Содержимое

Испокон веков умы людей занимал один из самых загадочных вопросов: откуда взялось моральное зло в божественном мироздании? Библия представляет Бога всемогущим по силе, благим и святым во всех Его делах. Однако мы стоим перед удивительным фактом: в мире существует грех. Откуда же взялся грех?

Происхождение греха

При исследовании темы о происхождении морального зла и причине его существования возникло три точки зрения. И каждая из них имеет множество сторонников. Сначала приведём их:

1. Бог - причина греха, и Он лично ответствен за его существование. Человек же просто безответное существо в выполнении воли Бога.

2. Хотя грех и несовместим с природой Бога, всё же Он допустил его возникновение для достижения посредством греха определённой хорошей цели, которую невозможно достичь другим путём. Это предположение находится в тесном родстве с первым.

3. Моральное зло никоим образом не соответствует воле Бога, и оно никогда не было частью Его планов, намерений или средств. Оно возникло в прошлом из-за измены Богу, и поэтому Бог не несёт за это ответственности. Бог непримирим по отношению к моральному злу и препятствует его распространению путём предупреждения, исправления или наказания.

Первая точка зрения, что Бог - причина греха, настолько противоречит не только каждому откровению, которое Бог дал о себе в своём Слове, но и здравому смыслу, так что я подытожу это лишь несколькими фразами.

Бог производит естественные бедствия, так как мы читаем: «Я... делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю всё это» (Ис. 45:7). «Бывает ли в городе бедствие, которое не Господь попустил бы?» (Ам. 3:6). Зло подобного рода допускается Господом в осуждение или наказание за грехи людей. Господь пригрозил жителям города Ниневии великим бедствием - полным разрушением их города. Но когда они раскаялись и обратились от своих злых путей, то «... пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведёт на них, и не навёл» (Иона 3:10). Но Бог не создает моральное зло, т.е. грех, ибо Он безгранично свят. Это богохульство, говорить, что неизменный в слове Бог (Тит. 1:2) ответствен за всю ложь, которою люди уже сказали в прошедшие времена, или что святой Бог, о котором написано: «чистым очам Твоим несвойственно глядеть на злодеяния» (Авв. 1:13), несмотря на это является причиной зла.

Вторую точку зрения, что грех - это метод, избранный Богом для достижения доброй цели, поддерживают очень многие. Они утверждают, что, хотя грех и противоречит природе Бога, Он позволяет человеку грешить для того, чтобы могла проявиться Его славная сила в совершении плана спасения и чтобы посредством освобождения от грехов принести человеку неизреченную радость. Если такие действия в самом деле необходимы для того, чтобы стать счастливым, тогда небесные ангелы должны быть совершенно несчастными, потому что, насколько мы знаем, они не имеют права испытать этого благословенного контраста между грешным и спасённым состоянием.

Грех  - это не метод Бога

Бог совершен в любом отношении. Грех не имеет в себе ничего доброго, и, если Богу для совершения добра приходится использовать грех, то Он ограничен в выборе своих средств. Нигде в Библии не говорится, что Бог использует грех, как метод для достижения своих намерений. Это противоречит даже человеческой морали. Можем ли мы одновременно защищать два противоположных мнения в моральном вопросе? Совместимо ли, чтобы Бог предопределял, чтобы мы грешили, и в то же время запрещал нам грешить, угрожая наказанием, если мы согрешим? Предположение, что Бог запрещает свои собственные предписания, противоречит здравому смыслу. Если наши сокровенные мысли, мотивы и желания являются противоположностью того, что мы утверждаем устами, то нас обвинят в лицемерии. Характер человека мы узнаём по его поступкам; и, естественно, если его дела несут в себе зло, то мы утверждаем, что это злой человек. Если бы между Божьим законом и Его намерениями не было гармонии, тогда бы в Его моральном образе действий были бы сплошная путаница и разногласия. Я не могу себе представить, что всемогущий Бог может поступить в вопросе о грехе так, что это противоречило бы Его природе. Другими словами, если греха нет в Его сущности, то греха нет и в Его планах. Бог не признаёт грех, «ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1Ин. 2:16).

Третья точка зрения полностью гармонирует с ясным учением Слова Божьего, человеческим чувством справедливости, со здравым смыслом и со всеми известными и относящимися к этой теме фактами. Моральное зло или грех противоречит не только божественной природе, но и всем Божьим планам, намерениям и методам. Бог является противником всякого греха, возникшего в прошлом из-за отступления от Бога.

Человек, сотворённый по образу и подобию Божьему, является нравственным существом и подчинён нравственному закону. Правильное рассмотрение этого факта даёт нам разумное и библейское решение проблемы греха в той мере, насколько он имеет отношение к этому миру. Человек был сотворён по подобию Божьему и наделён разумом. Если бы это было не так, то сотворение человека не имело бы определённой цели, и поэтому могло прийти Богу лишь в мыслях, а не стать действительностью. И поскольку Бог свят, то Он не может сотворить греховное существо, подобно тому как и не может говорить неправду, о чём нам свидетельствует Библия. Ибо Бог может проявлять свою силу лишь в соответствии со своей природой и своими качествами характера. Но Бог мог сотворить и сотворил подобное Ему разумное существо. Разум включает в себя и свободную волю; поэтому обладающее разумом существо способно самостоятельно принимать решения. Без этого элемента нравственной свободы, т.е. свободы воли и способности принимать самостоятельные решения, существование разумного существа просто невозможно. Разве мы сами не чувствуем в себе своё личное и ответственное «я», обладающее способностью действовать самостоятельно? Библия признаёт за человеком этот основополагающий принцип.

Человек полностью ответствен за свои дела

Человек, как и его Создатель, имеет в себе принцип самоопределения, и поэтому волен поступать самостоятельно и добровольно; отсюда ясно, что человек волен делать и злое. Другими словами, возможность согрешить существует у всех моральных существ, ибо очевидно, что просто невозможно добровольно поступать правильно, не обладая способностью поступать и неправильно. Это и есть суть всей аргументации на эту тему.Проблема греха является лишь проблемой нравственного самообладания. Человек, имеющий свободную волю, полностью независим в выборе своих методов и целей. Бог никоим образом не отвечает за поступки человека, потому что Он сотворил человека по своему образу, т.е. как личность, одарённую разумом. Вселенная, как физическое целое, была бы несовершенна без разумных существ, способных добровольно служить Богу. Поэтому после сотворения человека план Божий стал совершенен, и человек стал венцом и славой созидательной деятельности Бога. Принципы морального самоуправления должны быть повсюду одни и те же; поэтому даже ангелы на небесах находятся под тем же божественным законом, что и человек. В этом кратком исследовании я всё же уделю основное внимание тому, что относится к человеку.

Грех и предопределение

Первые главы книги Бытия повествуют нам о том, как грех вошел в созданный Богом мир. Это произошло через сознательный выбор наших предков; и именно через своё непослушание они отступили от Бога. Бог ещё всегда был противником зла, и Он препятствует его распространению путём предупреждения, исправления или наказания. Но необходимо себе уяснить, что во взаимоотношениях с человеком Бог всегда поступал в полном соответствии с принципами морального самоуправления, которые Он сам установил. Поэтому даже те люди, которые сами того не осознавая, исполняли какую-либо часть Божьего плана в Его отношении ко греху, поступали при этом всё же по собственной свободной воле. Бог имеет свои намерения; и, хотя человек тоже преследует свои цели, Бог всё же вследствии своей неограниченной мудрости в состоянии использовать умышленные действия людей, совершаемые ими для осуществления своих злых планов, и претворять в жизнь Свои намерения в этом мире. Таким образом тоже считается с нравственной свободой, которую Он даровал каждому человеку.

Если мы тщательно вникнем в эти мысли, нам станет понятным одно из труднейших мест Писания, которое имеет отношение к этой теме, а именно Д.А. 2:23: «Сего, по определённому совету предведению Божьему преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили». Здесь апостол Пётр обвиняет евреев в самом ужасном преступлении: в распятии Сына Божьего. В то же время здесь говорится, что Христос должен был умереть, и что это было в соответствии с Божьей волей. Цель, которую люди преследовали в этом, была злой, и они полностью за это ответственны. Бог же, зная, что у них на уме, просто отдал Христа в их руки, чтобы этим исполнить своё намерение, нисколько не препятствуя их собственной свободной воле. Сказанное даёт нам разумный ответ на вопрос о божественном предопределении, который так часто обсуждается. Бог предопределил определённые события; но это Он сделал с учётом и соответственно с действиями человека, за которые человек ответствен. Понятие о предопределении, что Бог является причиной всего (в том числе и зла), а человек - это лишь безответное и безвольное существо, явно противоречит всей Библии. Ибо Слово Божье учит, что человек имеет свободу выбора, и что поэтому его действия либо похвальны, либо наказуемы.

Как уже было упомянуто выше, принцип морального самоопределения объясняет всё связанное с этой темой. Бог не ответствен за поступки и действия людей, но только за то, чтобы справедливо относиться к людям. Господь ясно говорит: «Мои мысли - не ваши мысли, ни ваши пути - пути Мои» (Ис. 55:8). Но, несмотря на это, некоторые люди хотят убедить нас в том, что все дела человека каким-то тайным и необъяснимым образом согласуются с Божьей волей. Это не соответствует истине, ибо человеческие методы и действия могут как соответствовать Божьей воле, так и противоречить ей. Через мудрое провидение любящим Бога всё содействует ко благу (Рим. 8:28); но и здесь соблюдается принцип свободной воли, так что все нравственные поступки люди совершают по своему желанию и по своей воле.

Как часто уже ставился вопрос: «Почему Бог вообще допустил возникновение греха?» Из вышесказанного мы видим, что Бог не мог сотворить человека подобным себе разумным существом, способным самостоятельно принимать решения, и одновременно исключить возможность возникновения греха. Ибо это вопрос не творческой силы или способностей, а проблема морального самоопределения. И эта система божественного самоопределения не только лучшая из нескольких возможных, но и абсолютно совершенная, как и сам Бог, её Создатель. Только таким образом можно воздать принадлежащую Богу честь. Механическое служение - это не богослужение. Но добровольное послушание и служение из любви свободных и разумных существ абсолютно совершенно и приятно Господу.

Природа греха

Библия даёт нам правильное объяснение греха. В 1Ин. 3:4 написано: «Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие». И в Иак. 4:17 мы читаем: «Кто разумеет делать добро и не делает, тому грех». Следовательно, грех - это либо непосредственное нарушение Божьего закона, либо сознательное невыполнение Божьих требований. Божий закон не ограничивается пространством и временем, поэтому нарушение закона рассматривается как серьёзное преступление, которое влечёт за собой духовную смерть души в этой жизни, а затем и вечную погибель. «Верно, злоба твоя велика, и беззакониям твоим нет конца» (Иов 22:5). Первый поступок такого рода у наших предков был причиной изгнания их из Эдемского сада, а впоследствии принёс болезни, страдания, печаль и смерть.

Всеобщая распространённость греха

Грех распространён по всему миру, ибо все люди подпали под его угнетающую и разрушающую власть. Одной из главных целей, которые апостол Павел преследовал в своём послании к римлянам, было указать на то, что все люди без исключения являются грешниками. Это он сделал для того, чтобы выделить Христа, как Спасителя всего мира. Павел обвинил еврейскую нацию в нарушении закона, данного им Богом через откровение, использовав при этом их же Писания для подтверждения своих слов. Данное им описание языческого мира говорит об ужасном моральном состоянии людей во грехе. Затем он продолжает: «Ибо, когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чём свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Рим. 2:14-15).

Суть этих стихов очень проста. Хотя язычники и не имели написанного закона Божьего, но внутри души каждого из них Богом был вложен закон совести, делавший их ответственными перед Ним. И потому при нарушении этого закона они также становились грешниками. Павел не учит, что люди независимо от Божьего откровения спасутся через свою совесть, но что именно через свою совесть они будут осуждены и погибнут. Рассмотрим внимательно его вывод: «Мы уже доказали, что как иудеи, так и еллины, все под грехом» (Рим. 3:9), «... ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божьей» (3:22-23). В другом месте он говорит: «Но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа» (Гал. 3:22). Излишне приводить для доказательства ещё тексты из Священного Писания, ибо оно однозначно доказывает, что все люди без исключения по своей природе являются «чадами гнева».

Выпуски
Разделы