Содержимое

В кн. Откр. 3:5 написано: «Побеждающий облечётся в белые одежды;  и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцом Моим и ангелами».  Значит ли это, что имя человека, однажды занесенное в книгу жизни, никогда уже не будет изглажено, или существует вероятность того, что Бог в определенных случаях все же вычеркивает имя из книги? Кто записан в книгу жизни? И что собою, на самом деле, представляет эта книга?

Если мы исследуем все тексты, связанные с книгой жизни, то увидим, что книга жизни - это Книга Божия и Сам Бог производит в ней записи (Исх. 32:32-33). Книга жизни хранится на небесах и никто, кроме Бога: ни люди, ни ангелы, не имеют доступа к этой книге (Лук. 10:20).  

Чьи имена записаны в этой  книге? Ответ содержится в самом названии  книги. В неё записываются имена тех, кто имеет жизнь от Бога, кому прощены грехи, кто рождён свыше и кто соблюдает дела Господа до конца.

Существует ли вероятность, что внесённое имя может быть изглажено из книги жизни? С нашей точки зрения - да, существует. Мы исходим из того, что Бог ответил Моисею: «Господь сказал Моисею: того, кто согрешил предо Мною, изглажу из книги Моей» (Исх. 32:33).

Однако не все согласны с этим мнением. Привожу выдержку из статьи одного христианского служителя по этому поводу: «Некоторые кальвинисты отличают книгу жизни, о которой говорится в Исход 32:33, от книги Агнца, упоминаемой в книге Откровение. По их мнению, из книги Агнца Бог никогда не вычеркивает имена. Но Писание не дает нам никакого основания делать подобное различие и предполагать, что у Бога на небе есть две книги жизни. Более того, в одном из важнейших текстов на эту тему она названа просто книга жизни (Откр. 20:15). Всякое упоминание о книге жизни, как в Ветхом завете, так и в Новом завете, указывает на одну и ту же книгу. А всякое стремление к этому разделению можно считать подтасовкой Слова Божьего под богословие кальвинизма».

Наша точка зрения совпадает с этим мнением. У Бога одна книга жизни, в которую равно записаны праведники всех времён. Следует сказать, что все праведники, жившие до времени действия благодати, то есть евангельского периода,  вошли в Царство Небесное так же, как и новозаветные святые, благодаря жертве Агнца Божьего. Кровь Христа проливалась за всё человечество, независимо от эпохи. Поэтому книга жизни у Бога или Агнца одна.

Писание приводит в пример достаточно людей, имевших жизнь от Бога, но потерявших ее впоследствии, став непослушными Ему. Павел писал о людях, «которые отступили от истины» и через лжеучение разрушали в некоторых веру. Термин «отступили», употребленный Павлом, говорит сам за себя и представляет нам людей, находившихся некогда в истине.   Например, Иисус говорит Филадельфийской церкви: «… держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего». Если Иисус предупреждает  о какой - либо опасности, то это значит, что такая опасность реально существует. А иначе, какой смысл и какая логика в предостережении об опасности? О несуществующих вещах и возможностях не говорят, по крайней мере, не предостерегают. Мы можем заниматься эквилибристикой сколько угодно, однако это не меняет сути и духовных законов, которые беспристрастны и не связаны  с временем или событиями даже планетарного значения.

Еще одна выдержка того же автора: «Бог не изглаживает имя сразу. Не нужно считать, что всякое согрешение в жизни христианина сразу же оборачивается вычеркиванием имени. После согрешения начинается  обличение Духа Святого.  Если человек принимает это обличение и раскаивается - его духовное положение восстанавливается.  Именно это предлагает Господь Сардийской церкви - «вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся» Бог дает «время покаяться» (Отк.2:21). Но если человек упорствует в грехе и ожесточает свое сердце, и одно за другим следуют  оскорбления Духа Святого в последующих грехах, тогда наступает трагический момент, когда Дух Святой уходит из сердца человека  и его имя изглаживается из книги жизни».

И наконец, что собой представляет книга жизни? Прежде всего, мы не должны представлять себе, что у Бога есть книга подобная нашим земным книгам. Также у Бога нет небесной канцелярии с утвержденным штатом секретарей и писарей. Как мы уже говорили, Бог лично записывает каждого в Свою книгу. В нашем случае «книга» - это образ. На самом же деле, книгой жизни является Его память. В Божественной памяти фиксируется абсолютно всё: наши мысли, слова, дела, все наши обещания, время нашего покаяния и обращения, время отступления…, повторюсь, абсолютно всё. «Ибо Я знаю деяния их и мысли их…» (Ис.66:18), «С небес призирает Господь, видит всех сынов человеческих.  Он создал сердца их, и вникает во все дела их» (Пс.32:13-15), «… Ибо Он знает тайны сердца» (Пс.43:22).

Божественная память - своеобразный архив, из которого Бог извлекает всё, что Ему необходимо. Однако в этом «архиве»  хранится не только книга жизни, но находятся и другие книги, в которых записаны дела исключительно всех людей (Отк.20:12).  Бог помнит все дела людей и все их грехи. По сути дела, каждый человек также в своей памяти несет информацию о своей жизни. Память человека - это своего рода компьютер, в который внесена вся его жизнь. В Судный день Бог скажет каждому из нас: «Чадо! вспомни…» (Лук.16:25), и мы должны будем вспомнить (Быт.41:9). Тогда на табло нашего «компьютера» высветится вся наша жизнь, в её мельчайших подробностях.  «Многие книги» в Отк.20:12, в сущности, являются источником информации о жизни каждого человека. И не случайно, что среди всех этих книг, книга жизни занимает особое положение. Да, Бог помнит все грехи, но если человек искренне раскаивается пред Богом, тогда  «Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха». Бог ввергает наши грехи в пучину забвения. Древние греки сказали бы: они канули в Лету.  «Он опять умилосердится над нами, изгладит беззакония наши.  Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши» (Михей 7:19). «…Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более» (Иер.31:34). «Итак, покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши» (Деян.3:19).  «Загладились» в тексте оригинала обозначает: изглаживать, стирать, вычеркивать, истреблять,  уничтожать.

Когда мы обращаемся к Богу, тогда наши имена, образно говоря, вычеркиваются из книги, описывающей нашу земную жизнь во грехах, и записываются в книгу жизни, т. е. переходят из одной книги в другую. Реально все это происходит в Божьем сознании, в Его памяти. Если же говорить о нашей человеческой памяти, то по большому счету, каждый из нас своей земной жизнью пишет свою собственную книгу. При жизни мы можем многое забыть, но всё то, что наше сознание некогда зафиксировало, остается и хранится в некоем неведомом для нас хранилище. Со смертью память и совесть, как свойства нашего бессмертного духа, переходят в иной мир (Еккл. 12:7). Важно ещё заметить следующее: никому и никогда не дано уничтожить свою собственную память и совесть. Не во власти человека удалить из своего «компьютера» информацию, накопившуюся в течение всей его жизни. Память и совесть являются неотъемлемой частью духа. Чтобы уничтожить память и совесть, надо уничтожить дух. В вечности неочищенные кровью Сына Божьего память и совесть будут мучить непримирившихся с Богом людей. Как считал евангелист Моуди, и не без основания – это червь, который не умирает, и огонь, который не угасает (Марк. 9:43-48). Это и есть озеро огненное (Отк. 20:15). Вот почему так важно, чтобы наши имена были записаны в книгу жизни и чтобы в Оный день мы предстали пред Ним как победители.                 

            П.С.Б.

Выпуски