Содержимое

Грехопадение произвело полный переворот в характере и духовном состоянии человека: первоначальная непорочность была им утрачена, а грех и сознание вины отяготили его душу. Всё человечество теперь оказалось ввергнутым в бездну греха, и поэтому все люди нуждаются в спасении.

Невозможность самому спасти себя

Спасение включает в себя восстановление первоначального совершенного состояния как характера, так и души человека; а этого человек сам сделать не может. Ибо прежде всего мы должны учесть, что перед ним стояло препятствие, которое он не мог преодолеть. Оно заключалось в следующем: человек, как моральное существо, находился под моральным законом, который требовал полного послушания. Требования закона можно обобщить следующими словами: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всей душой твоей и всем разумением твоим» (Мф. 22:37). И мы видим, что после того, как человек однажды впал в непослушание, он не мог загладить свою вину за этот грех, ибо он не мог сделать большего, чем быть послушным.

Кроме того, перед человеком стояло ещё одно непреодолимое препятствие, которое относится к его моральному состоянию, ибо однажды потеряв непорочность и невинность, он своими стараниями не мог восстановить потерянное. «Кто родится чистым от нечистого? Ни один!» (Иов 14:4). Но спасение включает в себя восстановления этого первоначального состояния. «Если кто не родится свыше, не может увидеть царства Божьего» (Ин. 3:3). «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа» (Евр. 12:14). Отсюда ясно, что человеку абсолютно невозможно спасти самого себя.

Даже ангелы на небесах не могли спасти человека, ибо и они являются разумными Божьими творениями. И, как моральные существа, они также должны подчиняться моральному закону, который, как от человека, так и от них, требует полнейшего послушания. Величайшая любовь, служение и послушание, которую они способны явить Всевышнему, достаточны только для них самих. Поэтому спасти людей мог только Бог.

Человек полностью ответствен за грех

Насколько мы понимаем, Бог не обязан был предпринимать какие-либо действия для спасения падшего человечества. Творение Его рук изначально было совершенным во всех отношениях. Человек был сотворён таким образом, что мог жить безгрешно. Поэтому все наказания за его непослушание справедливо выпали на его долю. Тем, кто необдуманно вменяет Богу вину за грехи человека, следует не спешить со своими выводами, а немного подумать о том факте, что разумным существам должна быть предоставлена свобода воли для исполнения ими морального закона и самоопределения. Это относится как к причине возникновения греха, так и к ответственности за грех. И кто осмелится утверждать, что эта система по своей сути не является хорошей и единственно совершенной? Пожелает ли какой-нибудь человек потерять драгоценное право личности и этим лишиться таких привилегий, как честь, добродетель, счастье, радость в этой жизни и в вечности - только ради того, чтобы избежать ответственности за непослушание? Пусть такая мысль будет нам чужда!

Хочет ли Бог нас спасти?

Поскольку, как мы уже рассмотрели, Бог никоим образом не виновен в грехопадении человека, то возникает вопрос: «Хочет ли Бог нас спасти, и есть ли какие-то доказательства для этого?» В мире мы замечаем, что Бог даёт свои дары людям независимо от их морального состояния. «Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам» (Пс. 102:10). «Открываешь руку Твою и насыщаешь всё живущее по благоволению» (Пс. 144:16). «Он повелевает солнцу своему восходить над злыми и добрыми, и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5:45). Распространённость жертвоприношений в прошлом ясно свидетельствует о том, что люди всех времён верили, что Бог хочет их спасти. Очень вероятно, что эта практика была введена самим Богом (Быт. 3:21 и 4:4). Если это так, то в этом мы имеем ясное доказательство того, что Бог уже тогда имел план спасения человечества.

Божий план

Полную ясность о воле Бога спасти мир даёт нам Его Слово. План спасения падшего человечества был Богом предусмотрен. Этот план тысячелетиями был тайной как для людей, так и для ангелов; он был сокровенной премудростью Бога от создания мира, и в его центре было распятие Господа славы (1Кор. 2:7- 8). Да, Он был Агнец, закланный от создания мира (Откр. 13:8).

Развитие Божьих откровений

Хотя Бог уже от начала полностью знал план спасения, то для людей этот план раскрывался постепенно. Первое пророчество об этом мы находим уже в книге «Бытие», где написано, что семя жены поразит змею в голову. Далее мы читаем: «И призрел Господь на Авеля и на дар его» (Быт. 4:4). Во дни Еноса, сына Сифа, люди тоже имели связь с Богом, ибо написано, что «тогда начали призывать имя Господа» (Быт. 4:26). Немного дальше мы читаем, что Енох «ходил перед Богом [с Богом]» (Быт. 5:24), а Ною Бог явился особенным образом. Этих фактов достаточно для того, чтобы дать нам ясное представление о Божьих намерениях по отношению к человечеству.

Союз с Авраамом

Если мы перейдём ко временам Авраама, то увидим удивительное откровение плана спасения в том союзе, который Бог заключил с ним, как с отцом еврейской нации. Этот завет разделён на две части. Первая часть относится к Аврааму и его потомству по плоти; в ней Бог обещал произвести от Авраама великий народ. Далее Бог дал понять, что потомство Авраама будет некоторое время находиться в Египте, а потом Он приведёт еврейский народ назад в Ханаанскую землю и передаст эту землю им в наследие. Вторая же часть этого союза имела духовный характер, потому что в Аврааме и его потомстве должны были быть благословлены все земные племена (см Быт. 12:2-3; 13:14-16; 15:5.13-16; 17:1- 8; 22:17-18).

Вторая часть завета ясно указывает на Христа и Его вечное Евангелие. Христос сам говорит: «Авраам, отец наш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался» (Ин. 8:56). Об этом апостол Павел пишет: «Не законом даровано Аврааму, или семени его, обетование - быть наследником мира, но праведностью веры... Итак, по вере, чтобы было по милости, дабы обетование было непреложно для всех, не только по закону, но и по вере потомков Авраама, который есть отец всем нам, - как написано: «Я поставил тебя отцом многих народов»» (Рим. 4:13-17).

И еще: «Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: «и потомкам», как бы о многих, но как об одном: «и семени твоему» которое есть Христос», «дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верой» (Гал. 3:16.14).

Закон

Исполняя первую часть завета, Бог дал Моисею закон, через который Он мог бы управлять народом, и который служил бы ему во благо. Но гораздо большее значение, несомненно, имело намерение Бога посредством жертвоприношений и различных обрядов создать систему прообразов и символов, указывающих на вторую часть завета, т.е. на то время, когда среди всех народов будет установлено служение Богу в духе и истине. Этот закон и способ его передачи содержит в себе откровение сущности и характера Бога, а также Его плана спасения. Этот закон стал и средством приготовления евреев к пришествию Мессии.

Пророки

Пророки, жившие позже под законом Моисея, тем не менее не были ограничены системой прообразов и символов. Дух Божий непосредственно давал им большие откровения, которые исполнились через пришествие Христа. Так Исаия говорит: «Бог ваш... придёт и спасёт вас» (Ис. 35:4); он также говорил, что это спасение должно было прийти через страдания и смерть Христа (Ис. 53). Даниил предсказал пришествие Мессии, который должен был прийти, «чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная» (Дан. 9:24). Иоиль предсказывал, что в последние дни Бог изольёт свой Дух на всякую плоть (Иоиль 2:28). Захария указал на то, что «откроется источник дому Давидову и жителям Иерусалима для омытия греха и нечистоты» (Зах. 13:1).

Христос - центр плана спасения

Христос принёс наивысшее откровение о Боге, а Его учение о благочестивой жизни было совершенным. Кроме того, во Христе мы находим Божье совершенное средство искупления от греха, «ибо Он спасёт людей своих от грехов их» (Мф. 1:21). Иоанн, любимый ученик Христа, говорит: «Вы знаете, что Он явился для того, чтобы взять грехи наши... Всякий, пребывающий в Нём, не согрешает» (1Ин. 3:5-6). Таким образом завершилось дело полного восстановления первоначального состояния непорочности и святости человека. Иисус Христос отдал себя за нас, «чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить себе народ особенный, ревностный к добрым делам» (Тит. 2:14).

Грядущее спасение

С первым пришествием Христа на землю план спасения ещё не был полностью выполнен. Для восстановления непорочного и святого состояния души было предоставлено достаточно средств; но мы знаем, что грехопадение человека повлекло за собой ещё и телесные страдания. Несомненно, что с самого начала Бог хотел, «чтобы смертное [тело] было поглощено жизнью» (2Кор. 5:4). А именно, чтобы смертный человек в Эдемском саду вкушал от дерева жизни и был бессмертным, т.е. никогда не умирал. Но поскольку это намерение было разрушено через грехопадение, то оно стало частью плана спасения, «чтобы смертное [тело] поглощено было жизнью». Вследствие грехопадения человеку «положено однажды умереть» (Евр. 9:27). Поэтому часть плана спасения, относящаяся к нашему бессмертию, отложена на последний великий день, когда смертное облечётся в бессмертие (1Кор. 15:53).

Апостол Павел подтверждает, что в дело спасения включено и спасение нашего тела, ибо он говорит: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа..? Ибо вы куплены дорогой ценой. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божьи» (1Кор. 6:19-20). Здесь он имеет в виду тех, которые уже спасены и запечатлены Святым Духом и которые тем самым имеют залог своего наследия, для искупления Его удела (Еф. 1:13-14). Этим Павел ясно даёт понять, что часть Божьего плана спасения исполнится только в будущем. В другом тексте апостол описывает наше бессмертное состояние, когда смертное будет поглощено жизнью, и добавляет, что «на сие самое и создал нас Бог и дал нам залог Духа» (2Кор. 5:1-5). И он же говорит, что мы имеем «начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления нашего тела» (Рим. 8:23). Тело уже сейчас является соучастником определённых благословений спасения, но самые большие благословения ещё ожидают его в будущем.

Важность познания развития  откровений

Познание того, что Божье дело спасения имеет прогрессивный характер, абсолютно необходимо для правильного понимания всего, что учит Библия. Так как план спасения открывался человеку постепенно, то естественно, что и Священное Писание повествует об этом соответственно тому, как возрастала степень яркости откровений. Такой метод необходим ввиду ограниченных способностей человека, ибо все познания человек получает путём постепенного развития. Также и человеческое общество достигает определённого успеха только в результате последовательного развития. Понимание этих фактов всегда позволит нам дать правильный ответ тому классу библейских критиков, которые находят удовольствие в противопоставлении одной части Библии другой. Так они утверждают, что определённые поступки богобоязненных людей прошлых времён считались бы недостойными в наше время. Например, что Божье повеление Иисусу Навину об уничтожении хананеев несовместимо с учением нагорной проповеди и т.п. Но книги Библии были написаны не в одно и тоже время, поэтому и её отдельные части неприменимы для людей всех времён. Разве само Слово не поясняет, что «Бог, многократно и многообразно говорил издревле отцам в пророках» (Евр. 1:1)? Метод Божьего откровения использовался с учётом характера и состояния человека, и поэтому был прогрессивным, так что в определённые времена одна часть откровений сменяла другую. Но степень яркости откровений постоянно увеличивалась. Соответствие и гармония всех частей Библии есть гармония цели и плана, которые Бог постоянно желал открыть людям, и через которые люди постепенно получили познания о плане спасения.

Выпуски
Разделы