Употребление вина

Содержимое

Многие пьяницы, оправдывая свое пристрастие к алкоголю, часто приводят в пример Иисуса, говоря, что Он и Сам пил вино и даже на свадьбе в Кане Галилейской претворил воду в вино. По их словам получается, как будто Иисус поощряет людей пить вино?..

 Клюнк Бибинур, с. Леденёво, Северно-Казахстанской обл.

 Нередко люди, страдающие от алкогольной зависимости, оправдывая свое нежелание оставить пагубную привычку, ссылаются на этот факт превращения воды в вино. Дескать, мол, если Христос превращал воду в вино, значит, в том, что они пьют, нет ничего плохого. Конечно, всем разумным людям понятно, что такое оправдание пьянства несерьезно и с любой точки зрения не здраво и несостоятельно. И случай, имевший место в Кане Галилейской, не дает алкоголикам повода уравнивать себя со Христом.

Почему Христос превратил воду в вино?

1. В Ветхозаветное время Бог не запрещал евреям употреблять вино. Хлеб, вино, елей служили для Израиля символами благословения, благополучия и радости (Вт. 24:24-26; 28:39; Пс. 4:8; 103:14-15; Пр. 3:10; Ос. 2:22; Иоиль 3:18).

2. Во время ветхозаветных жертвоприношений предписывалось употреблять вино (Исх. 29:40).

3. Священникам и левитам в качестве десятины также выделялось вино (Вт. 18:1-4; Неем. 10:37-39)

4. Вино и другие крепкие напитки запрещалось пить только священникам во время проведения ими богослужения, когда они входили в скинию собрания, поскольку в этот момент они вступали в присутствие Божие (Лев. 10:9).

5. Тем, кто принимал обет назорейства (особое посвящение Богу), также запрещалось употребление вина на весь период принимаемого обета (Числ. 6 гл.).

6. Вместе с разрешение пить вино Израилю запрещалось им злоупотреблять (Пр. 20:1; 21:17; 23:20, 29-32; Ис. 28:7; Ос. 4:11; 7:5).

Если бы в то время вопрос пьянства в Израиле стоял так остро, как сегодня в нашем обществе, и если бы люди в то время напивались и чинили беспорядки на свадьбах и других торжествах, как это происходит у нас в наше время, то, разумеется, Христос не совершил бы это чудо превращения воды в вино на свадьбе в Кане Галилейской.

Чтобы лучше понять этот момент, прочитаем следующее:

«Вскоре после сбора винограда вино могло содержать некоторое количество алкоголя (тогда не было ни холодильных установок, ни герметической закупорки сосудов). Но уровень алкоголя не повышали искусственным путем (перегонку не использовали); скорее, вино разбавляли водой в пропорции две-три части воды на одну часть вина. На греческих пирах люди напивались потому, что вино разбавлялось меньше или в него добавлялись растительные токсины* , но еврейские учителя не одобряли такой практики; маловероятно, что в Кане люди хотели напиться допьяна. Все же, как правило, гостям сначала подавалось лучшее вино, потому что в процессе семидневного свадебного пира, независимо от того, насколько люди пьянели, их вкус притуплялся» («Библейский культурно-исторический комментарий» Крейг Кинер).

Как мы видим, ситуация с употреблением вина и крепких напитков в Палестине в то время была совершенно иной, чем та, которую мы видим сегодня в России и других странах. Да и не только в Палестине. В Молдавии, Абхазии, Грузии и в других местах, где выращивается виноград и другие садовые культуры, вино – обычный здоровый напиток, но пьяниц там практически нет. В столице Абхазии, Сухуми, например, только один вытрезвитель, в котором, кстати, вы вряд ли найдете местных жителей. До Второй мировой войны в Закавказье было много сел, населенных преимущественно немцами, которые наряду с другими культурами, выращивали и виноград. В каждом погребе хранилось вино, которое употреблялось в разумных дозах перед едой. Пьяницы в таких селах были редким исключением.

Что же касается вопроса вина в Новом Завете, то здесь есть существенное отличие от Ветхого Завета.

Да, можно предположить, что Христос и апостолы пили вино. Однако, в Новом Завете вино уже не выступает как символ благословения и радости. Хотя в Новом Завете нет прямого запрета на умеренное употребление вина, мы все же нигде не читаем, чтобы после дня пятидесятницы (день организации и посвящения христианской церкви) церкви имели обычай употреблять вино. Можно привести три аргумента в пользу того, почему сегодня христиане не употребляют вина и других алкогольных напитков.

1. В Новом Завете все уверовавшие во Христа, спасенные от греха являются царями и священниками, каждый из которых имеет через Христа прямой доступ к Богу посредством молитвы. Христос и апостолы учили, что дети Божьи должны пребывать в непрестанной молитве (Лук. 18:1; 1 Фес. 5:17), т. е. находиться в постоянном присутствии Бога. И если в Ветхом Завете в таком случае запрещалось пить вино, то в Новом Завете эта установка имеет еще большее значение.

2. В Новом Завете все спасенные служат Богу в духе и истине. Через общение с Ним при содействии Духа Святого они получают вдохновение, силу и утешение для радостного служения. Сам Бог является их богатством, радостью и веселием; они не нуждаются в постороннем источнике радости.

3. Ради новообращенных людей в церкви, многие из которых прежде находились в алкогольной зависимости, - чтобы не быть для них соблазном и преткновением. По этому поводу Павел говорил: «Лучше … не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» (Рим. 14:21).

Человек ищущий Бога и спасение в Нем от своих грехов не будет цепляться за алкогольные напитки и оправдываться тем, что Христос превратил воду в вино. Найдя же Бога, он уже не нуждается в мнимых преходящих радостях, и будет избегать всего того, что может помешать ему в служении Богу и достижении вечной жизни.

                                  П. С. Б.

Выпуски