Жизнь приносит много страданий, бед и скорбей. Они необходимы, так как образуют станок, на котором Бог обрабатывает и преобразовывает нас. Жизненные трудности и заботы являются в Божьих руках рубанком, которым Он шлифует, ровняет и полирует нас; они образуют точило, делающее нас блестящими, сверкающими и сияющими.
Если мы только тогда считаем себя счастливыми, когда нет никаких скорбей, тогда в своей жизни мы познаем очень мало истинного счастья. Счастье исходит не из жизни с удобствами и уютом, не из жизни без трудностей и помех. Напротив, истинное счастье исходит из преодоления и одержания победы над помехами и трудностями. Поэтому, песня истинного счастья так часто раздаётся из сердец, переживающих много страданий и скорбей.
Апостол Павел понимал, какой в действительности должна быть жизнь. После того, как его побили камнями и оставили лежать полумёртвым, он проследовал через города Азии, "утверждая души учеников, увещевая их пребывать в вере и поучая, что многими скорбями надлежит нам войти в Божье Царство" (Д.Ап. 14:22). В послании к коринфянам он перечисляет все те страдания, которые он перенёс в работе за Христа; тем не менее, никто не говорил больше о радости и об исполнении радостью, чем именно этот претерпевший столько скорбей муж.
И псалмопевец имел, что сказать о страданиях и скорбях: "Буду радоваться и веселиться о милости Твоей, потому что Ты призрел на бедствие моё, узнал горесть души моей" (Пс. 30:8). Бог не оставил его в беде и нужде, поэтому псалмопевец мог радоваться вопреки всем своим скорбям.
Иисус говорил своим ученикам: "В мире скорбь имеете" (Ин. 16:33). Говорил ли Он им, чтобы они плакали и рыдали по этому поводу? Объяснял ли Он им, что они каким-то образом должны страшиться? Он уже обратил их внимание на то, что мир возненавидит их, и теперь показал им, что, как следствие ненависти мира и естественных жизненных условий, они будут иметь страхи, страдания и скорби. Говорил ли Он им при этом: "Это лишит вас радости и счастья, и вы будете печальны и безутешны"? Нет, Он не говорил им ничего подобного, но добавил: "Но дерзайте: Я победил мир" (Ин. 16:33).
Обрати внимание на бесстрашие, с которым Иисус сказал эти слова! Перед Ним была Гефсимания, Его ожидали страдания перед первосвященниками и Пилатом. Он видел Голгофу. Он хорошо знал, что должен перенести самые тяжёлые страдания. Но, несмотря на всё это, Он сказал: "Дерзайте: Я победил мир".
Какой удивительный пример для нас! Он победил мир не только за самого себя, но и ради нас. Он знает все наши страдания. Ему известно, что нас ожидают скорби и трудности, возможно даже опасности, печали и многое другое, которые будут искушать и испытывать нас. Он знает также, что мы испытываем в такие времена. Он знает, какие страдания причиняет нам настоящее, и какие заботы приносит будущее. Да, Он знает также, что мы искушаемы пасть духом и отказаться от всего. Но, несмотря на всё это, Он говорит нам: "Дерзайте: Я победил мир".
Дорогая душа, Иисус знает все твои скорби и страдания. Он знает каждую сердечную боль, каждую трудность и всё то, что тебе предстоит пережить и перенести. Положись же на Его благодать и на Его помощь! Тогда из твоей жизни вскоре исчезнут тёмные тучи, и твоё сердце наполнится хвалой и благодарением.
Павел спрашивает: "Что отлучит нас от любви Христовой: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?", и тут же добавляет: "Но во всём этом мы торжествуем победу через Возлюбившего нас" (Рим. 8:35.37).
Далее Павел говорит о нашем принятии у Бога и оправдании через веру: "Мы хвалимся в надежде на славу Божью", затем продолжает: "но и не только это, но и хвалимся скорбями" (Рим. 5:2-3).
Павел мог радоваться как в хорошие, так и в плохие дни. Почему он мог это? Было ли это голым энтузиазмом или фанатизмом? Закрывал ли он глаза перед фактами? Нет, он был вполне рассудителен, духовно здоров и благоразумен. Он смотрел сквозь темень временных обстоятельств и предвидел доброе, следовавшее за страданиями и скорбями. Он говорил: "Зная, что скорбь вырабатывает терпение, а терпение - опытность, а опытность - надежду, а надежда не постыжает, потому что в сердцах наших - любовь Божья, излившаяся на нас через Духа Святого, данного нам" (Рим. 5:3-5).
Это было тайной радости апостола.
В другом случае Павел делится своим опытом: "Я исполнен утешением, преизобилую радостью при всей нашей скорби" (2.Кор. 7:4), а в 6 стихе приводит основание к тому: "Но Бог, утешающий смирённых, утешил нас". Божье утешение - это нечто дивное; его подкрепляющее благословение испытают только прошедшие через глубокие скорби.
Во времена скорби нам часто кажется, что Бог не заботится о нас, и что Он весьма далёк от нас. И именно тогда, когда мы больше всего нуждаемся в Нём и когда Он уже готов помочь нам, мы иногда перестаём искать Его помощи и надеяться на Него.
Вот тут-то многие и прекращают борьбу. Им кажется, что Бог оставил их в беде и что они теперь сами должны нести своё бремя. Такая позиция - помеха для помощи, которую Бог уже готов оказать нам. Таким чувством мы должны решительно противостоять. Мы должны правильно ценить великую Божью любовь. В бедственные времена настоящие и любящие родители особенно заботятся о благосостоянии своих детей. А сердце Бога намного мягче и чувствительнее, нежели сердце матери. Его любовь намного сильнее и возвышеннее, чем какая-либо человеческая любовь. Во времена бед и скорбей, в печалях и заботах, в страхах и предчувствиях нам следовало бы помнить о том, что Он готов заключить нас в свои любящие Отцовские руки, утешить утешением, которое может дать только Он один.
Тучи могут иногда заслонять Его лик. Порой нам кажется, что Он очень далёк от нас, но Он всё же близок к нам. Тучи могут мешать нам увидеть Его, но они не могут помешать Ему видеть нас. Да, Он видит всегда и Он желает, чтобы мы позволили Ему принять участие в наших страданиях. Он хочет, чтобы мы возложили свои надежды на Него и выразили Ему пожелания своей души. Он ожидает от нас, чтобы мы использовали всю имеющуюся у нас силу. Но сверх нашей собственной силы стоит наготове Его необъятная сила и помощь, готовая восполнить любой наш недостаток в силе. Он всегда находит для нас выход из трудностей. Он знает, сколько силы и благодати нам необходимо, и всегда дарит нам недостающее, если мы только предоставляем Ему возможность к тому.
Каждый человек, будь он христианин или нет, должен пройти через времена печалей, бед и различных неприятностей. Многим приходится самим нести своё бремя, без Божьей помощи - они проходят через всё собственными силами, и тем или иным образом находят свой путь. Но Бог знает лучший путь, чем мы, и хочет вести нас им, если мы доверимся Ему.
Иаков советует нам почитать за радость, если мы оказываемся в различных искушениях, потому что скорби всегда приносят богатые плоды.
Павел был того же мнения. Он и Сила находились в темнице в Филиппах. Была полночь. На ногах у них были колодки, их одежда была изорвана, а спина кровоточила от перенесённых побоев. Казалось, смерть была близка, и всё же они не плакали и не сетовали - они молились (Деян. 16:25).
После молитвы они воспели хвалу во славу Бога. Они делали это не ради хвастовства и не для того, чтобы разбудить других узников; нет, они пели, потому что радость наполняла их сердца. Они страдали так сильно, что не могли заснуть, и так провели ночь наилучшим образом. Они ни на миг не сожалели о своей судьбе, но высматривали необходимую помощь. Их вера достигла Бога, от которого и пришла потом помощь.
Они могли оставаться такими спокойными и мужественными по различным причинам. Во-первых, они были невинны. Они творили только добро, и потому страдали. В таких или подобных случаях сознание невинности является большим утешением. И мы можем при чистой совести побеждать наши трудности, если изберём тот же путь, что и Павел с Силой.
Во-вторых, они были христианами, преисполненными надежды. Они смотрели не на тёмные стороны событий, не на темницу и не на меч палача. Они думали не о своих ноющих спинах и израненных ногах в колодках. Они смотрели на Бога. Они видели Его любящий лик и пели хвалебные песни в Его славу.
В-третьих, они показали твёрдую веру. Они были убеждены в том, что Бог знает всё, что случилось с ними. Они чувствовали Его покровительство и знали, что ничто не может произойти с ними без Его на то воли. Так покоились они в полной безопасности веры в Нём, и потому могли радоваться при всех своих скорбях.
Пению в скорбях научиться труднее, чем песне радости, когда всё хорошо и мы без затруднений и печалей. Но если мы решимся полностью положиться на Бога, тогда в нашей душе родится песня веры и победы. Мы будем восхвалять и превозносить Бога за Его благословения в долине скорби, и увидим венец, ожидающий нас в конце нашего жизненного пути.
Ч. Нэйлор