Синайский завет

Содержимое

 Фредерик Д. Смит

Ветхий Завет, упраздненный впоследствии, был дан на горе Синай (Гал. 4:24). Обратимся к Библии, чтобы установить, в чем же заключался этот завет.

1. Декалог, «десятисловие» или десять заповедей

«И пробыл там [Моисей] у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил; и написал [Моисей] на скрижалях слова завета, десятословие» (Исх. 34:28). «Объявил Он вам завет Свой, который повелел вам исполнять,  десятословие, и написал его на двух каменных скрижалях» (Втор. 4:13).

Эти два текста ясно и определенно говорят, что десять заповедей, написанных на каменных скрижалях, представляют собой Синайский, или первый завет. Еще яснее это выражено во Втор. 5:2-22 – «Господь, Бог наш, поставил с нами завет на Хориве; не с отцами нашими поставил Господь завет сей, но с нами, которые здесь сегодня все живы. Лицем к лицу говорил Господь… Он тогда сказал: Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов перед лицем Моим». Затем следуют слова десяти заповедей и приведен дословный текст завета. После этого Моисей делает заключение: «Слова сии изрек Господь ко всему собранию вашему на горе из среды огня, облака и мрака [и бури] громогласно, и более не говорил, и написал их на двух каменных скрижалях, и дал их мне».

То, что именно Декалог является этим заветом, подтверждается и тем, что преступление какого-нибудь Его предписания рассматривалось как нарушение завета. Например:

Заповедь, запрещающая изготовление кумиров. «Берегитесь, чтобы не забыть вам завета Господа, Бога вашего, который Он поставил с вами, и чтобы не делать себе кумиров, изображающих что-либо, как повелел тебе Господь, Бог твой» (Втор. 4:23).

Заповедь,  запрещающая идолопоклонство. «И скажут: за то, что они оставили завет Господа Бога отцов своих, который Он поставил с ними…  и пошли и стали служить иным богам и поклоняться им» (Втор. 29:24-26). См. также Втор. 31:16.

Заповеди,  запрещающие алчность и воровство. Когда Ахан соблазнился чужим добром и похитил из него кое-что, он был умерщвлен «за то, что преступил завет Господень» (Нав. 7:15).

2. Другие предписания

Кроме Декалога, который непосредственно составлял завет, в этот завет входили и другие предписания, полученные на Синае: «Я заключил завет с отцами вашими, когда вывел их из земли Египетской, из дома рабства, и сказал: `в конце седьмого года отпускайте каждый брата своего, Еврея, который продал себя тебе; пусть он работает тебе шесть лет, а потом отпусти его от себя на волю'» (Иер. 34:13-14). Это предписание заимствовано из Исх. 21:2 и содержится в книге завета, написанной Моисеем по возвращении с горы Синай, где Бог говорил с ним. Бог дал одновременно с десятью заповедями и другие законы, правила и постановления, «и написал Моисей (в книгу завета) все слова Господни (в том числе и Декалог)» (Исх. 24:4). Эта книга охватывала то, что теперь находится в главах 20-23 книги Исход. Когда Моисей написал все, он «взял книгу завета и прочитал вслух народу, и сказали они: все, что сказал Господь, сделаем и будем послушны. И взял Моисей крови и окропил народ, говоря: вот кровь завета, который Господь заключил с вами о всех словах сих» (Исх. 24:4-8). Здесь значение слова «завет» охватывает упомянутую книгу, т.к. эта книга содержала и непосредственно завет, т.е. десять заповедей. И если бы они не были включены в той книге завета, то мы бы мало знали о них, т.к. каменные скрижали, на которых они были высечены, утеряны. 

3. Все Пятикнижие (Моисея)

Позднее Моисей написал большую книгу, называемую Пятикнижием Моисея, которая являет собой первые пять книг Библии. В Пятикнижие он включил и написанную им ранее малую книгу (книгу завета), которая в Библии теперь представлена главами 20-23 книги Исход. С тех пор, как «книга завета», освященная кровью, была включена в полное собрание писаний Моисея, то уже все Пятикнижие стало называться «книгой завета» или заветом именно потому, что она включала в себе всю систему закона Моисеева, т.е. моральные, гражданские и обрядовые законы. Автор Послания к евреям говорит: «И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное» (Евр. 9:1). Из этого следует, что «первый завет» состоял не только из Декалога, но также включал в себя и обрядовые законы, данные Богом на Синае. Поэтому осквернение храма, описанное в Иез. 44:7, рассматривается как нарушение завета. Из слов апостола Павла во 2 Кор. 3:14-15 следует, что Ветхий Завет тождествен пяти книгам Моисея, т.е. Пятикнижию. «Умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом. Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их.» Книга закона названа «заветом» потому, что она содержит в себе завет и основана на непосредственном завете, т.е. на десяти заповедях, которые являются ее центром (см. Исх. 34:28; Втор. 4:13; 5:2-22 и др.).

Приведенные тексты Священного Писания ясно и определенно говорят о том, что на Синае был дан только один завет, включавший в себя десять заповедей вместе с остальными предписаниями и заповедями: гражданскими, моральными, обрядовыми.

Выпуски
Разделы