Библия и её доктрины

Содержимое

Слово, которое в русском языке переводится как «доктрина», встречается в Библии более 50 раз. Библейская доктрина – это систематическое, последовательно изложенное учение об основных истинах христианской веры и Священного Писания, которые необходимы для исполнения в жизни. В доктрине полно и системно изложена одна из христианских истин. Например, существуют доктрина о Библии, доктрина о Боге, доктрина о человеке, доктрина о спасении, доктрина о церкви и др..

Слово «доктрина» обозначает учение. Оно пришло в русский язык из латинского языка. В латинском «доктрина» означает буквально «учение». От этого латинского слова происходит слово «доктор», то есть ученый.

Библейская доктрина исходит из Священного Писания. Ни одна книга в Библии не отражает полностью всю доктрину, для этого нужно использовать все книги Библии. Полноту той или иной истины можно узнать из Слова Божьего, в котором разные стороны истины изложены в разных местах, как бы рассыпаны крупицами золота, из которых нужно сложить один цельный слиток.

Возникшая первая христианская церковь и первые христиане знакомились со многими связанными с верой вопросами и приобщались к апостольскому учению, полученному ими от Христа. Апостолы учили всем христианским доктринам других последователей Христа (Деян. 2:42).

Давая великое поручение, Иисус заповедовал учить обращенных в христианство людей (Мф. 28:20), и именно это делали Апостолы и повелевали делать другим (Тит. 2:1; 2 Тим. 2:2).

Доктрина дается и исследуется не для интеллектуального знания, а для исполнения.

Христианская доктрина выступает как истинное знание, которое необходимо воплощать в реальной жизни, и тогда только люди будут блаженны. Без исполнения, одно только знание доктрины будет мертвым, так же, как и вера без дел – мертва (Иак. 2:26). Голое знание, отсутствие исполнения доктрин приводят к тому, что вера не действует любовью, христианство не превращается в образ жизни, а становится фарисейством и ведет к гордости и надменности (1 Кор. 8:1-3). Знать – это еще не значит исполнять, а не исполнять – значит и не жить этим учением (Ин. 13:17; Лк. 6:46-49).

Знание истины очень важно для нашей жизни во Христе, но оно дано нам, чтобы правильно исполнять Его волю и служить Богу. Не всякая кипучая деятельность угодна Ему, но только та, которая ведется по воле Божьей и во исполнение Божьих истин. Далеко не всегда активность можно отождествить с духовностью. Только истинные знания учения Христова дают прочное основание для верных действий, для правильного хождения перед Богом, для возрастания в вере, и такие знания приносят добрые плоды. Истинные знания Божьего Слова дают прочное основание для действий по воле Божьей, а действия по воле Божьей приближают к Богу и приносят добрые плоды веры, что дает возрастание в вере и открытие новых глубин Христовых истин. Поэтому исполнение доктрин Библии в духе и истине приближает нас к Господу, ставит в правильные отношения с Христом, приводит к открытию посредством действия Духа Святого больших глубин Божьего Слова, к возрастанию в любви. Французский ученый Блез Паскаль (1623-1662) сказал такие мудрые слова: «Земную науку надо понимать, чтобы любить, а небесную надо любить, чтобы понимать». Состояние нашего сердца пред Богом, любовь и доверие к Богу, верность Богу и труд для Него важнее, чем мертвые интеллектуальные знания без Духа Божия и без Его силы.

Цель и задачи доктрин Библии

 Цель изложения доктрин – упорядочить истины, систематизировать основы веры, правильно понимать, правильно учить, правильно защищать и правильно исполнять Слово Божие в христианской жизни.

Знание доктрин направлено на решение следующих задач:

1. Иметь наиболее полные истины из Слова Божия и привести их в порядок, систематизировать на основании Писания то, о чем читали и слышали (Ин. 17:17; Лк. 4:4; 2 Пет. 1:2-4; 1 Тим. 4:13-16);

2. ясно определить то, во что верим (1 Ин. 5:20; 2 Тим. 3:16; Рим. 6:16-17; Ин. 6:28-29; Ин. 8:31-32; Флп. 4:8-9; 2 Кор. 13:5,8);

3. утвердиться в учении и иметь ясность, почему верим в это учение (Кол. 2:6-7; Еф. 3:16-19; 1 Кор. 1:5-8; 1 Фес. 3:13; 1 Ин. 5:10-13; 1 Тим. 4:16; Еф. 5:15-17);

4. твердо стоять в истине (2 Тим. 4:3-5; 2 Тим. 3:14; 2 Пет. 2:1-3; 2 Пет. 3:16-18; Гал. 5:1; Гал. 1:8-9; 1 Пет. 1:22-23; 2 Пет. 1:19-21; 2 Фес. 2:2-3; 2 Фес. 2:12-15);

5. уметь учить и наставлять других, а также уметь принимать наставления (Тит. 1:9-13; 1 Тим. 4:6; 2 Тим. 3:16; 1 Тим. 4:16; Евр. 3:12-13; Евр. 10:24; Пр. 15:32-33; Еф. 6:4);

6. уметь противостоять лжи и обличать (2 Ин. 9:11; Иуд. 17-23; 2 Пет. 3:3-9; 2 Тим. 3:1-5; 1 Тим. 4:1-7; Мф. 22:29; Еф. 6:11-17; Евр. 12:15; Еф. 5:6-11);

7. исполнять в жизни (Мф. 7:21; Лк. 6:46-49; Лк. 11:28; Ин. 8:31,32; Ин. 14:15; Ин. 13:17; 1 Ин. 3:18; Отк. 22:14; Иак. 1:22).

 Источники появления разных доктрин

 На основании Писания можно сказать, что существует три источника появления доктрин: Бог, человек и сатана. На примере Мф. 16:13-23, а также на основании других стихов Библии проанализируем три источника появления доктрин.

Мф. 16:13-23

13  Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?

14 Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков.

15  Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня?

16  Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты - Христос, Сын Бога Живаго.

17  Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах;

18  и Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее;

19  и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах.

20  Тогда [Иисус] запретил ученикам Своим, чтобы никому не сказывали, что Он есть Иисус Христос.

21  С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.

22  И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!

23  Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое.

 Бог и Его доктрины

 Мы видим на примере Мф. 16:16,17, что только Бог может открыть полноту истины. Это подтверждается и в Ин. 7:16-17; Ин. 17:17; Ин. 14:26; 16:13; 2 Тим. 3:16; 2 Пет. 1:19-21; Мф. 28:20; 1 Кор. 2:13; 2 Пет. 3:2; Гал. 1:11-12; 1 Фес. 4:2; Рим. 1:16-17; 1Тим. 6:3-4; Деян. 2:42; Тит. 1:9 и в других текстах:

Ин. 7:16-17 «Иисус, отвечая им, сказал: Мое учение – не Мое, но Пославшего Меня; кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю».

2 Тим. 3:16 «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен».

2 Пет. 1:19-21 «И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших, зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым».

1 Кор. 2:11-13 «Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия. Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным».

Гал. 1:11-12 «Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа».

1 Кор. 14:37 «Если кто почитает себя пророком или духовным, тот да разумеет, что я пишу вам, ибо это заповеди Господни».

1 Фес. 2:13 «Посему и мы непрестанно благодарим Бога, что, приняв от нас слышанное слово Божие, вы приняли не как слово человеческое, но как слово Божие, - каково оно есть по истине, - которое и действует в вас, верующих».

1 Фес. 4:15 «Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших».

Основные истины христианской веры познаются на основании Библии как особого откровения Бога людям. Бог открыл Себя людям через творение (Рим. 1:19-20; Кол. 1:16; Пс. 18:2; Пс. 103:24), в истории (Ис. 6:1; Втор. 26:5-9; 1 Цар.–4 Цар.; 1 Пар.-2 Пар.; Деян. 13:16-41), в совести (Рим. 2:14-16). Он открыл Себя также и в Своем Сыне Иисусе Христе (Ин. 1:14,18; Ин. 14:9; 1 Тим. 2:5; 1 Ти. 3:16) и в Своем Слове – Библии (Исх. 34:27; Иер. 30:2; Втор. 18:18,19; Иер. 6:16; Иер. 9:23,24; Иер. 31:3,33; Пс. 11:7; Пс. 17:31; Пр. 30:5,6; Пс. 118:89,90,105,113,127-131,138,140; Ис. 40:8; Мф. 24:35; Зах. 1:1; Мал. 1:1; Откр. 1:11). Только Ветхий Завет в 3 808 различных формулировках подтверждает, что в нем передаются только определенные слова Бога. Мы верим в богодухновенность Библии. Богодухновенность означает, что библейская запись абсолютно правильна и безошибочна. Несмотря на то, что не каждое слово в Библии сказано Богом (есть слова людей Божьих, слова врагов Бога, слова Ангелов, слова сатаны и т.п.), мы верим, что каждое слово богодухновенно, т.е. помещено в Библии по повелению Божию и под Божиим контролем, т.е. под контролем Духа Святого. Библия вдохновлена (буквально – «выдохнута») Богом, а люди записали все откровения Бога. Не все богословы сегодня верят в богодухновенность Библии и не все одинаково понимают богодухновенность. Либеральные богословы считают, что богодухновенны лишь ее основные идеи. Поэтому для объяснения наших позиций дадим определения основным терминам и изложим очень кратко наше понимание богодухновенности Библии. Мы верим, что канон Библии составляют 66 книг, из которых 39 книг Ветхого Завета и 27 книг Нового Завета.

Авторитетность Библии – принцип, утверждающий необходимость доверия библейским истинам и послушания библейским заповедям на основании того, что Библия есть откровение Благого и Всемогущего Бога. Библия направляет волю, разум, совесть и душу верующего человека к подчинению. Бог сказал, и мы должны подчиняться. Вечное слово: «Так сказал Господь», - является нашим стандартом.

Богодухновенность – служение Духа Святого, благодаря Которому и посредством авторов Библии, сохранивших свои личные качества и особенности (послания Апостола Павла отличаются от посланий Петра и Иоанна и от других посланий, а четыре Евангелия и Книга Откровения также по стилю отличаются друг от друга), Писание было записано в точности так, как этого хотел Бог. Результатом этого явилась Библия – непогрешимое Слово Божие. Бог руководил людьми при написании Библии, даруя их словам, записанным в оригинале, непогрешимость. Богодухновенность Священного Писания – это то сильное, сознательное осенение (вдохновение, inspiration) Божие человека, которое делает его способным безошибочно произносить истину Божию. Это значит, что Сам Бог говорит через человека. Люди, писавшие тексты Библии, испытывали особое действие Святого Духа, Который через них выражал истину Божию на человеческом языке. Богодухновенность Писания заключается в том, что писали его «святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Пет. 1:21). Поэтому Библия является настолько Словом Божиим, как если бы Бог изрек каждое слово Своими собственными устами. Бог Дух Святой не только Творец Писания, но и Наставник во всякой истине (Ин. 16:13).

Непогрешимость Библии – принцип, утверждающий, что Библия в оригинальных текстах абсолютно правдива и никогда не ошибается в том, чему она учит, при условии, что мы верно истолковываем ее текст; непогрешимость Библии распространяется как на ее богословское и этическое учение, так и на упомянутые в ней научные и исторические факты. Библия безошибочна и непогрешима во всем, что она излагает, во всех сферах, которых она касается. Отметим, что точность изложения божественных истин в Библии передают понятиями «непогрешимость» и «безошибочность». Хотя эти слова часто используются в качестве синонимов, они имеют некоторые отличительные оттенки.

Безошибочность подчеркивает отсутствие ошибок в Библии при передаче фактов, событий, а также изречений и записей, сделанных под воздействием Духа Святого. Безошибочность подчеркивает ту истину, что Священное Писание является точным, достоверным и надежным правилом и руководством во всех вопросах.

Непогрешимость делает акцент на неспособность к ошибкам и заблуждениям в заключенных текстах Библии учениях. Представление о непогрешимости Библии исходит из того, что все ее учения – истинные и надежные. Непогрешимость подчеркивает ту истину, что Священное Писание полностью правдиво и заслуживает доверия во всех своих утверждениях. Хотя главная цель Библии заключается не в сообщении научных и исторических сведений, те утверждения научного и исторического характера, которые она содержит, вполне истинны с точки зрения фактов, как они выглядят для человеческого восприятия с учетом достигнутого во время написания уровня культуры и средств передачи информации.

Полная богодухновенность – учение о том, что все оригинальные тексты Писания богодухновенны.

Дословная богодухновенность – учение, утверждающее, что богодухновенность как действие Святого Духа касается каждого слова Библии, а не только выраженных в ней идей. Вера в дословную богодухновенность Библии есть фундамент веры вообще. Великий ученый Галилей сказал: «Священное Писание не может ни в коем случае ни говорить лжи, ни ошибаться; изречения его абсолютно и неприкосновенно истинны».

В Слове Божьем нет ошибок. Так говорит Бог и я должен верить, потому что это Слово Божие, а не потому, что я это понимаю или не понимаю. Для нас безошибочным основанием является принцип «Ибо так написано в Библии». Мы верим в богодухновенность всего Писания и каждого его слова. Слово Божье имеет непреложный авторитет. Мы не должны проверять истинность Библии своим разумом, но истинность своих мыслей нам надо проверять Библией как самым совершенным эталоном. Библия не ошибается, ошибаться могут лишь ее толкователи. Когда мы говорим об учении: «Так говорит Библия», это значит, что мы говорим: «Так говорит Бог».

Мы верим, что то, о чем говорится в Писании, говорится Богом с Его Божественным авторитетом, и потому Библия является наивысшим авторитетным Словом Божьим.

Мы верим, что Писание является наивысшей письменной нормой, которую дал нам Бог, и что авторитет Церкви подчинен авторитету Писания.

Выпуски
Разделы