Учения о предопределении

Содержимое

В Библии идет речь об избрании людей Богом. Располагаем ли мы свободной волей, если решение о нашем спасении или погибели давно уже принято?

Учения о предопределении придерживались прежде все­го Августин и Кальвин. Это учение исходит из того, что Бог заранее определил людей либо к вере, либо к неве­рию, к спасению или к погибели. Из-за этих двух име­ющихся возможностей речь идет о «двойном предопре­делении». Посмотрим, что говорится об этом в Библии: «Итак, помилование зависит не от желающего и не от подвиза­ющегося, но от Бога милующего. Итак, кого хочет, милу­ет, а кого хочет, ожесточает» (Рим. 9:16,18). Здесь явно подчеркивается Божие действие. Таким образом, человек находится в независимой, свободно созидающей руке Творца, как глина в руке горшечника: «А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: зачем ты меня так сделал? Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого?» (Рим. 9:20,21). Из этого ясно, что мы не имеем права пре­тендовать на спасение. Свобода человека принять реше­ние всегда сочетается со свободой избрания Богом. Мысль об избрании особо подтверждается следующими местами Библии:

 «Ибо много званых, а мало избранных» Мтф.22:14;

 «Но есть из вас некоторые неверующие. Ибо Иисус от начала знал, кто суть неверующие, и кто предаст Его. И сказал: для того-то и говорил Я вам, что никто не может прийти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего» Ин. 6:64,65;

 «Так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа» Еф.1:4,5;

 «Ибо кого Он предузнал, того и пре­допределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братьями; а кого Он предопределил, того и призвал; а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил» Рим.8:29,30;

 «Язычники, слыша это, радовались и про­славляли слово Господне, и уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни» Д.Ап.13:48.

Что касается библейского понимания избрания, то пер­востепенное значение имеют следующие аспекты:

1. Время. Избрание происходит некогда в прошлом, за­долго до нашего существования: прежде создания мира (Еф. 1:4), до зачатия (Иер. 1:5) и от начала (2 Фес. 2:13).

2. Служение. Избрание всегда включает служение Богу. Так Бог, например, избирает Соломона для постройки храма (1 Пар. 28:10), колено Левия - на священническое служение (Втор. 18:5). Иисус избирает учеников на апо­стольское служение (Лук. 6:13; Д.Ап. 1:2). Павел стано­вится «избранным сосудом» для возвещения имени Гос­пода язычникам (Д.Ап. 9:15), а все верующие избраны для того, чтобы приносить плод (Ин. 15:16).

3. Отсутствие лицеприятия. Избрание происходит не по человеческим заслугам и меркам. Бог особое внимание уделяет незначительному: Израиль - малочисленнее всех народов (Втор. 7:7), Моисей - «человек не речистый» (Исх. 4:10), а члены христианских общин, в основном, не выдающиеся люди (1 Кор. 1:27,28).

4. Ко спасению, а не на погибель. Что угодно Богу - наше спасение или гибель? Его намерения ясно выражены в следующих словах: «Как пастух поверяет стадо свое в тот день, когда находится среди стада своего рассеянного, так Я пересмотрю овец Моих и высвобожу их из всех мест, в которые они были рассеяны в день облачный и мрачный» (Иез. 34:12). Цель Своего прихода на эту зем­лю Иисус формулирует следующим образом: «Ибо Сын человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Мф. 18:11). В Иисусе Бог Сам отправляется на поиски грешников, чтобы спасти их для вечной жизни. Божие желание спасения направлено ко всему человечеству: «Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли позна­ния истины» (1 Тим. 2:4). Об этом желании Бога свиде­тельствуется и в 1 послании к Фессалоникийцам 5,9: «Потому, что Бог определил нас не на гнев, но к получе­нию спасения чрез Господа нашего Иисуса Христа». Ста­новится ясным, что между спасением и избранием в Библии есть тесная, неразрывная связь; и наоборот, между про­клятием и избранием мы такой связи не находим. Зна­чит, Бог никого не избирает для проклятия. Бог ожесто­чает сердце фараона из-за его языческого упорства, но не потому, что он был предопределен к этому еще до своего рождения. Библия все время предупреждает, что бывает «слишком поздно», но предопределение к аду она нигде не утверждает. Казнив Иоанна Крестителя, Ирод пре­взошел все границы Божьего терпения, так что Иисус больше не отвечал на его вопросы (Лук. 23:9).

Итак, одновременно верно и то, и другое: Бог избирает людей для спасения; человек же поставлен перед ответст­венностью воспользоваться спасением. Когда блудный сын решил: «Встану, пойду к отцу моему» (Лук. 15:18), его отец побежал ему навстречу (Лук. 15:20). Когда мы принимаем спасение по своей свободной воле, тогда сбывается Божие обетование: «Любовью вечною Я возлюбил Я тебя и потому простер к тебе благоволение» (Иер. 31:3)  и «Я избрал тебя прежде создания мира» (Еф. 1:4). Прежде чем мы принимаем Господа в свое сердце, Он уже давно принял нас. Бог ждет и ценит наше обращение к Нему, но оно было бы невозможно без Его милости (Рим. 9:16). Только Господу известно, у скольких людей взаимодействует Божие благоволение (Фил. 2:13) и свободная воля (Фил. 2:12).

Выпуски