Хранительница домашнего очага

Содержимое

Само словосочетание «домашний очаг» возвращает нас к древним временам и предполагает особый уют в семье, добрую атмосферу и тепло человеческих отношений. Формировать и хранить эту атмосферу в доме - первейшая задача жены. Это прекрасная цель и благородная задача-служить другим, делать так, чтобы твоим родным и близким было хорошо. Никто другой не может решить эту задачу лучше, чем жена.

Бог предназначил для жены эту прекрасную роль, выполнить которую она сможет тогда, когда будет любить мужа, любить детей, быть попечительной о доме, добродетельной.

Слово Божие призывает, «чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей, быть... попечительными о доме» (Тит.2:4,5).

Трудности выполнения этих условий и достижения этих качеств связаны с тем, что их нужно в семье выполнять все одновременно, не выделяя и не преувеличивая что-то одно. Например, жены после рождения ребенка проявляет особую любовь к малышу и, имея большие трудности в первое время, иногда ослабляют любовь и внимание к мужу, что неправильно. Всякие крайности не приносят пользы. Если жена не имеет должного попечительства о доме, чрезмерно занята другими делами, которые ей кажутся более важными, а дети и муж не интересны и не получают от нее должной заботы, то такая жена находится в обольщении. Семейный уют, порядок, тепло, разумная фантазия жены - это неоценимое семейное богатство.

В слове «любить мужей» стоит греческое слово «филеа», означающее дружбу, привязанность. А слова «вразумлять молодых» буквально означают, чтобы поощряли, подбадривали, стимулировали молодых женщин любить (филеа) своих мужей.

Семейные заботы о муже, о детях - это хлопотно, это огромный труд и, своего рода, подвиг. Любить мужей, любить детей, быть попечительными о доме - это значит любить и с радостью исполнять все обязанности, связанные с этим, нести заботы и трудности, проявлять внимание и заботу к мужу и его делам, соучастие в делах, поддержку, ободрение, нежность к мужу. Необходимо также любить дела по уходу за детьми и по их воспитанию, проявлять к детям положительные эмоции и нежность, желать рожать детей, смотреть на детей как на награду от Господа. Все эти добрые дела и труд для семьи воспитывают добродетельность жены. Первостепенная ответственность жены состоит в том, чтобы всю себя, всю свою энергию отдавать для служения мужу, детям, дому.

Это не означает, что женщина не может занимать ответственный пост или нести ответственный труд за пределами дома, но это означает, что при всем этом она должна любить, радоваться и испытывать наслаждение от того, что она, прежде всего, жена и мать.

Портрет добродетельной жены описан в Пр. 31:10-31, откуда следует, что добродетельная и попечительная о доме жена - это такая жена, которая:

а) трудолюбивая и работящая;

б) заботливая;

в) мудрая, все знает, всему научена;

г) контролирует язык;

д) сострадательная и добрая;

е) верная и надежная;

ж) целеустремленная;

з) уважаемая и хвалимая всеми;

и) обдумывает будущее;

к) кроткая;

л) веселая;

м) возвышает своего мужа.

Это образ идеальной жены, устраивающей свой дом. И мы видим, что все лучшие качества жены взаимосвязаны между собою.

Молодые жены должны быть научены тому, как любить детей, как учить их, как с ними вместе молиться, чем заниматься с ними дома, когда они возвращаются со школы, как приучать их к труду и к дисциплине, прививать уважение к старшим и т.д.

Сегодня роль хранительницы домашнего очага становится все менее популярной и привлекательной. Однако человек остается человеком, имеющим и дух, и душу, который жаждет тепла, заботы, внимания. «Где любят нас - лишь там очаг родимый», - писал английский поэт Байрон (1788-1824). Американская писательница М. Фуллер (1810-1850) отметила: «Дом не может считаться жилищем человека, пока в нем нет пищи и огня не только для тела, но и для души и разума». Женщина может и должна создавать в доме царство нежности, терпимости, уюта, тепла, тонкости, радости, взаимопонимания, уважения и любви. Многие женщины могут завладеть сердцем мужчины, но далеко не все женщины могут сделать это сердце благодарным, чутким, любящим и радующимся всегда в своей семье. Быть хранительницей домашнего очага - это значит быть хранительницей лучших качеств мужа и вдохновительницей их совершенствования, быть доброй, любимой и любящей матерью для своих детей. Это очень сложное и   творческое служение, это больше, чем работа, это - образ жизни, почерпнутый из небесных и вечных истин.

Истинные украшения женщины - это добродетель, это попечение о доме, которые не мешают настоящей женщине в ее развитии, но дают огромный стимул  для того,  чтобы развиваться и во всех других сферах.

Иоанн Златоуст отмечает: «Красота без добродетели может, конечно, занять мужа дней на десять, двадцать или тридцать, но не сохраняет этой силы далее; потому что воспламенение любви исчезает при обнаружении злобы. Но женщины, обладающие душевным благородством, чем более с течением времени раскрывают благородство своей души, тем сильнейшую любовь возжигают в сердцах своих мужей.

Красота телесная чрез привычку становится обыкновенною, а красота души на каждый день обновляется и больший возжигает к себе пламень. Итак, если хочешь угодить мужу, украшай себя скромностью, благочестием, пекись о доме; это - единственное средство покорить мужей, и навсегда. Ни старость не изменяет сей красоты, ни болезнь не повреждает ее. Вот красоту тела стирает время и поедает болезнь; но красота душевная выше всех перемен; та и зависть возбуждает, и ревность производит, а сия не подвержена подобным страстям, и не знает никакого тщеславия».

Жена должна уметь вести хозяйство, распоряжаться бюджетом, быть рачительной в семье, все делать в чистоте и искренности сердца. Иоанн Златоуст пишет: «Жена обручена мужу для общения в жизни, для рождения детей, а не для нечистоты; для того, чтобы беречь дом, научить мужа быть честным, а не для того, чтобы доставлять ему в себе предмет для нечистых удовольствий. Обязанность жены - сохранять приобретенное, с бережливостью употреблять доходы мужа и стараться о доме. Для сего Бог и дал жену, чтобы как в этом, так и во многом другом, она была помощницею для мужа».

Доктор Добсон пишет в защиту тех жен, которые сегодня отдают приоритет семье и считают себя более женой и матерью, нежели деятельной и независимой женщиной: «Говорить о роли женщины как помощницы, кормилицы, врачевательницы ран, дарительницы любви, устроительницы домашнего очага и воспитательницы детей считается просто безвкусным. Многие нынешние хранительницы домашнего очага пытаются сберечь все эти ценности, имеющие глубокие корни, однако без особой надежды на успех. Они беззащитны перед лицом постоянно ведущейся против них кампании. Средства массовой информации на Западе - радио, телевидение и пресса - неутомимо трудятся ради того, чтобы разрушить последние остатки христианских традиций. А у женщин, которые продолжают верить в это духовное наследие, постоянно выбивается опора из-под ног. Делается все, чтобы они оказались в глупом положении, почувствовали свою старомодность и несостоятельность. В большинстве случаев чувству их собственного достоинства наносится невосполнимый ущерб».

Создается впечатление, что люди в своем эгоизме и рационализме теряют самое главное. Справедливо заметил один христианский служитель, что мы трудимся изо всех сил, чтобы иметь красивые дома, но жаль только, что в них никто не придет. В результате наступает изоляция, обособление, одиночество, что приводит к огромным проблемам в обществе.

Мы не так изменились по внутренним потребностям и по своей сущности, как это пытаются сегодня представить. Во всех мировых цивилизациях женщины всегда видели свою роль в том, чтобы быть добродетельными женами, хранить домашний очаг, растить детей. Это всегда считалось почетным и не нуждалось в оправдании. Эти ценности являются вечными, и христиане не должны сбрасывать их на «свалку истории», рассматривая эти ценности как анахронизм.

Христианские семьи своими плодами должны показать греховному миру красоту и великолепие Божьего устройства и порядка взаимоотношений в семье.

Сегодня совершенно немодно быть хорошей женой, но модно и престижно быть деловой и независимой женщиной. Но наша задача - быть не модными, а угодными Богу. И в этом вопросе нам нужно стремиться быть старомодными, быть такими людьми, которые сохраняют вечные истины. Нам нужно нести ту вечную красоту, которую дарит старомодный солнечный свет, сияние звезд и росы, детский смех, взгляд, который окутывает добротой и любовью. Жены- христианки не должны стремиться к тому, чтобы быть детьми греховного времени, но должны направлять свои силы, тепло и нежность на то, чтобы быть дочерьми вечности, нести все то, что заложено Богом, что вечно и истинно. Вечные истины зиждятся на Слове Божьем и на Божьей любви. «Любовь есть корень, источник и матерь всего доброго. Подлинно, она, как корень, произращает бесчисленные ветви добродетелей; как источник, производит множество потоков; как мать, объемлет в лоне своем прибегающих к ней», - писал Иоанн Златоуст.

Как прекрасна жена, которая сохранила заложенную Богом способность быть хранительницей домашнего очага, быть добродетельной женой! Как прекрасна такая жена, которой муж может сказать: «Много было жен добродетельных, но ты превзошла всех!»

                В. Н.

Выпуски