посмотри на знамя со змеей! Какой насмешкой могло показаться это средство ужаленному змеей, когда ему так плохо, когда за спиной уже чувствуется дыхание смерти. О маловеры! Почему вы сомневаетесь в Божьем обещании? Почему вы больше верите в горчичник, чем в исцеление от Господа?

А далее появляются дополнительные вопросы. И самый основной из них: как может одно и то же нести смерть и исцелять? Дело не в змее, дорогие друзья, но в той силе, которая в него вложена. Бог, предложив лекарство, наделил его небывалой силой. Нам незачем знать, как оно работает в физическом или химическом смысле, достаточно знать, что это дар Божий для нашей души, что это - благодать! В вознесенном на знамени змее был смысл, хотя вряд ли кто из евреев понимал его. Нас научил Христос, и мы знаем смысл. Древнее знамя - это не полотно, это шест с острым наконечником. Как закрепить змея? Пронзить у головы и повесить. Мертвый змей вознесся перед глазами евреев. Чудо из чудес, что наш Спаситель предсказан в образе мертвого змея. Евангелие учит нас, что Сын Божий, оставив славу небес и умалившись, получил проклятие вместо нас. В медном змее не было яда, но он принял вид ядовитой змеи. Христос никогда не был грешником, в Нем не было греха. Медный змей, по большому счету, тоже не был змеем. Бог послал Иисуса "в подобии плоти греховной”. Он подчинился закону, и на Него возложен был грех.

С этим грехом Он предстал перед Богом, и на Него обрушился весь гнев, заслуженный нами. Посмотрите на крест, и вы поймете, что грех был убит в Иисусе. Сам Он принял наказание вместо нас и повис на кресте, как ранее повис медный змей, "смертью смерть поправ". Посмотрите на "разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление через благовестие", и проклятие снимется с вас, потому что "проклят всяк висящий на древе", а Он сделался проклятием вместо нас. Смерть, грех и проклятие, подобно ядовитым змеям, потеряли силу, они умерли и повешены на Голгофском кресте. Что за чудо, Благая весть!

Могли ли евреи древности догадаться, что им явлено пророческое видение Мессии, грядущего в мир ради спасения грешников? Смерть, где твое жало? Яд, где сила твоя? Господь Иисус Христос - Победитель, увенчанный славой, какие силы устоят перед Ним?

Важно понимать еще вот что: во всем стане израильском не было лекарства для ужаленных, кроме змея. А змей был один. Моисею не было приказано сделать много змеев. Израильтяне не имели права сделать самостоятельно какое-то подобие. Решись они поступить так, то истинный змей потерял бы силу. Он был единственным и вознесен был в центре стана, так что каждый ужаленный мог посмотреть на него.

Вся благодать сосредоточена в Иисусе Христе, о Котором мы читаем: "Ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота". Христос понес проклятие и остановил его действие в избранных. Он, убитый за грех, разрушил его силу. Будучи ужаленный в пяту древним змием, Он размозжил ему голову. Если вы хотите жить, то смотрите на Христа и больше ни на кого другого. Грешник, посмотри на крест, там твое избавление от всего яда греха.

О, мой друг, посмотри,

как весь мир возлюбя,

Он страдал на кресте за тебя.

Был только один змей, и он сиял на солнце, потому что был сделан из меди, а она имеет свойство сиять. Он был новым, медь не окислилась, и лучи солнца, попав на него, преломлялись и отражались ярким светом. Если бы Бог повелел, то Моисей сделал бы змея из дерева, но тогда он не блестел бы. Как сияет Христос! Если мы действительно показываем Его в истинном свете, то по-другому и быть не может. Если мы будем проповедовать Евангелие просто и не думать об украшении его философской мыслью, то Христос будет сиять так, что око грешника узрит Его. Так оно и есть, тысячи глаз устремлены на Него сейчас. Свет, исходящий от Евангелия, виден издалека. Одним из качеств меди является возможность отражать яркий свет, Спаситель же отражает любовь Господа Бога, и этот яркий свет виден всем, кто взглянет на Него.

Следует также отметить, что змей с момента его вознесения пребывал с евреями до входа в землю обетованную. В Ханаане в нем не было нужды, но в пустыне он всегда находился в стане. Так что каждый еврей мог видеть повешенного на древке знамени змея. До тех пор, пока существовала угроза, он был с ними. Так и Христос. Он с нами постоянно. До тех пор, пока мы не войдем в небесный Ханаан, у нас есть возможность взирать на Него для того, чтобы получать исцеление. Умирающий на кресте разбойник увидел свет медного змея, он увидел висящего рядом Христа, воззрел на Него и получил исцеление. Сейчас он находится рядом с Иисусом в раю. Я тоже могу посмотреть на Него и получить жизнь вечную, ибо "Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же".

Ты, Господь, мне жизни свет,

Ты мой мир и утешенье,

Ты живешь - мне смерти нет,

Ты мне кровью дал спасенье.

Мне хочется, чтобы все поняли суть нашей беседы: все виновны, всех ужалил змий древний, всем предложено лекарство - Господь Иисус Христос. Ибо не знавшего греха Бог сделал искуплением за нас. Грешники, ужаленные грехом грешники, ваше лекарство во Христе, там и нигде более. Взгляните и обретите спасение!

 Сейчас мы подошли к третьему пункту нашей проповеди: КАКИМ ОБРАЗОМ ПРИМЕНЯЕТСЯ ЛЕКАРСТВО. Возлюбленные мои, это самое простое, что вы когда-либо делали. Конечно, можно было бы потребовать организовать шествие к дому укушенного, разработать целую систему ритуалов и церемоний, написать литургию, но ничего подобного не требовалось и не требуется сейчас. Не нужен крестный ход, торжественные песнопения и особые одежды. Замечательно, что путь спасения столь прост, ведь случаев укуса было много. К тому же змеи были всюду. Вы собираете хворост, а они среди веток, вы идете за водой, а они на тропе. Мистер Сибрей рассказывал, как он, будучи в Палестине, увидел красивый отполированный камень, лежащий при дороге. Он протянул руку, чтобы поднять его, но к своему ужасу увидел, что это свернувшаяся змея. Евреи были в опасности круглые сутки. Змеи проникали в шатры, свешивались с веток деревьев. Что было делать ужаленным евреям? А ничего, кроме как посмотреть на вознесенного посреди стана медного змея. Посмотрев, они получали исцеление.

Это выглядит так просто, что однажды я слышал, как католический священник жаловался, что если реформаторы не перестанут так говорить, то скоро отпадет нужда в священниках и совершаемых ими требах.

Это действительно так. Если люди научатся смотреть на Христа, то предложенная католиками система обрядов потеряет смысл. Жизнь заключается в созерцании Христа, ведь это так просто! Будем беречься, наряду со змеями, тех, кто пытается какими-то сложностями отдалить укушенных от спасения.

Следует также отметить, и это очень важно, что за лекарством каждый должен обратиться лично. Никто не может посмотреть на змея вместо укушенного и излечиться вместо него. Смотреть, конечно, он может, но тому человеку, который страдает от смертельного укуса, это не поможет. Пойди он в свою постель, отказавшись от взгляда на медного змея, и никто ему уже не поможет. Мать может молиться за сына перед змеем, но никакого проку в ее молитвах не будет. Даже если все священники встанут перед знаменем, больному это не поможет. Единственная надежда - самому посмотреть на медного змея. Задумайтесь, это о многих из вас. Многие пишут мне письма с просьбой молиться за вас. Но что я могу сделать, если вы сами не обратитесь ко Христу и не уверуете в Него? Нет под небесами, ни на небесах никакой надежды ни для кого из вас, если вы не поверите в Иисуса Христа. Кем бы вы ни были, сколь страшным не оказался бы укус греха, обратитесь к Спасителю и будете жить. Но если не сделаете этого, то будете прокляты. В день страшного суда я буду свидетельствовать против вас, ведь вы слышали слова Господа, переданные мной: "Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет". Нет веры, нет и надежды. Вы можете стать членом любой церкви, принимать участие в евхаристии, креститься, продать своих идолов, а на вырученные деньги накормить голодных, - ничего не поможет, если не уверуете во Христа. И даже Сам Иисус не сможет и не захочет помочь вам, если вы отвергаете Его. Его смерть и воскресение ничего для вас не значат, если вы не верите в Его искупительную жертву.

Нельзя закончить нашу беседу, не сказав о поучительности истории с медным змеем. А когда вы взглянете на змея, то поймете, что ваши собственные усилия покажутся вам смешными и ненужными. Выбирайте: вера в свои силы или доверие Христу? Не стоит неумелому младшему ученику помощника лекаря ковыряться в ранах, причиненных грехом. Неужели рассматривание места укуса могло помочь несчастным? Сочится черная от яда кровь, все тело горит огнем, чем больше смотришь на рану, тем хуже становится. Но вон там на древке - спасение. Евреи прошлого и мы, люди настоящего, должны понять, чего хочет от нас Бог. Не думайте, что это будет что-то трудное, невыполнимое или дорогое в исполнении. Он всего лишь хочет от нас послушания для нашего же спасения. Мы должны поступать так, как Он требует. Этот путь спасения замечателен тем, что заставляет нас больше любить Бога и ценить благодать.

Медный змей был не просто образом избавления от греха, он - образ Божьей любви. Иисус Христос сказал: "И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную". Здесь ясно говорится о любви. Человек, получивший исцеление, взглянув на змея, не может сказать, что яд растворился сам собой. Он не скажет, что сам себя спас. Верующий, отвергая себя, принимает дар Божий - благодать. Вера прославляет Бога, поэтому Христос избрал именно такой путь для нашего спасения. Если бы в деле исцеления необходимо было прибегать к помощи священника, то последний мог присвоить себе часть ему не принадлежащей славы. Но если священника нет, если вообще ничего нет, то вся слава принадлежит только Богу. А раз так, то мы исполняемся любовью к Нему и к Его единородному Сыну.

И еще несколько слов. Я хочу говорить об ЭФФЕКТИВНОСТИ БОЖЬЕГО ЛЕКАРСТВА. В прочитанном нами отрывке сказано: "...И когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив...". Это означает, что ужаленный сразу получал исцеление. Ему не надо было ждать пяти минут, даже пяти секунд не требовалось для выздоровления. Дорогие мои слушатели, вы раньше слышали подобное? Если нет, то это может поразить вас, но это правда. Если вы, погрязнув в самых ужасных грехах, не имеете надежды, посмотрите на Христа с верой и моментально получите прощение, которое в своем быстродействии подобно молнии, ему не надо времени. Освящение требует времени, но оправдание - нет, оно моментально. Поверил - воскрес. Доверился Христу, отдал Ему грехи - их больше у тебя нет.

Многие не верят, говорят, что это чудо. Да, именно так. Это чудо, и будет чудом во все времена. Вспомните о чудесах Иисуса Христа, когда Он был на земле. Исцеление происходило мгновенно. Человек не мог двигаться, но Иисус прикоснулся к нему, и вот уже счастливец служит своему Спасителю. Какой доктор может совершить подобное? Все исцеления Иисуса сверхъестественны. Точно так он в мгновение ока оправдывает пришедшего к Нему грешника. Что за чудо, эта благодать!

Иногда люди тратят последние деньги, чтобы купить лекарство и спасти близкого человека. Но вот оно закончилось, а выздоровления нет. Взгляд на Христа - это такое лекарство, которое не закончится. Оно может быть использовано многократно. Вполне возможно, что исцеленный пошел на работу, и змеи опять атаковали его. Что прикажете делать? Посмотреть на медного змея во второй раз и в пятый, и в сотый, и в тысячный. Дорогой друг, если ты согрешил, обратись к Иисусу. Самый здоровый образ жизни - постоянно смотреть на Христа, не отводить от Него взгляда ни при каких обстоятельствах. Эй, змеи, шипите сколько угодно, пока я смотрю на Христа, вы не причините мне зла. Я не боюсь вас. Искушения, вы бессильны против крови Христа. "Всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша".

Избавление, предложенное в пустыне, было универсальным, оно подходило для всех без исключения. Не было ни одного случая, чтобы укушенный, посмотрев на медного змея, не исцелился, как не было ни одного случая, чтобы грешник, обратившийся ко Христу, не получил прощение.

Еще один момент. Не все люди находились на одинаковом расстоянии от знамени. Кто-то был ближе, кто-то дальше. Но расстояние не играло никакой роли. Да и зрение не у всех людей было одинаково острым, но это не имело никакого значения. Кто- то, может быть, вообще не видел змея, но и это не имело значения. Дорогая душа, если ты не видишь Христа во всей Его славе - не беда. Ты сначала посмотри в Его сторону. Этого достаточно, потому что спасет не знание, а вера. Если вы скажет Христу: "Господь, верую, помоги моему неверию", - будете спасены.

Таким я вижу божественное лекарство. Как замечательно, что, посмотрев на змея, любой ужаленный и при любых обстоятельствах получал исцеление. Кто-то видел змея при ярком солнечном свете, а кто-то смотрел в темноту штормовой ночи, когда на небе не было ни одной звезды. Тучи плыли над землей, но их не было видно, но вот молния на мгновение осветила медного змея. Всего доля секунды, но и этого достаточно. Обратитесь к Иисусу и получите жизнь вечную.

 И последнее, что я хочу сделать, - попросить извлечь из прочитанной истории УРОК ДЛЯ ЛЮБЯЩИХ ГОСПОДА. Вы спросите, что нам делать? Взять пример с Моисея. Он являет всем верующим образец здорового послушания. Ему было сказано вознести медного змея - он сделал это. Понимаете, сразу сделал. Не размышлял, зачем это, не сомневался, стоит ли делать, не покажется ли это кому смешным и ненужным.

Так должны поступать и мы. Мы обязаны проповедовать Христа, а не тосковать в раздумьях, как на это посмотрят соседи. Моисей сделал то, что должен был сделать. Он не приглашал священников, чтобы те курили благовония, он не тянул время в пустых размышлениях, не советовался с Аароном или еще с кем, действительно ли надо выполнять это Божье повеление. Он и сам не облачался в замысловатые одежды, не делал ничего церемониального. Также он не украшал змея золотом, не рядил его в пурпур, не постилал пред ним бархат. Разве раскрашивал он древко знамени во все цвета радуги? Нет, просто сделал то, что должен был сделать. Так должны поступать и мы. Прочь парадные украшения, прочь ладан, прочь философию и витиеватые фразы! Проповедуйте Христа распятого просто. Бог хотел, чтобы змей был доступен людям день и ночь, так и вы делайте Христа доступным в вашем свидетельстве. Учителя, учите детей видеть Иисуса. Покажите Его распятым за грехи. Обращаюсь к вам, молодые проповедники, исключите помпезность из ваших речей, будьте просты, потому что прост был Христос. Истинное великолепие проповеди - в содержащемся в ней Христе, а не в человеческих умствованиях и красноречии.

Многие из присутствующих уже посмотрели на медного змея, я знаю. Но смотрели ли вы на него потом? Увы, вы не исповедали своей веры перед церковью, не пожелали стать ее членом. Вы не поговорили ни с одним человеком о состоянии его души. Вы спрятали медного змея у себя за пазухой, думая, что таким образом сохраните его навечно и на все случаи жизни. Полагаете, что это правильно? Выньте его оттуда и вознесите на знамя! Заявите о Христе и о полученном от Него спасении. Не прячьте по своему разумению то, что Господь повелел вознести над станом! Медному змею не место ни в тайнике, ни в музее, ведь там он превратится в абсолютно бесполезную вещь. Кто из ужаленных сможет увидеть его там?

А если вы пытаетесь оправдать свое бездействие тем, что у вас нет достаточно высокого шеста, то это, скажу вам, лишь пустые отговорки. Хотите, чтобы о Христе узнали все, чтобы все Его увидели? Постоянно говорите о Нем, чтобы в представлении людей Он занял самое почетное место, это и будет тем высоким шестом, на отсутствие которого вы сетуете.

Вы говорите, что вам не предоставляется благоприятной возможности говорить о Христе? Используйте ту, которая есть. Недавно я видел удивительную картину. Она изображала именно этот момент истории: укушенные люди со всех сторон взирали на медного змея. Мать подняла на руках свое дитя, тело которого было буквально синим от укусов, повернула его головку, чтобы он мог взглянуть на змея. И такая сила убежденности художника в истинности того, что он изобразил, присутствовала на этой картине, что я долго не мог отвести от нее взгляд. Учителя воскресной школы, эта история для вас! Учите детей видеть Христа! Поворачивайте их головы к Нему, потому что дети часто не понимают, как это сделать. Помните, что для спасения нет определенного возраста, Господь любит и принимает всех, и старых, и малых. Даже древние старцы на скрюченных подагрой ногах исцеляются, взглянув на медного змея. Пустите детей приходить ко Христу, ибо их есть царство небесное. Прислушайтесь к тому, что произносят уста младенцев. Прислушайтесь к бормотанию старцев. Из их уст льется хвала великому Богу, Который смертью Сына Своего единородного оправдал и излечил нас, пораженных грехом. Дорогая душа, а ты? Ты уже взглянула на Христа, обрела спасение или по-прежнему идешь в погибель?

О, зачем же в твоих сокровенных очах

Равнодушье бывает иль страх?

Грешник, взглянь на Христа ты с  надеждой живой,

И получишь ты дар дорогой.

Пусть Дух Святой благословит всех вас.                   

 Аминь.

Выпуски
Разделы