Молитва в согласии с предназначением человека (гл. 18)

Содержимое

(Продолжение. Начало в №№2/2006 г. - 2/2010 г.)

 

 Эндрю Мюррей

 «И говорит им: чье это изображение и надпись?» (Мф. 22:20)

«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему...» (Быт. 1:26)

[По-английски «изображение» и «образ» - одно слово «image». - Прим. пер.]

«Чье это изображение?» Этим вопросом Иисус поставил в тупик Своих врагов, когда они пытались уловить Его, заговорив об ответственности за уплату податей. Вопрос – и заключенный в нем принцип – имеет всеобщее применение, и особенно по отношению к самому человеку. То, что человек является образом Божиим, определяет его предназначение. Он принадлежит Богу, и он создан, чтобы Богу молиться.

Молитва человека – одна из сторон его удивительной похожести на божественный оригинал. Она есть земное подобие глубокой тайны, заключенной в общении любви Троицы, имеющей Свою благословенность. Чем больше мы размышляем, что такое молитва и какую удивительную силу она имеет у Бога, тем больше мы задаемся вопросом: что же такое человек, что ему отведено такое место в Божьем плане? Грех настолько исказил человека, что мы не можем понять, глядя на то, каков он сейчас, каким он был задуман от начала. Мы должны вернуться назад к тому, что сказано самим Богом о сотворении человека, чтобы узнать, в чем состояло Божье намерение и какие способности даны были человеку для осуществления этого намерения. Предназначение человека ясно видно из Божьих слов, сказанных при сотворении. Человек был призван наполнять землю, обладать ею и владычествовать над всем, что на ней. Эти три глагола показывают нам, что человек, как Божий представитель, был задуман править здесь, на земле. Как наместник Бога, он должен был наполнять Божью территорию, держа все в подчинении Ему. Воля Божья была в том, чтобы все, делаемое на земле, совершалось через человека, то есть история земли предназначалась всецело быть в его руках. В соответствии с таким предназначением было и положение, которое он должен был занимать, и сила, предоставленная в его распоряжение.

Когда земной монарх посылает представителя в отдаленную провинцию, этот представитель советует монарху, какую политику там следует вести. Монарх следует этому совету, делая все необходимое, чтобы осуществлять эту политику и поддерживать честь империи. Если же монарх не одобряет его политики, то заменяет этого представителя другим, кто лучше понимает его желания в интересах империи. Но до тех пор, пока представитель пользуется доверием, его советы выполняются. Как Божий представитель, человек был предназначен править. Все должно было совершаться согласно его воле. По его совету и его прошению небо должно было посылать свое благословение на землю. Его молитва должна была быть естественным каналом, через который Господь на небе и человек, как господин этого мира, поддерживали связь. Судьбы мира были отданы во власть желаний, воли и молитв человека. С приходом греха все это подверглось ужасной перемене. Падение человека привело все творение под проклятие.

Искупление дало начало славному восстановлению. В Аврааме Бог начал создавать Себе народ, из которого должны были произойти цари (не говоря уже о Великом Царе). Мы видим, как молитва Авраама повлияла на судьбы тех, кто соприкасался с ним. На примере Авраама видно, что молитва служит средством получить благословение не только для него одного. Она является исполнением исключительной царской привилегии воздействовать на судьбы людей и на волю Божию, которая ими управляет.

Мы видим, как Авраам молился за себя. Он молился за Содом и Лота, за Авимелеха и за Измаила, чем доказывал, что человек, будучи другом Божьим, имеет силу управлять судьбами тех, кто его окружает. Таково было предназначение человека от начала. Но Писание говорит нам больше: Бог вверил человеку такое великое звание, потому что Он сотворил его по Своему образу и подобию. Не то, что он был облечен внешней ответственностью, не имея внутреннего обеспечения. Внутреннее сходство с Богом, Его образ, был в его природе, чтобы владычествовать и господствовать над всем. Между Богом и человеком существовало внутреннее согласие и гармония, эмбриональное богоподобие, делающее человека реально пригодным быть посредником между Богом и творением. Человек должен был быть пророком, священником и царем, истолковывать Божью волю, представлять нужды природы, получать и раздавать Божьи щедроты. И так как он был образом Божиим, то мог нести Божью власть.

Он действительно имел такое большое уподобление Богу – способность входить в Божьи намерения и исполнять Его планы, – что Бог мог вручить ему удивительную привилегию просить и получать то, в чем мир мог нуждаться. Хотя грех на время разрушил Божьи планы, молитва все еще остается тем, чем она была, как если бы человек никогда не падал: доказательством богоподобия человека, средством его связи с Отцом и силой, которой позволено удерживать руку, держащую судьбы вселенной.

Человек – божественного происхождения, сотворенный и способный владеть царственной свободой. Его молитва не просто вопль о милости, а величайшее исполнение Божьей воли. То, что разрушено грехом, восстановлено благодатью. То, что первый Адам утратил, второй Адам снова завоевал. Во Христе человек получает обратно свое первоначальное положение, и Церковь, пребывающая во Христе, наследует обетование: «Просите, и дано будет вам». Начнем с того, что такое обетование никак не относится к благодати или благословению, в которых мы нуждаемся сами. Это относится к нашему положению как плодоносных ветвей небесной Лозы, которые, подобно Ей, живут только для труда и славы Отца. Это для тех, кто пребывает в Нем, кто забыл себя ради жизни послушания и самопожертвования в Нем, кто полностью отдался интересам Отца и Царства. Они понимают, как их искупление через Христа вернуло им их первоначальное предназначение, восстанавливая Божий образ и силу владычествовать. Такие люди действительно имеют власть – каждый в своей области – получать и сводить на землю небесную силу. Со святым дерзновением они могут сделать явным то, что хотят. Они живут как священники в Божьем присутствии. Они цари, владеющие силами грядущего мира. Они вступают во владение обетованием: «Просите, и дано будет вам». [«Бог ищет священников среди сынов человеческих. Человеческое священство составляет одну из существенных сторон Его вечного плана. Управлять творением посредством человека – Его замысел. Священство – установленное звено между небом и землей, канал связи между грешником и Богом. Такое священство в ту же меру, как это относится к искуплению, находится в руках одного Сына Божия. И в ту же меру, как оно должно быть средством связи между Творцом и творением, оно также должно быть в руках искупленных людей – Церкви Божьей. Бог ищет царей. Не из разряда ангелов. Падший человек должен обеспечить Ему правителей для Его вселенной. Руки человека должны держать скипетр, головы людей должны носить короны» (из книги «Арендованная завеса» доктора Х. Божара).]

Церковь живого Бога! Твое призвание выше и святее, чем ты думаешь! Бог хочет править миром посредством твоих членов. Он хочет, чтобы твои члены стали царями и священниками. Твои молитвы могут низвести и удержать благословение неба. Те, кто в Его избрании не удовлетворяются быть только спасенными, но отдают себя всецело, Отец через них будет осуществлять все Свои славные советы, точно так, как Он это делает через Сына. В Его избранниках, вопиющих к Нему день и ночь, Бог хочет показать, каким удивительным было первоначальное предназначение человека. Человек был носителем Божьего образа на земле, которая действительно была отдана ему, чтобы он мог на ней править. Когда он пал, с ним пало все творение. «И ныне вся тварь совокупно стенает и мучится». Но теперь человек искуплен. Началось восстановление его первоначального достоинства. Божье намерение – чтобы осуществление Его вечной цели и пришествие Царства зависело от Его народа, который живет во Христе и готов принять Его как своего Главу, своего великого Царя-Первосвященника. В своих молитвах его искупленные дерзновенно говорят Богу, что они хотят, чтобы Он сделал для них. Как носитель Божьего образа и Его представитель на земле, искупленный человек имеет силу вершить историю этой земли посредством молитвы. Человек был сотворен, а затем искуплен для того, чтобы молиться и с помощью своей молитвы владычествовать.

 Господи, научи нас молиться!

«Господи... что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты умалил его пред ангелами; славою и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его... Господи, Боже наш! Как величественно имя Твое по всей земле!» (Пс. 8:2, 5-7, 10). Господь Бог! Человек опустился так низко по причине греха. И как ужасно помрачен его разум! Он даже не знает своего Божественного предназначения: быть Твоим слугой и представителем. Как печально, что даже когда их глаза открыты, люди так не готовы принять свое призвание! Они могут иметь великую силу у Бога, и также среди людей. Господь Иисус! Через Тебя Отец снова увенчал человека славою и честью, открывая для нас путь быть теми, кем Он хочет нас видеть. О Господь! Помилуй Твой народ – Твое наследие!

Могущественно трудись над нами в Твоей Церкви! Учи Своих верующих учеников принимать царственное священство и являть его. Учи нас использовать силу молитвы, для которой Ты дал такие удивительные обетования, учи нас служить Твоему Царству, править народами и прославлять Божье имя на земле. Аминь.

следующая глава 19

Выпуски