Верность Бога

Содержимое

Как приятно воздавать Тебе хвалу и славить Твое имя, о Всевышний, открывать для себя Твою любовь и доброту утром и Твою верность каждый вечер! Подобно тому как Твой Сын, будучи на земле, был верен Тебе, Небесному Отцу, так и сейчас, будучи на небесах, Он верен нам, Своим земным братьям, и на это мы будем искренне надеяться все грядущие годы и столетия. Аминь.

Как уже говорилось, атрибуты Бога - это не изолированные черты Его характера, а грани Его единого существа.

Для того чтобы правильно понимать атрибуты Бога, нам необходимо видеть их как единое целое. Мы можем думать о каждом свойстве Бога в отдельности, но их нельзя отделять друг от друга. «Все свойства Бога на самом деле не могут отличаться друг от друга по причине совершенной простоты Бога, хотя, говоря о Боге, мы описываем их по-разному и употребляем для этого разные слова, - говорит Николай Кузанский. - Поэтому, хотя мы говорим, что у Бога есть зрение, слух, вкус, обоняние, осязание, сознание, рассудок, интеллект и так далее, в зависимости от различных значений каждого слова, в Нем зрение ничем не отличается от слуха, или от вкуса, или от обоняния, или от осязания, или от понимания. Поэтому говорят, что все богословие идет по кругу, так как любое из Его свойств подтверждается другим».

При изучении какого-либо атрибута Бога становится очевидным, что в сущности все Его атрибуты - единое целое. Например, если Бог существует Сам по Себе, то, следовательно, Он и независим; если Он, будучи бесконечным, обладает могуществом, то это должно быть всемогущество. Если Он обладает знанием, то Его бесконечность убеждает нас в том, что Он обладает всем знанием. Точно так же Его неизменность предполагает Его верность. Если Он не изменяется, из этого следует, что Он не может быть неверен, поскольку для этого Ему нужно было бы измениться. Любой недостаток в Божественном характере предполагал бы несовершенство, а поскольку Бог совершенен, недостатка у Него просто не может быть. Следовательно, атрибуты объясняют друг друга и доказывают, что они всего лишь отблески абсолютно совершенного Божьего разума.

Все действия, совершаемые Богом, находятся в полном соответствии со всеми Его атрибутами. Ни одно из этих свойств не противоречит другому, но все они гармонично сочетаются друг с другом и соединяются в бесконечной бездне Божества. Всё, что делает Бог, согласуется с тем, чем является Бог, в Нём существование и деяние - одно и то же. Очень часто, изображая Бога, люди пытаются отделить Его справедливость от Его милосердия, что полностью противоречит фактам. Подумать о Боге как о существе, которое склоняется сначала к одному из Своих свойств, а потом к другому, - значит представить Бога неуверенного в Себе, бессильного и эмоционально неуравновешенного, и тогда это будет уже не истинный Бог, а всего лишь Его бледное отражение.

Бог не может перестать быть Тем, Кем Он является, и, следовательно, Он не может действовать так, чтобы Его дела противоречили Его характеру. Он одновременно и верен, и неизменен, поэтому все Его слова и дела должны и быть, и оставаться верными. Люди становятся неверными, уступая желанию, страху, слабости, из-за утраты интереса или под воздействием сильного влияния извне. Очевидно, что ни один из этих факторов никак не может влиять на Бога. Он Сам - Своя собственная причина всего того, чем Он является и что делает. Его не могут ни к чему принудить внешние обстоятельства, Он всегда говорит и действует от имени Самого Себя, по Своей собственной суверенной воле, так, как считает нужным.

Я думаю, можно было бы доказать, что почти каждая ересь, от которой церковь страдала на протяжении всего времени своего существования, являлась результатом неверного представления о Боге или стремления придать слишком большое значение чему-то верному, скрывая при этом нечто другое, столь же верное. Гиперболизировать одно свойство Бога и полностью исключить другое - это прямой путь к одному из угрюмых болот богословия; и всё-таки мы постоянно подвергаемся соблазну делать это.

Например, Библия учит, что Бог есть любовь; некоторые настолько акцентируют на этом Своё внимание, что полностью отрицают Его справедливость, о которой в Библии тоже говорится. Другие делают такой упор на библейскую истину о доброте Бога, что их учение начинает противоречить истине о Его святости. Иные отменяют Его праведность посредством возвеличивания Его сострадательности. А некоторые понимают верховную власть Бога так, что полностью игнорируют или, по крайней мере, значительно преуменьшают Его доброту и любовь.

Мы сможем правильно понимать истину только в том случае, если поверим всему, что сказал Бог о Самом Себе. Человек берёт на себя слишком большую ответственность, когда пытается лишить Бога тех черт, которые по своему неведению не может принять, несмотря на то что они явлены в Божественном откровении. Наверняка, каждый из нас, у кого хватит дерзости попытаться сделать это, окажется в темноте. А делать это вовсе незачем.

Нам не нужно бояться оставлять правду такой, как она описана. Между атрибутами Бога нет противоречий. Существо Бога едино. Он не может разделиться на части и в какое- то определённое время действовать исходя только из одного Своего свойства и при этом оставляя в бездействии другие Свои свойства. Всё, чем является Бог, должно согласовываться со всем, что Он делает. В милосердии должна присутствовать справедливость, а в осуждении - любовь. И так со всеми атрибутами Бога.

Верность Бога - это один из исходных факторов нормального христианского богословия, а для верующего человека, осознавшего это Божественное свойство, верность становится пищей для души. Ибо Священное Писание не только учит истине, но также показывает человечеству, как эту истину следует применять. Авторы Священного Писания, получившие вдохновение от Бога, были обычными людьми и жили обычной жизнью. То, что они узнали о Боге, стало для них мечом, щитом и молотом; это знание стало мотивацией их жизни, их доброй надеждой и искренним ожиданием. Из объективных факторов богословия их сердца сделали много радостных выводов и тысячи раз применили их к себе! Книга псалмов передаёт радостные слова благодарности Богу за Его верность. Новый Завет подхватывает эту тему и восхваляет верность друг другу Бога Отца и Его Сына Иисуса Христа; а в Откровении Иоанна Богослова мы видим триумфальное шествие Христа на белом коне, и там Он назван Верным и Истинным.

В христианских песнопениях также воспеваются атрибуты Бога, и среди них - Божественная верность. Эти свойства стали источником, из которого потекли реки радостных мелодий. Например, в старинном сборнике песнопений, изданном в 1849 году, над каждой песней вместо названия набрано курсивом одно из выражений: «Славное совершенство Бога», «Мудрость, величие, доброта», «Всеведение», «Всемогущество и неизменность», «Слава, милосердие и благоволение». С рождением Церкви Христовой пробился и поток духовных песен. Начиная с того периода вера в совершенство Бога вызывала у верующих радостную уверенность и желание петь.

На верности Бога основывается наша надежда на благословения в будущем. Только потому, что Он верен, сохраняется Его завет и будут исполнены Его обещания. Только потому, что Он верен и мы твёрдо знаем это, мы можем спокойно жить и с уверенностью ожидать вечной жизни.

Каждое сердце может применить эту истину к себе, учитывая свои собственные нужды. Искушаемые, беспокоящиеся, боязливые, отчаявшиеся - все могут обрести надежду и ободриться, узнав, что наш Небесный Отец верен нам. Он всегда будет верен слову, которое дал. Страдающие под тяжестью невзгод сыны завета могут быть уверены в том, что Бог никогда не лишит их Своей любви и доброты и что Он никогда не перестанет быть им верным.

Блажен тот муж, кто возложил свои надежды
На Бога, сотворившего небес безбрежность,
Моря и землю, жизнь, что их без меры полнит.
Творца не пошатнётся истина святая,
Спасает угнетённых, бедных Он питает -
Всё то, что обещал, до йоты Он исполнит...

Выпуски