Пока есть время

Содержимое

«…времени уже не будет» Отк. 10:6

«Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере» Гал.6:10

Пока наша душа находится в теле, мы подчинены законам времени и пространства. Все «видимое временно, а невидимое вечно» (2 Кор. 4:18), но наступает такой момент, когда время трансформируется в вечность, и тогда времени уже не будет. И как космонавты в условиях космического полета постигают невесомость, так и нам суждено познать невременность. Направив обратно вектор времени, Бог воссоединит души с телами и, воскресив, восстановит те человеческие личности, которые подверглись разрушительному воздействию смерти.

В том мире, где господствует вечность, не будет больше ни смерти, ни ночи, ни болезней, ни страданий, ни слез.

Некто Ури Геллер, живущий в Израиле, может останавливать часы, но не время. А Бог во дни Иисуса Навина останавливал солнце и время. Мудрый Екклесиаст утверждал, что «...время всякой вещи под небом. Время рождаться, и время умирать, время насаждать, и время вырывать...» (Ек. 3:1-2).

Бенджамин Франклин заметил: «Если время - самая драгоценная вещь, то растрата времени является самым большим мотовством».

Ему вторит Александр Суворов: «Деньги дороги, жизнь человеческая еще дороже, а время - всего дороже». И при всем этом многие люди озабочены тем, как «убить время». Тем самым они совершают свое духовное самоубийство, поскольку пилят сук, на котором сидят. В одной притче рассказывается о человеке, преследуемом хищником, - он повис на дереве над обрывом, а корни этого дерева подтачивали и грызли две мыши - белая и черная, символизирующие день и ночь.

Такова аллегория нашей жизни. День за днем мы приближаемся к вечности, и это «время уже коротко» (1 Кор. 7:29).

«Сердце мудрого знает и время и устав» (Ек. 8:5), и апостол Павел призывает верующих поступать «осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы» (Еф. 5:15-16). Апостол исходил из богатейшего жизненного опыта. Однажды он навестил столицу Греции - Афины - и там в здании верховного суда проповедовал считающим себя мудрыми грекам о смысле жизни в свете воскресения мертвых. К сожалению, немногие поверили ему. «Услышав о воскресении мертвых, одни насмехались, а другие говорили: об этом послушаем тебя в другое время» (Деян. 17:32). Они считали, что еще не время для размышлений на эту тему. Когда-нибудь позже, потом, поближе к смерти, можно об этом порассуждать, а теперь незачем травить душу мрачными мыслями о загробной жизни.

Когда руководителя украинского парламента Александра Мороза спросили, что он думает о Боге, душе и загробной жизни, он сказал, что в этом что-то есть, но ему некогда об этом думать. Пока он настолько занятой человек, что у него нет времени подумать о судьбе своей бессмертной души.

- Уйду на пенсию и вплотную займусь этими вопросами.

Так многие рассуждают сегодня. Впрочем, подобное происходило на глазах апостола Павла неоднократно. Как-то правитель Феликс пригласил его, как говорится, на чашку чая и слушал его о вере в Христа Иисуса. «И как он говорил о правде, о воздержании и о будущем суде, то Феликс пришел в страх и отвечал: теперь пойди, а когда найду время, позову тебя» (Деян. 24:25). Увы, вскоре эмоциональные впечатления Феликса угасли, а времени для беседы с Павлом и для своего спасения он так и не нашел.

«...Ибо время - взыскать Господа», - читаем мы в книге пророка Осии (10:12). «Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения» (2 Кор. 6:2), - пишет апостол Павел. «Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим» (Евр. 4:1).

Люди, склонные откладывать «на потом», очень рискуют опоздать. Как жаль, когда им, ныне заявляющим: «Некогда» и «Нет времени», Бог скажет: «Поздно», «Нет времени».

Скоро закроются двери «ковчега спасения» - Церкви Христовой, наступит полнота времени, войдет полное число язычников, и времени для спасения уже не будет!

На берегу реки Ниагары есть скала с надписью: «Спасения уже нет!». Это небольшой скалистый выступ у края несущегося потока. Все знают: всякий, кто заплывет дальше, погибнет. По ту сторону скалы - смерть. Быстротекущий поток земной жизни приближает нас к тому моменту, за которым нет обратной дороги. Это - конец жизненного пути, за гранью - встреча с Богом.

Мы строим грандиозные, как говорят, «наполеоновские планы» на будущее, мы думаем о карьере и славе, как и Наполеон думал. Но тогда ему и в голову не приходило, что он будет разгромлен при Ватерлоо, сослан на остров Св. Елены и умрет от рака.

Псалмопевец Давид пытался всмотреться в контуры своего будущего: «Скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих, какое оно, дабы я знал какой век мой. Вот, Ты дал мне дни, как пяди, и век мой, как ничто пред Тобою. Подлинно, совершенная суета всякий человек живущий. Подлинно, человек ходит подобно призраку; напрасно он суетится, собирает и не знает, кому достанется то» (Пс. 38:5-7).

Один собирает деньги, другой коллекционирует книги или картины, третий - победы над врагами.

Цезарь Борджиа сказал: «В жизни я заботился обо всем, кроме смерти, и теперь она застала меня совершенно неготовым».

Мудрый человек помнит о смерти. Он всегда подсознательно и сознательно думает о ней. И вовсе не для того, чтобы предаваться хандре, пессимизму или ипохондрическому комплексу неполноценности. Подобный образ мышления, сопровождаемый страхом смерти, многих преждевременно свел в могилу. В частности, Уильям Шекспир писал:

... страх смерть влечет,

но смерти мы покорные рабы,

от страха ей отдавшись без борьбы.

Точно сказано. Страх парализует душу, лишает ее способности сопротивляться смерти.

Когда-то Лев Толстой в ужасе признался: «Сорок лет работы, муки и успехов для того, чтобы понять, что от меня останутся только гниль да черви!». Несколько позже он стал иначе смотреть на смерть.

Федор Сологуб кричал: «К лягушкам? В болото? Не хочу!».

Некогда мужественный, могущественный князь Потемкин буквально выл от страха смерти. Эти люди были мировоззренчески не готовы встретить смерть достойно.

Фельдмаршал Суворов умирал просто и мужественно. Незадолго до кончины он поинтересовался у Державина, какую эпитафию тот напишет на его могиле.

Старец Симеон учит нас такой христианской кончине: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое» (Лк. 2:29,30). Это были его последние слова. В чем же секрет такого оптимизма? В непоколебимой вере в Спасителя Иисуса Христа, победившего смерть, вырвавшего ее жало и обеспечившего нам бессмертие и жизнь вечную. И еще в чувстве исполненного долга, когда верующий человек плодотворно использовал время жизни для накопления капитала в вечности, собирая небесные сокровища добрых дел.

Сын Давида, Соломон, заканчивает свои наставления сконцентрированным умозаключением: «Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека» (Ек. 12:13).

Прислушаемся к молитве Моисея: «Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобресть сердце мудрое» (Пс. 89:12).

В немецкой Библии эти слова выглядят так: «Научи нас размышлять о том, что мы должны однажды умереть, чтобы, думая об этом, мы приобрели сердце мудрое».

        А. Савченко

Выпуски