Содержимое

Д. Э. А.

Душепопечение – это война

 Христианским душепопечителям нет необходимости напоминать о том, что они призваны действовать в противовес миру сему, плоти и дьяволу. В их задачу входит сражаться не только с плотью и кровью (этого одного уже было бы весьма достаточно), но и с сверхъестественными силами тьмы (Еф. 6:12).

Следовательно, душепопечение должно рассматриваться и осуществляться как духовная брань. Душепопечитель должен расценивать себя как воина Христова, вовлеченного в духовный бой. Для этой войны подойдет только «всеоружие Божие». Душепопечители-атеисты не только не имеют такого вооружения, но и, более того, вообще не понимают сути духовной проблемы. Так как они сами – солдаты армии сатаны и находятся на противоположной стороне линии фронта, то вряд ли смогут освободить верующих подопечных от оков врага душ человеческих. (Хотя Бог в Своем удивительном провидении может использовать и неспасенных людей, чтобы через них совершить все необходимое и «превратить гнев человеков в похвалу Себе», мы будучи верными христианами, обязаны обращаться к христианским душепопечителям и не искушать Господа (Гал. 6:1))

Противника необходимо победить во всех его проявлениях. Душепопечители должны бодрствовать, чтобы не позволить ему использовать ситуацию для своей выгоды (2 Кор. 2:11) и не давать ему места (Еф. 4:27). Чтобы противостоять диаволу, как отмечает Павел, нужно иметь представление о его тактике («…нам не безызвестны его умыслы» 2 Кор. 2:11). Это требует рассудительности и знания Библии, при помощи которых можно понять цель и методы сатаны. Душепопечители должны знать фундаментальные доктрины о грехе. Они изложены в повествовании о грехопадении в Быт. 3 главе. Итак, нам следует заново рассмотреть повествование о грехопадении, чтобы лучше понять некоторые проблемы, связанные с грехом и его последствиями.

 

Общая тактика греха

 

Всякий грех – это результат жизни, ориентированной на похоти. Книга Бытие, глава 3, раскрывает некоторые общие проявления греха и показывает, что:

1. Адам и Ева согрешили потому, что отвергли Слово Божье. По какой причине возникает это отвержение – по причине наглого мятежа или неверия – не столь важно. Всякое отвержение Слова Божьего, независимо от мотива, в конце концов подразумевает отвержение Самого Бога.

2. Это отвержение ведет к серьезным последствиям, как внешним, так и внутренним. Внешние – это суд Божий, изгнание из рая, проклятие земли и испорченные межличностные отношения между мужчиной и женщиной. Внутренние – испорченная природа человека со всеми вытекающими отсюда последствиями, обличающая совесть, выраженная в болезненных ощущениях как реакция на происходящее. Все эти результаты сами по себе стали причиной для дальнейшего греха. Человек стал переживать состояние раздвоенности со всеми вытекающими последствиями. Грех внес в жизнь серьезные осложнения.

3. Человек начал убегать, прятаться и прикрываться. Нечестивые бегут даже тогда, когда за ними никто не гонится. Подопечные душепопечителя делают то же самое, используя тысячи подобных приемов. Их «покрывала» могут быть более респектабельными, но христианский душепопечитель умеет смотреть даже сквозь смоковные листья. Он знает все способы спрятаться. Человек может прятаться за интеллект, а не деревья, и он будет прятаться до тех пор, пока искренне не покается. Христианские душепопечители должны знать, как выводить на свет сынов Адама из чащи. Люди по-прежнему бегут от Бога.

4. Человек начал перекладывать вину с себя на других. Адам сказал: «Жена, которую Ты дал мне, она…» Ева заявила: «Змей, он…». Вряд ли вы найдете конфликтующих супругов, которые бы не перекладывали вину друг на друга. Они будут обвинять друг друга, родственников, обстоятельства и т. д.; в конце концов их мишенью станет Сам Бог. Христианские душепопечители должны научить подопечных реально видеть ту ответственность, которую они несут пред Богом и друг другом.

Эти общие проявления греха и греховные попытки скрыть его последствия рисуют неприглядную картину человека. Он отвергает Бога, становится мерзким в глазах Бога из-за своей вины, бежит от Бога и в конце концов (как кульминация) обвиняет Бога в своих грехах! И очень часто именно в таком состоянии душепопечитель впервые встречает подопечного. Без сомнения, задача опекать душу греховного человека – очень трудная задача!

 

Выбор жизни, ориентированной на удовлетворение похотей

 

В принципе, суть первого греха сводилась к следующему: Адам и Ева предпочли удовлетворение похоти повиновению заповеди Божьей. Диавол апеллировал к «похоти очей, похоти плоти и гордости житейской» (см. 1 Иоан. 2:16 и Быт 3:6). Именно от этого и предостерегал Бог Адама и Еву заповедью: «Не ешьте». Выбор, который предстояло сделать им, стоит и перед нами. Он отражает две противоположные морали, две взаимоисключающие религии и два контрастных образа жизни. Первый гласит: «Я буду жить по своим чувствам»; второй: «Я буду жить по Слову Божьему». Когда Адам согрешил, он оставил образ жизни, ориентированный на любовь и переключился на образ жизни, ориентированный на удовлетворение похотей. Есть только два образа жизни: один ориентирован на греховные ощущения, удовлетворяющие свое «я», и другой – на заповеди святой жизни, удовлетворяющие Бога. (Эти два образа жизни диаметрально противоположны и вынуждают человека сделать окончательный выбор. В течение дня мы вынуждены делать этот выбор множество раз. Два образа жизни включают обстоятельства, содействующие похоти или любви. Они подталкивают человека либо к своим похотям, либо к выполнению Божьей заповеди. Они подразумевают два источника власти: свое «я» или Библию. Они преследуют две разные цели – временное наслаждение или вечная радость. Они предполагают два господина – сатану или Бога. Они предлагают два различных подхода к решению жизненных проблем: один заключается в бегстве, маскировке, лжи, осуждению других и т. д.; другой – в смелом столкновении, в исповедании греха, в правде и принятии на себя всей ответственности. Они приводят к двум противоположным результатам: рабству хаоса в этой жизни и вечной погибели или к свободе упорядоченной жизни сейчас и вечной радости. Один путь называется так называемым Просвещением, другой – Реформированием. До недавнего времени первый был показателем западной цивилизации, а второй – «официальным» основанием большинства общественных и культурных учреждений. Сейчас происходит обратный процесс в том, что называется восходом новой морали. Но это не ново. Новое здесь то, что бывший гедонистский* образ жизни заново заменяет последний в качестве офицального образа мышления западного мира.)

Жизнь в согласии с чувствами, а не с заповедями Божьими является главным препятствием к благочестию. Явная уловка сатаны заключается в навязывании людям убеждения, что они не могут выполнить то, что от них требует Бог, потому что им так кажется, они так чувствуют или должны делать то, что, на их взгляд, кажется правильным.

Зачастую аргумент кажется правдоподобным, даже благочестивым. Например, супруги могут сказать: «Мы думаем, что от нашей семьи ничего не осталось: ни любви, ни чувств – ничего». При этом они надеются, что христианский душепопечитель может согласится на развод не по библейским причинам. Если им удастся заставить его согласиться с этим, то они надеются, что обличение совести за их греховные намерения будет смягчено. Они напрасно ищут поддержки душепопечителя, который вопреки их ожиданиям говорит: «Я с болью слышу эти слова, но я надеюсь, что вы покаетесь в своем грехе и научитесь любить друг друга». Их реакция на это обычно выражается в искреннем изумлении.

– Но, - продолжают они, - мы же сказали, что уже не испытываем никаких чувств по отношению друг к другу.

– Я вас прекрасно понял, но это не имеет решающего значения. Бог говорит, что вы должны любить друг друга. Когда вы научитесь это делать, чувство любви появится. Во-первых, любовь – это не чувство; она начинается с повиновения в жизни Слову Божьему.

– Что? Вы хотите сказать, что мы должны пытаться любить друг друга вопреки всем нашим чувствам?

– Совершенно верно!

– Но это же будет лицемерием, явным притворством!

– Нет, это будет повиновением Богу, Который заповедал: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее (Еф. 5:25). Джо! Ты слышишь? Бог говорит, что ты несешь ответственность за любовь между тобой и твоей женой. Любовь начинается с мужа, она должна отражать любовь Иисуса Христа (1 Иоан. 4:19).

– О! Я так не смогу любить ее.

– Ну, тогда начни с более низкого уровня. Христос заповедал: «Возлюби ближнего твоего как самого себя» (Мф. 22:39). Как отмечает Павел, она является твоим самым близким человеком; ты живешь с ней (Еф. 5:28-31).

– Все равно не смогу.

– Хорошо, тогда начнем с еще более низкого уровня. «Любите врагов ваших» (Мф. 5:44)! Ты видишь – бежать тебе некуда. Бог повелевает любить даже врагов. Вы оба должны покаяться в своем грехе и с Божьей помощью научиться любить друг друга, даже если вы настроены враждебно по отношению друг к другу.

– Но как же я буду любить врага?

– Я же сказал, что, во-первых, любовь – это не чувство. Эту ересь нам внушают Голливуд и телевидение. Христиане должны отвергнуть ее. Любовь – это прежде всего отдача. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного…» (Иоан. 3:16). «И уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.» (Гал. 2:20). И помните стих Еф. 5:25, который я только что вам привел. Когда вы научитесь отдавать самого себя – свое время, свои деньги, свои интересы – вы постепенно начнете чувствовать то, что вам надо почувствовать. Но чтобы чувство было долгосрочным, оно должно стать плодом, а не корнем любви. Когда вы достаточно много «инвестируете» себя в другого человека, вы начинаете чувствовать притяжение к нему. «Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6:21). Под словом «сердце» подразумевается весь человек, включая его чувства.

– Может быть… Но все равно это мне кажется притворством.

– Ни в коем случае. Никогда не будет притворством повиновение Богу. Вы попали в ловушку диавола, думая таким образом. Каждое утро, наперекор своим чувствам (которые заставляют меня накрыться с головой одеялом и заснуть) я встаю и иду на работу. Делает ли этот поступок меня лицемером?

– Наверное, нет!

– А что же будет делать меня лицемером?

– Ваше утверждение, что вы с огромным удовольствием встаете и мчитесь на работу?

– Итак, если вы, как учат Писания, конкретно даете что-либо своим врагам (чашу холодной воды или что-либо поесть, когда они голодны и жаждут), то есть, заботитесь о них, даже если вначале это не доставляет вам никаких приятных ощущений, то становитесь ли вы лицемером?

– Думаю, что нет.

– А в каком случае вы бы им стали?

– В случае, если бы мы говорили, что нам это очень приятно.

– Совершенно верно. Итак, вы видите, что нет никакого лицемерия в проявлении своей любви к людям. Уловка сатаны в том и заключается, чтобы заставить вас оправдать свое нежелание жертвовать собой, не отдавать себя друг другу, прикрываясь заявлением, что повиновение заповедям Божьим без сопутствующих приятных чувств является лицемерием.

 

Душепопечение, ориентированное на чувства

 

Душепопечение, ориентированное на чувства (а таковым и является почти все современное душепопечение) играет на руку сатане, который втянул первых людей в грех через похоти. (Не следует полагать, что Бог вообще против удовольствия и приятных ощущений. Совершенно нет! (Одесную Его пребывают) Но обратите внимание, что удовольствия Божьи (1) исходят от Него и (2) являются продолжительными. Это два важных момента, так как гедонистский образ жизни именно в этих моментах и ошибается. Источник истинного наслаждения, его природа и средства получения совершенно неведомы для тех, кто вне Христа. Гедонизм должен быть совершенно отвергнут, так как он лишает людей возможности получения продолжительного наслаждения.)

Поощрять подопечных следовать своим чувствам, а не повиноваться Слову Божьему – значит стать на сторону сатаны, усугубить первоначальную проблему и усложнить последствия, которые вытекают из греховного поведения. Это значит уходить от решения проблемы и поиска ее причин. Вместо этого душепопечитель, подобно Павлу, должен настаивать: «Итак, да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях (желаниях) его» (Рим. 6:12). Что бы душепопечитель, ориентированный на чувства, сказал Исаву? (Быт. 25:27; Евр. 12:16).

Хаим Гинот, чье разумное использование роджерианской методики сделало его книги по воспитанию детей бестселлерами, также подчеркивает роль чувств. Он учит родителей обращать внимание прежде всего на чувства. Но, какими бы правдоподобными ни показались на первый взгляд его советы, совершенно очевидно, что они заходят в тупик, когда наталкиваются на проблему, требующую решения. Конечно, родители могут признать тот факт, что «дела плохи», но, фокусируя все внимание на чувствах ребенка и стараясь избежать проблемы, они попадают в ловушку и, следовательно, упускают возможность научить ребенка соответственно реагировать на проблемы и решать их правильно. Часто метод Гинота дает ребенку возможность продолжать свои «фокусы». (Гинот не предлагает абсолютного стандарта для принятия верного решения, так как он не основывает свой метод воспитания детей на Писаниях. Он лишь туманно отражает один аспект истины. Делая акцент на уважении к ребенку, он удаляется от библейской концепции образа Божьего в человеке. Но, затронув его, он игнорирует последствия, выражаемые в суверенитете Бога над этим миром, в результате чего он не может научить библейским принципам принятия верных решений.)

 

Принятие решений

 

Следует предложить каждому подопечному два взаимоисключающих образа жизни: 1. Жить, ориентируясь своими чувствами; 2. Жить согласно повелениям Слова Божия.

О принятии решений следует сказать гораздо больше. Важно учитывать широкий спектр применения указанного принципа. Подопечных следует увещевать ничего не предпринимать в состоянии отчаяния. Действовать нужно тогда, когда человек уверен, что поступает по-библейски; чувства не должны управлять поведением (Рим. 14:23). Если подопечный принимает решение на основании Писаний, душепопечитель обязан увещевать его не колебаться даже в том случае, если не все складывается гладко. Это должно происходить независимо от того, что подопечный чувствует. Христиане принимают больше решений на основании чувств, тем самым допуская ошибку. Чувства имеют приливы и отливы, взлеты и падения. Зачастую чувства, вызванные другими причинами, влияют на решения и создают иллюзию реальности. Ничто, кроме живой заповеди (часто вопреки чувствам), не сделает жизнь благословенной. Контраст между взлетами и падениями будет увеличиваться, если позволить чувствам стать решающей движущей силой в жизни (так что некоторые даже приобретают так называемый маниакально-депрессивный синдром). Однако, после того, как человек начинает жить по заповедям, его поведение выравнивается.   

 

Выпуски