Актуальность вопросов воспитания

Содержимое

В наш век задача воспитания становится особенно актуальной и особенно трудной в связи со многими причинами:

а) возрастает греховность общества, в людях охладевает любовь и возрастает эгоизм;

б) появляется много ложных методов воспитания, которые основаны не на Слове Божьем, а на человеческих учениях, имеющих целью уйти от ответственности за судьбы детей;

в) разрушаются семьи, и дети часто оказываются только с одним из родителей;

г) умаляется авторитет духовных ценностей, но все большее значение приобретает прагматический подход, в котором искаженные цели и ценности приводят к воспитанию духовных «инвалидов»;

д) дети растут в атмосфере информационного взрыва, чрезмерно перегружены информацией и часто не в состоянии правильно пользоваться ею без помощи взрослых;

е) акселерация и разрыв между физическим и духовным развитием усугубляет проблемы воспитания; за сто лет (с 1850 по 1950 гг.) средний возраст полового созревания в США снизился на четыре года – с 17 лет до 13 лет, а на конец 20 века – до 12 лет;

ж) ритм жизни современного общества «ворует» у родителей много семейного времени и времени, необходимого для воспитания.

Греховность общества нарастает катастрофическими темпами. Конец XX-го и начало XXI-го века породили такие неизвестные ранее проблемы, как терроризм, наркомания, детская проституция, беспризорность детей при живых родителях, сексуальный взрыв, венерические заболевания и т. д.

Если в 60-е и 70-е годы курящий школьник был редким исключением, то сегодня родителей волнуют проблемы совершенно другого порядка: наркомания, ранний секс и т. д. Наблюдается стремительный рост числа людей, употребляющих наркотики. Количество наркоманов в России за последние десять лет на каждые 100 000 населения увеличилось в пять раз (с 21,5 в 1991 году до 185,8 в 2000 году).

По мнению специалистов, эти официальные цифры можно увеличить в 10 раз, так как очень многие наркоманы не состоят на учете. На конец 20-го столетия в России, по мнению многих специалистов, один из ста человек – наркоман. Особенно печально, то, что наркотики все более и более проникают в юношескую и детскую среду, т. е. контингент наркозависимых омолаживается. Наркотики проникают уже и в школы, и на школьные дискотеки. По некоторым данным правоохранительных органов, в число потенциальных наркоманов попадает 80% подростков.

Те же тенденции мы видим в раннем сексе. Если взять данные по России, то число юношей и девушек, которые начали свою сексуальную жизнь до 18 лет, в 1980 году составляло 20%, в 1990 – 35%, а в 1995 – 55%. Многие даже не осознают последствий раннего секса. Молоденьких девочек заботит – не отразятся ли аборты на их фигуре, вместо того, чтобы беспокоиться о том, что, возможно, она уже никогда не станет матерью, что стоит вопрос об ее здоровье вообще и о жизни.

Все эти негативные тенденции приводят к потере Божьего благословения и сокращению численности людей. Существующие свободные подходы в воспитании, которые предлагает греховный мир, еще раз напоминают нам слова Господа Иисуса Христа:

«…без Меня не можете делать ничего».

«…если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму».

«Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете».

Вместо того чтобы формировать в сознании ребенка потребность в чистоте, искренности, величии любви, используя тысячелетний опыт христианской Церкви в воспитании целомудрия, чистоты отношений, святости и истинной любви между юношей и девушкой, современное общество в бездумной свободе в своих «просветительских» программах обучает детей «безопасному сексу» (как будто блуд, а тем более в раннем возрасте, может быть безопасным!). Эти программы построены по принципу опережающего обучения и стимулируют у детей развитие сексуальных чувств, мечтаний и желаний. Раннее эротическое пробуждение души ребенка, вызываемое действиями тех, кто имеет огромную прибыль от секс-порно-бизнеса, раздразнивая сексуальные чувства, приносит огромный вред и телу, и душе, и духу и является своего рода невидимым терроризмом по отношению к детским душам. Взяв на вооружение греховные западные модели сексуального воспитания (например, не оправдавшую себя шведскую модель), многие страны подлили масла в огонь и привнесли много проблем в сексуальном воспитании детей. Известно, что внедрение подобных программ в школах США за пять лет обучения (с 1971 по 1975 гг.) привело к росту абортов среди подростков на 45%, а за двадцать лет – на 67%. Вот уже многие годы аморальные защитники добрачного секса поощряют молодежь приобретать сексуальный «опыт» как основу для будущей половой жизни в браке. Опрос тысяч подростков в США показал, что 76% из них готовы в сексуальных отношениях зайти достаточно далеко, чтобы чувствовать себя опытными и не оставаться в стороне от сверстников. С 1970 года федеральное правительство США тратит ежегодно около 450 млн. долларов на пропаганду контрацептивов и безопасного секса (для сравнения: на программу полового воздержания затрачивается только 8 млн. долларов). Однако последствия этой программы весьма плачевные. Число внебрачных беременностей приблизительно за 20 лет развития этой программы среди девушек от 15 до 18 лет возросло на 87%, число абортов среди них поднялось на 67%, а внебрачных детей рождается на 61% больше. Венерические заболевания стали бичом целого поколения молодежи США.

Сам по себе «безопасный» секс – это ложь не только с духовно-нравственных позиций, но и с медицинских. Во-первых, презерватив защищает не от всяких заболеваний, а во-вторых, он не всегда эффективен. Презервативы как защитное средство в 15,7% случаев оказываются неэффективными, а среди сексуальных меньшинств эта цифра достигает 20-36%. Страсть, безнравственность и безответственность часто бывают сильнее рекламы контрацептивов, и около 58% молодежи при первой связи не пользуются противозачаточными средствами. Обследования семейных пар, в которых один из супругов болен СПИДом, показало, что 17% партнеров, пользовавшихся презервативами в течение 1,5 года, были заражены вирусом СПИДа. Д-р Добсон пишет: «Теперь не трудно понять, почему из 800 сексологов, участвовавших в одной конференции, ни один не поднял руку, когда им был задан вопрос, кто из них мог бы довериться этой тоненькой резиночке при половом акте с лицом, заведомо зараженным вирусом СПИДа… Они же не сошли с ума. И, тем не менее, они говорят нашим детям, что существует такая вещь, как безопасный секс, и что можно спать с кем попало, ничего не опасаясь… Юная жертва, которую взрослые заверили, что это маленькое изделие из латекса обеспечивает полную безопасность, даже не подозревает, что рискует заразиться неизлечимой болезнью и даже умереть… Есть только один способ защитить себя от подстерегающей нас смертельной болезни – воздержание до брака, а затем супружество со здоровым партнером и неизменная верность. Все остальное представляет собой потенциальное самоубийство.

Не случайно в США более 3 млн. подростков ежегодно заражается болезнями, передаваемыми половым путем; ежегодно 4 млн. человек заболевает хламидиозом (этой инфекцией поражены от 10 до 30% подростков в возрасте 15-19 лет); отмечается 24 млн. случаев заболевания остроконечными бородавками, преимущественно среди лиц в возрасте до 20 лет; в стране зафиксирован 1 млн. случаев заражения СПИДом. Если сюда прибавить проблемы искалеченных душ, потери благословения, проблемы абортов, бесплодия, инфицированных младенцев, роста психических расстройств, отчужденности и безразличия, то можно смело сказать: «Зачем стремиться в пекло на земле, зная, что за это еще будет и ад в вечности? Зачем пробовать то, что уже дало губительные последствия у других?»

Очевидно, что если не заниматься воспитанием детей в этом вопросе, то результаты предсказать совершенно просто. Проблема усугубляется тем, что многие авторитетные специалисты вынуждены капитулировать под действием финансового нажима заинтересованных фирм, и не у всех людей, которые могут повлиять на эти процессы на государственном уровне, хватает духовного мужества, принципиальности и ответственности. Но есть и много убежденных в своих заблуждениях сторонников, развивающих антихристианские принципы воспитания. Эти принципы базируются на положениях, которые противоречат Писанию:

1. Основа всякой ценности человек, а не Бог (принцип гуманизма), поэтому человеческая свобода и человеческие желания ставятся выше Божьих принципов, что противоречит основной заповеди и всему духу Писания. Сторонники гуманизма по существу своего учения либо отрицают Бога, либо избирают неверные приоритеты и проверяют Писания своими учениями, вместо того, чтобы свои учения проверять Писанием.

2. Отрицание родительского авторитета и родительской ответственности за будущее детей (принцип отрицания авторитета родителей и их ответственности), что противоречит духу Писания.

3. Чрезмерное преувеличение прав и свободы детей при умалчивании отрицательных последствий их безответственного поведения (принцип неограниченной свободы для детей), что также противоречит основному принципу Божьего Слова – смирению, послушанию и ответственности за свободу выбора.

Все эти безбожные принципы ведут к негативным целям и действиям:

а) вывести детей из-под контроля родителей;

б) дать детям и подросткам полную сексуальную свободу, свободу пользования противозачаточными средствами и свободу делать аборты без ведома и согласия родителей; поставить вопрос обеспечения противозачаточными средствами на государственный уровень;

в) дать детям право думать за себя, самовыражаться во всех сферах жизни, отнять у родителей право прививать своим детям ценности, позиции и верования;

г) вывести детей и родителей из-под нравственной ответственности за свои поступки перед Богом, упразднить вечные ценности, заглушить совесть и снять чувство вины, назвав черное белым, зло добром тьму светом, горькое сладким (Ис. 5:18-24).

Методы библейского воспитания детей и методы и учения греховного мира имеют принципиальные отличия. Эти отличия очевидны, но, к большому сожалению, эту очевидность в XXI веке приходится доказывать с особой силой.

Священное Писание предупреждает:

«Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням. Но ты будь бдителен во всем» (2 Тим. 4:3-5).

Это место Писания особенно актуально сегодня в вопросах воспитания детей. Библия ясно указывает на разумное сочетание методов воспитания детей, основанных и на любви родителей к детям и признании ими родительского авторитета. Послушание детей родителям является заповедью Божьей. Принцип подчиненности и авторитетности очевиден из всего Божьего порядка, в котором всегда присутствует авторитет. Слово «авторитет» происходит от латинского глагола «аучео» и имеет очень положительный смысл (обогащать, увеличивать, способствовать, расширять, обильно снабжать), а имя существительное «аукторитас» означает образец, авторство, пример. Бог, Который не является Богом неустройства, но мира (1 Кор. 14:33), создал структуры авторитетности и определил людям соответствующие структуры подчинения, разрушение которых приводит к катастрофическим проблемам. Почему это так? Потому что Бог дал самый совершенный порядок, и Слово Его – истина.

Пс. 118:138 «Откровения Твои, которые Ты заповедал, - правда и совершенная истина».

Пс. 118:144 «Правда откровений Твоих вечна».

Воспитать христианина – это значит в авторитете, с помощью и силой прославленного Господа Иисуса Христа воздействовать на молодое поколение с целью приведения его к вечной жизни со Христом.

Неподчинение Богу и отрицание абсолютного авторитета Бога приводит к тому, что люди впадают в дьявольскую сеть обольщений и имеют горькие плоды. Сатана внушает сегодня миру отрицание всякого порядка и подчиненности, отрицание всякого авторитета. Сегодня греховный мир, прикрываясь лозунгами гуманизма, ставит человеческие ценности выше ценностей Бога, объявляя тем самым войну с Богом, ибо «дружба с миром есть вражда против Бога» (Иак. 4:4). Библия не пропагандирует диктат, но говорит о послушании. Библия говорит о любви и о свободе во Христе, но не о вседозволенности.

    (продолжение в след. номере)

Выпуски