Содержимое

Кто не устрашится Тебя, Господь Бог Саваоф, высокий и превознесённый? Ибо Ты - единый Господь. Ты создал небеса небес, землю и всё, что наполняет её, и в Твоих руках душа каждого живого существа. Ты - Царь, восседающий на престоле, Ты - Царь, восседающий на престоле вечно. Ты - великий Царь над всей землёй. Ты облачён могуществом; пред Тобою - честь и величие. Аминь.

Верховная власть Бога - это свойство, с помощью которого Он правит всем Своим творением; а для того чтобы обладать верховной властью, Богу нужно быть всезнающим, всемогущим и абсолютно свободным. И вот почему.

Если бы было что-нибудь неизвестное Богу, пусть даже совсем небольшое и незначительное, то Его правление на этом прекратилось бы. Для того чтобы быть Господом всего творения, Он должен обладать всеми знаниями. А если бы Богу не хватало хотя бы самой малой частицы могущества, то этот недостаток положил бы конец Его царствованию и разрушил бы Его царство; этот один заблудившийся где-то атом могущества принадлежал бы кому-то другому, и Бог был бы ограничен в Своём правлении и, следовательно, не обладал бы верховной властью.

Далее, Его верховная власть требует, чтобы Он был абсолютно свободен. Это означает, что Он должен быть волен делать всё, что захочет, в любом месте и в любое время, чтобы достичь Своей вечной цели даже в самом малом без чьего-либо вмешательства. Если бы Он не был полностью свободен, Его власть не была бы верховной.

Чтобы постичь идею неограниченной свободы, необходимо большое напряжение ума. Мы психологически не подготовлены к тому, чтобы понимать свободу иначе, как в её несовершенных формах. Наши представления о свободе сформировались в мире, где не существует абсолютной свободы. Здесь каждый объект зависит от многих других объектов, и эта зависимость ограничивает его свободу.

Один из поэтов, описывая своё бегство из большого города, где в течение долгого времени чувствовал себя как в темнице, воспевает свободу. Он утверждает, что теперь «свободен, свободен, как птица», и может жить, где хочет. Но быть свободным, как птица, вовсе не означает быть действительно свободным. Натуралист знает, что птица даже на воле на самом деле не свободна. Она всю свою жизнь живёт в плену страхов, голода и инстинктов; её свобода ограничивается погодными условиями, изменяющимся атмосферным давлением, количеством пищи в данной местности, хищными зверями, а более всего - непреодолимым стремлением оставаться в пределах небольшой части земли и воздуха, которая отведена ей в соответствии с существующими у птиц законами. Самая свободная птица, как и всякое сотворённое существо, может делать только то, что позволяет ей опутывающая её сеть необходимости. Один только Бог свободен.

Бог абсолютно свободен, так как никто и ничто не может ни заставить Его делать что-либо, ни помешать Ему, ни остановить Его. Он может действовать по Своему усмотрению везде и вечно. Быть до такой степени свободным означает также обладать властью над всем.

Подвергать сомнению власть всемогущего Бога было бы просто абсурдно. Разве мы можем представить себе, что Господь Бог вынужден просить у кого-то разрешения или обращаться с прошением в более высокую инстанцию? К кому пошёл бы Бог за разрешением? Кто выше Всевышнего? Кто могущественнее Всемогущего? Перед чьим престолом преклонил бы Бог колени? Где тот, более великий, к кому Он должен был бы обращаться с просьбой? «Так говорит Господь, Царь Израиля, и Искупитель его, Господь Саваоф: Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога» (Ис. 44:6).

Верховная власть Бога - это факт, о котором ясно говорит Священное Писание и о котором во всеуслышание свидетельствует логика истины. Но этот факт в нашем сознании вызывает вопросы, на которые до сих пор у нас нет удовлетворяющего ответа. Основных вопросов здесь два.

Первый вопрос - это проблема присутствия в Божьем творении того, что Бог не может одобрить, например: зла, боли, смерти. Если Бог обладает верховной властью, то Он вполне мог бы предотвратить их появление. Почему же Он этого не сделал?

В «Авесте» - священной книге зороастризма* - эта сложность довольно аккуратно обойдена путём провозглашения божественного дуализма. Есть два бога - Ахурамазда и Анхра-Майнью, которые вдвоём сотворили мир. Добрый Ахурамазда сотворил всё хорошее, а злой Анхра-Майнью сотворил всё остальное. Это было довольно просто. Ахурамазда не имел верховной власти, по поводу которой нужно было бы беспокоиться, и, очевидно, не возражал против того, чтобы разделить свои полномочия с кем-то другим.

Для христианина такое объяснение не подходит, ибо оно явно противоречит той истине, которая неоднократно подчёркивается во всей Библии, - что Бог один и только Он один сотворил небо, землю и всё, что её наполняет. Атрибуты Бога таковы, что делают невозможным существование другого бога. Христианин признаёт, что он не может дать окончательный ответ на загадку о происхождении в мире зла. Но он знает, каким этот ответ не может быть. И он знает, что в «Авесте» тоже нет окончательного ответа.

В то время как полное объяснение происхождения зла остаётся скрытым от нас, мы всё-таки кое-что об этом знаем. В Своей верховной мудрости Бог допустил существование зла в строго ограниченных областях Своего творения. Зло - это своего рода преступник, скрывающийся от наказания, его действия ограничены во времени и по своим возможностям. Допуская существование зла во Вселенной, Бог действовал в соответствии со Своей бесконечной мудростью и добротой. Больше этого сейчас никому неизвестно, да и никому не нужно знать больше этого. Имя Бога - достаточная гарантия, чтобы не сомневаться в том, что дела Его совершенны.

Другой сложный вопрос связан с волей человека. Если Бог правит Своей Вселенной по Своим царственным указам, то как может человек обладать свободой выбора? А если он не может обладать свободой выбора, то как он может отвечать за своё поведение? Разве он не марионетка, все действия которой определяются стоящим за сценой Богом, дёргающим за ниточки так, как Ему нравится?

Попытка ответить на эти вопросы разделила христианскую церковь на два лагеря, названия которых происходят от имён двух выдающихся богословов - Якоба Арминия и Жана Кальвина. Большинство христиан довольствуются тем, что оказываются в том или другом лагере и отрицают либо верховную власть Бога, либо свободную волю человека. Однако представляется возможным примирить обе точки зрения, не игнорируя ни ту, ни другую, хотя описанная ниже попытка может показаться неубедительной сторонникам одного или другого лагеря.

Моя точка зрения такова: Своей верховной властью Бог дал человеку свободу морального выбора, и человек с самого начала пользуется этим правом, делая выбор между добром и злом. Выбирая зло, человек не противоречит верховной власти Бога, поскольку вечный указ не предписывает человеку, какой конкретно выбор он должен сделать, но утверждает, что человек свободен делать этот выбор. Если в Своей абсолютной свободе Бог вообще не дал бы человеку никакой свободы, то кто «мог бы противиться руке Его и сказать Ему: «что Ты сделал?»»  (Дан. 4:32). Воля человека свободна, потому что Бог обладает верховной властью. Если бы у Бога не было верховной власти, Он не мог бы дать моральную свободу Своему творению. Он побоялся бы это сделать.

Возможно, понять это нам поможет пример из повседневной жизни. Океанский лайнер отправляется из Нью-Йорка в Ливерпуль. Пункт назначения определён ответственными за это людьми. Никто другой не может изменить его. Это даёт некое отдалённое представление о верховной власти.

На борту лайнера находятся несколько десятков пассажиров. Они не в цепях, и их действия не ограничиваются никаким указом. Они полностью свободны. Они едят, спят, играют, прогуливаются по палубе, читают, разговаривают, и в то же время лайнер уносит их всё дальше, приближая к пункту назначения.

Здесь присутствует и свобода, и верховная власть, и они не противоречат друг другу. Точно так же, я думаю, обстоит дело со свободой человека и верховной властью Бога. Гигантский лайнер, в виде которого можно представить Божий царственный план, мчится вперёд, к пункту своего назначения по морю истории. Бог беспрепятственно движет всё к тем вечным целям, которые Он определил во Христе Иисусе ещё до сотворения мира. Мы не знаем всех этих целей, но достаточно многое уже открыто нам для того, чтобы дать нам общее представление о будущем, добрую надежду на грядущее благополучие и твёрдую уверенность в нём.

Мы знаем, что Бог исполнит каждое обещание, которое Он дал пророкам. Мы знаем, что грешники однажды будут удалены с земли. Мы знаем, что искупленные войдут в радость Господа и праведные будут сиять в Царстве своего Отца. Мы знаем, что достоинства Бога получат всеобщее одобрение и всё творение, обладающее разумом, признает Господа Иисуса Христа к славе Бога Отца, что с нынешним несовершенным порядком будет покончено и новое небо и новая земля установятся навечно.

Ко всему этому Бог идёт с бесконечной мудростью и совершенной точностью действий. Никто не может уговорить Его отказаться от Своих целей; ничто не может отвратить Его от Его планов. Поскольку Бог всеведущ, не может быть непредвиденных обстоятельств, не может быть несчастных случаев. Поскольку Он обладает верховной властью, не может быть ни контрприказов, ни разногласий среди руководства; а поскольку Он всемогущ, у Него достаточно силы для того, чтобы достичь тех целей, которые Он поставил перед Собой. Во всём этом у Бога нет недостатка, и всем этим Он обладает независимо ни от кого.

А пока не всё так гладко, как может показаться при чтении этого краткого описания. Тайна беззакония уже в действии. Смертельная схватка между добром и злом продолжается и становится всё яростнее. Богу ещё придётся прокладывать Себе путь среди урагана и бури, но эта буря и этот ураган существуют только здесь, в этом мире, и, будучи ответственными существами, мы должны сделать свой выбор в нынешней моральной ситуации.

Будучи свободным принимать решения, Бог установил для нас определённые предписания, и одно из этих предписаний - закон выбора и последствий. Бог объявил, что все те, кто с готовностью, в покорности и вере посвятит себя Иисусу Христу, получат вечную жизнь и станут сынами Божьими. Он также объявил, что все те, кто любит тьму и продолжает бунт против верховной власти Небес, останутся в состоянии духовного отчуждения и в конце концов будут вечно испытывать муки смерти.

Если свести всё это к сугубо индивидуальным условиям, то мы придём к жизненно важным и глубоко личным выводам. В моральном конфликте, бушующем сейчас вокруг нас, тот, кто на стороне Бога,- на стороне победителя и не может быть побеждён; тот, кто на другой стороне, - на стороне побеждённого и не может победить. Здесь нет случайностей, здесь нельзя выиграть с помощью счастливой карты. Есть свобода выбирать, на чьей стороне нам быть, но не свобода игнорировать результаты сделанного выбора. По милости Божьей мы можем покаяться в неправильном выборе и изменить последствия, сделав новый, правильный выбор. Дальше этого мы пойти не можем.

Суть морального выбора концентрируется вокруг Иисуса Христа. Господь прямо сказал об этом: «Кто не со Мною, тот против Меня» (Матф. 12: 30), и: «...никто не приходит к Отцу, как только через Меня...» (Иоан. 14:6).Смысл Евангелия воплощает в себе три различных элемента: провозглашение, повеление и призыв. Евангелие провозглашает благую весть об искуплении грехов по милости Божьей, оно повелевает всем людям, где бы они ни находились, покаяться, и оно призывает всех людей принять условия Божьей благодати посредством веры в Иисуса Христа как Господа и Спасителя.

Мы должны выбирать: послушаться Евангелия или отвернуться в неверии и отвергнуть его власть над нами. Каждый делает свой выбор, но последствия этого выбора уже определены царственной волей Бога, и тут уже не помогут никакие мольбы о помощи.

Свыше сошёл наш великий Господь,
Купол небес изогнув.
И под ногами Своими тогда
Он разбросал темноту.
Шествовал Царь: Херувим, Серафим -
Кони Его колесниц.
Крылья повсюду носили Его -
Крылья ветров и зарниц.
Он восседал над потопом во мгле,
Ярость его укротил.
Он - Царь Вселенной во веки веков,
Чудный Владыка, Бог сил...

Выпуски