Синайский завет

Содержимое

(Окончание. Начало в №3-2010 г.)

Фредерик Д. Смит                                            

 Пророчества о новом завете

 «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: `познайте Господа', ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более» (Иер. 31:31-34).

Этот новый завет был введен Христом. «Лучшего завета поручителем соделался Иисус» (Евр. 7:22). «Первосвященник получил служение тем превосходнейшее, чем лучшего  Он ходатай завета, который утвержден на лучших обетованиях» (Евр. 8:6). Этот новый завет во всех отношениях превосходит первый завет, т.к. –

1. Он утвержден на лучших обетованиях. Моисеев завет был основан на обетованиях первого завета с Авраамом, которые относились только к Израилю и ограничивались еврейской нацией. «Лучший» же завет основывается на обетованиях завета с Авраамом, которые имеют значение для всех народов; исполнение этих обетований мы находим в Евангелии Иисуса Христа.

 2. У него лучший ходатай. «Закон дан через Моисея» (Ин. 1:17), посредник же нового завета – Иисус (Евр. 12:24; 8:6).

3. У него лучшее первосвященство. Священники закона были люди, подверженные ошибкам; и «тех священников было много, потому что смерть не допускала быть одному» (Евр. 7:23). Иисус – наш первосвященник; Он «святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес»; Он, «как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее» (Евр. 7:26.24).

4. У него лучшее святилище. Первый завет имел «святилище земное» (Евр. 9:1). Святилищем нового завета, т.е. храмом или домом Божьим является Его духовная церковь (1 Пет. 2:5; Евр. 3:6; 1 Тим. 3:15; Еф. 2:19-22).

5. У него лучшая жертва. Вместо «крови тельцов и козлов», «которые никогда не могут истребить грехов» (Евр. 9:13; 10:11), кровь Христа может «очистить совесть нашу от мертвых дел для служения Богу живому и истинному» (Евр. 9:14).

 Отмена первого завета

 В Послании к евреям оба завета противопоставляются друг другу. В 9-ой главе сначала говорится о «первом завете», а затем сказано, что Христос является «ходатаем нового завета», который вступил в силу после Его смерти – так же, как у людей завещание или «воля» вступает в силу после смерти завещателя. Первый завет был установлен через пролитие крови животных; эта кровь, однако, не могла «сделать совершенными приходящих [с жертвами]» и она не могла смыть грехи (Евр. 10:1-4). Но новый завет установлен через пролитие крови божественной жертвы. «'Вот, иду исполнить волю Твою, Боже'. Отменяет первое, чтобы постановить второе.  По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа» (Евр. 10:9-10).

Бессилие ветхого завета было одной из причин его отмены: «Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности, ибо закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу. …то лучшего завета поручителем соделался Иисус же» (Евр. 7:18-22). В новом завете дано совершенное спасение от грехов через пролитую кровь Иисуса Христа.

Отмена первого и введение нового завета подробно описаны в Евр. 8:6-13: «Но Сей Первосвященник получил служение тем превосходнейшее, чем лучшего Он ходатай завета, который утвержден на лучших обетованиях. Ибо, если бы первый завет был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому. Но пророк, укоряя их,  говорит: вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в то время, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской, потому что они не пребыли в том завете Моем, и Я пренебрег их, говорит Господь. Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом. И не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа; потому что все, от малого до большого, будут знать Меня, потому что Я буду милостив к неправдам их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более. Говоря `новый', показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению».

Следует обратить внимание, как эти два завета противопоставлены друг другу: «лучший завет» и «первый завет»; «новый завет» и «ветхий», и т.д.. Первый завет был неспособен завершить совершенное дело Божье, так как он «никогда не может сделать совершенными приходящих с ними [с жертвами]» (Евр. 10:1) и «ничего не довел до совершенства» (7:19). И все же закон сам по себе может быть совершенным, хотя и ни одного человека не делает совершенным. Но в заключении говорится, что с тех пор, как «другой», «лучший» или «новый завет» заменяет первый, «ветшающее и стареющее близко к уничтожению» (Евр. 8:13).

Что же включал в себя этот «первый», ветхий и упраздненный завет? С помощью многих текстов из Священного Писания уже было доказано, что первый завет был дан на горе Синай и заключал в себе весь закон Моисеев, как моральные, гражданские и обрядовые законы, так и десять заповедей и все остальное. Здесь же я приведу еще три текста, указывающие на десять заповедей, на которых этот упраздненный завет собственно и основывается, и попрошу читателя ответить на заданные вопросы.

Евр. 8:9. В этом тексте упраздненный «первый», или ветхий завет назван заветом, который Бог «заключил с отцами их в то время, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской». В чем заключался этот завет?

3 Цар. 8:21. «[Соломон] приготовил там место для ковчега, в котором завет Господа, заключенный Им с отцами нашими, когда Он вывел их из земли Египетской». Обратим внимание на сходство выражений в этих двух текстах: «первый», или «ветхий» завет был заключен с отцами, когда Бог вывел их из Египта, и он находился в ковчеге. Что же это за завет был в ковчеге?

3 Цар. 8:9. «В ковчеге ничего не было, кроме двух каменных скрижалей, которые положил туда Моисей на Хориве, когда Господь заключил завет с сынами Израилевыми, по исшествии их из земли Египетской».

Никакие пустые споры (1 Тим. 6:5) законоучителей, которые не понимают «ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают» (1:7), не могут изменить этой истины и этого факта. Пусть они аргументируют и утверждают, что десять заповедей не отменены вместе с Ветхим Заветом, но три вышеприведенных текста они опровергнуть не могут: Евр. 8:9; 3 Цар. 8:21; 3 Цар. 8:9.

Хотя здесь отдельно упоминается о десяти заповедях как об отмененном законе, следует помнить, что они в виде скрижалей были свидетельством «откровения» всей системы закона Моисеева и представляют весь завет; поэтому упразднены не только десять заповедей, но вся система закона Моисеева. Павел поясняет, что с отменой закона десяти заповедей были отменены все постановления, предписания и обряды Ветхого завета, которые поддерживали закон десяти заповедей, являющийся их центром. Основываясь на этом, Иеремия также говорит о создании нового завета: «в те дни, говорит Господь, не будут говорить более: `ковчег завета Господня'; он и на ум не придет, и не вспомнят о нем, и не будут приходить к нему, и его уже не будет. В то время назовут Иерусалим престолом Господа; и все народы ради имени Господа соберутся в Иерусалим» (Иер. 3:16-17). В ковчеге и его завете нет ничего священного для христианства, кроме его символического смысла. Ковчег не является местом поклонения христиан. В соответствии с божественным предсказанием, о нем забыли, и в центре поклонения, служения и любви христиан находится «Иерусалим», т.е. Евангелие нашего Господа, исшедшее из святого города.

Эти два завета апостол также противопоставляет друг другу во 2 Кор. 3:3-14: «Вы показываете собою, что вы – письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живаго, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца. Такую уверенность мы имеем в Боге через Христа, не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога. Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит. Если же служение смертоносным буквам, начертанное на камнях, было так славно, что сыны Израилевы не могли смотреть на лице Моисеево по причине славы лица его преходящей, - то не гораздо ли более должно быть славно служение духа? Ибо если служение осуждения славно, то тем паче изобилует славою служение оправдания. То прославленное даже не оказывается славным с сей стороны, по причине преимущественной славы последующего. Ибо, если преходящее славно, тем более славно пребывающее. Имея такую надежду, мы действуем с великим дерзновением, а не так, как Моисей, который полагал покрывало на лице свое, чтобы сыны Израилевы не взирали на конец преходящего. Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета,  потому что оно снимается Христом».

Здесь о первом завете говорится как о «ветхом завете», «скрижалях каменных», «служении осуждения», букве, которая «убивает», и как о «преходящем». Второй же завет, напротив, называется «новым заветом», служителем которого был Павел, «служением духа», «написанным на плотяных скрижалях сердца», «пребывающим» в противоположность «преходящему».

Брат Д. С. Уорнер говорил: «Ни один из законоучителей ветхого завета не был послан Богом в новозаветное время. В настоящее время Бог посылает Своих посланников «проповедниками нового завета». Это называется «служением духа», поэтому никто не может достичь этого служения или получить его по распоряжению, не имея дар Святого Духа. Кто пытается проповедовать без этого дара Духа, следует букве, которая убивает».

Во 2 Кор. 3:7 десять заповедей названы как «служение смертоносным буквам, начертанных на камнях». И хотя оно было славно, оно все же было отменено. «Ибо, если преходящее славно [т.е. закон, написанный на каменных скрижалях], тем более славно пребывающее» (3:11). Пребывающее – это новый завет, способным проповедником которого Господь сделал Павла. Это не было служением Моисея, «который полагал покрывало на лице свое, чтобы сыны Израилевы не взирали на конец преходящего». Сказано также, что закон преходящий был дан через Моисея, который в то время положил на лицо свое покрывало. Обратимся к Исх. 34:28-33, где написано, что, когда Моисей с двумя скрижалями завета в руках спускался с горы, лицо его сияло лучами, и он накрыл его.

Во 2 Кор. 3:14 ясно сказано, что отмененный закон как раз и является «ветхим заветом». [Выражение «ветхий завет», употребляемое Библией, относится только к книгам Моисея. Оно не имеет в виду другие книги Священного Писания, написанные в период до рождения Христа, хотя ныне и принято их так называть. Книги Священного Писания, написанные в период до рождения Христа были разделены так: закон Моисеев (ветхий завет), пророки и псалмы (см. Лук. 24:44)]. И хотя, как мы рассмотрели, десять заповедей собственно и составляют ветхий завет, все же эти десять заповедей являются основой всех ветхих Писаний; и поэтому все книги Священного Писания, написанные в период до Христа, иногда называют «Ветхим Заветом».

Трудно представить, как можно еще яснее выразить словами смысл того, что ветхий завет, написанный на каменных скрижалях, отменен… Как ясны и понятны слова Священного Писания! Все читающие Библию знают, что кроме десяти заповедей на скрижалях больше ничего не было написано; и, как уже было доказано, именно то, что было на них написано, было преходящим и отменено (2 Кор. 3:7.11).

Выпуски
Разделы