Воспитание правильного отношения к труду

Содержимое

    Труд - это жизненная необходимость. Для одних он приятен, для других - не очень. В любом случае людям приходится трудиться, и чем скорее дети научатся получать удовольствие от труда, тем счастливее они будут.

Один юноша пытался доказать своему отцу, что любить работу - не обязательно, главное уметь работать. Однако отец ясно дал понять, что сын должен не только уметь работать, но и любить работу.

Другой человек сказал: «Благодарите Бога за то, что каждое утро вам приходится что-то делать независимо от того, нравится вам это или не нравится. Вынужденные работать и выполнять свою работу наилучшим образом, вы приобретаете добродетели, которых никогда не будет у лентяя».

Бог знает, что труд - это благо для человека. До того как Адам и Ева согрешили, Бог поручил им возделывать и хранить в порядке Эдемский сад (см. Быт. 2:15). После грехопадения Бог увеличил объём работы, сделав труд жизненной необходимостью, чтобы человек не был праздным.

Труд - это часть уравновешенной жизни людей, а трудолюбие - её неотъемлемое качество. Посмотрите на тех, кто не хочет работать, и вы заметите, что в их характере, будь то дети или взрослые, чего-то недостаёт. Такое отношение к жизни не приносит ни удовлетворения, ни успеха.

Сегодня обучение детей правильному отношению к труду является более сложной задачей, чем это было много лет назад, когда большинство людей работали дома. В те времена каждый работал, стараясь выжить за счёт своего труда. Надо было колоть дрова, сеять зерно и выращивать овощи, шить одежду, зарабатывать деньги, чтобы покупать то, что невозможно изготовить дома. Домашней работы для каждого члена семьи было более чем достаточно.

Сегодня жизненный уклад во многих семьях совершенно иной.

Больше нет совместных хозяйств, где вся семья трудилась вместе. Отец семейства зачастую работает вне дома. Его трудовые навыки сейчас больше востребованы в какой-либо одной отрасли, совсем не так, как когда-то у его отца. И хотя нынешняя ситуация существенно отличается от той, которая была сто лет назад, необходимость научить детей работать до сих пор остаётся весьма актуальной. Сегодня требуется больше сил и внимания для того, чтобы научить их правильно относиться к труду. Впрочем, добиться хороших результатов в этом деле можно лишь при условии, что у нас самих будет правильное отношение к труду.

Труд - благоприятная возможность для научения

Во время работы у отца появляется прекрасная возможность преподавать детям драгоценные уроки, которые по своему воздействию далеко выходят за рамки материального. Безусловно, это требует повышенного внимания к тому, чтобы дети усвоили эти уроки.

Исходя из того, что труд неразрывно связан с дисциплиной, так как трудиться необходимо независимо от настроения или желания, мы должны научить детей самодисциплине. Приучаясь к безусловному исполнению чего-либо, дети, даже безынициативные и ленивые, меняются в лучшую сторону.

Необходимость трудиться учит детей принимать жизнь такой, какая она есть. Все они время от времени будут стараться увильнуть от той или иной работы, затрачивая на это больше сил и времени, чем понадобилось бы для её выполнения. Они будут надолго откладывать её в сторону и придумывать всякие оправдания. Когда же наконец выяснят, что легче выполнить работу, чем увиливать от неё, они усвоят ценный жизненный урок.

Как известно, сложность работы во многом зависит от того, как на неё посмотреть. Дети (как, впрочем, и взрослые!) могут посчитать работу слишком тяжёлой для себя или же себя слишком уставшими для работы, но после того, как они её выполнят, часто оказывается, что у них осталось ешё достаточно сил для того, чтобы заняться любимым делом. Весьма важно воспитать правильное отношение к труду.

Сделанная работа приносит удовлетворение. На это надо обязательно обращать внимание детей. Награда за потраченные силы и время - удовольствие при виде чистой кухни, убранного двора или прополотого огорода. Это поможет детям добиваться желаемых результатов в любых жизненных ситуациях. Наше общество, весьма склонное к развлечениям, нуждается в таких людях.

Труд помогает детям познавать закон сеяния и жатвы: хочешь пожать плоды - работай; не будешь работать - не будет и плодов. Это касается не только работы в огороде. В Библии сказано «...если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес. 3:10).

Сказано достаточно категорично. Вместо того чтобы говорить сыну: «Ты не работал, поэтому не будешь есть», скажите: «Давай поработаем, а потом покушаем». Или же проследите за тем, чтобы он хорошо поработал один. Как бы там ни было, дети должны усвоить, что просто так в жизни ничего не даётся.

Труд учит старательности и аккуратности. Дети должны знать, что дважды мыть посуду «себе дороже», поэтому лучше аккуратно вымыть её один раз. Когда они это усвоят - хорошо будет не только им, но и родителям.

Имеет ли труд духовную ценность? Если молодой человек научится работать с циркулярной пилой, сформируется ли у него в результате этого благочестивый характер? Будет ли он духовно устойчив при добросовестном выполнении тяжёлого ежедневного труда? С одной стороны - нет, а с другой - труд будет способствовать формированию в нём духовных качеств, поскольку трудолюбие и праведная жизнь тесно взаимосвязаны.

Можно быть трудолюбивым работником, но жить неправедно. Однако тех, кто плохо работает, но при этом праведно живёт, очень мало. Если сравнить духовные плоды в жизни тех, кто умеет работать или хочет этому научиться, с духовными падениями тех, кто не умеет и не хочет работать, разница будет слишком велика, чтобы её не заметить.

Как бы там ни было, тем, кто не научился работать, придётся приложить немало усилий, чтобы возрастать духовно. Тех, кто в детстве не был научен трудолюбию и старательности, но сегодня старается этому научиться, Бог благословляет.

А тем, кто умеет добросовестно трудиться, открываются двери для служения народу Божьему. Когда Богу нужны были труженики, Он не смотрел на тех, кто сидел сложа руки. Он видел тех, кто умел работать. Моисей пас стадо, Елисей пахал, Гедеон молотил, Давид тоже пас овец. Этот список можно продолжать и продолжать.

Всех перечисленных выше людей объединяло одно: они трудились. Кто не видит необходимости трудиться физически, не увидит нужды в тружениках и на Божьей ниве. Такие люди перекладывают церковный труд на других, упуская таким образом возможность обретать Божьи благословения в служении Ему.

Наши дети в будущем должны будут обеспечивать себя сами. Если мы научим их добросовестно трудиться, они будут безмерно благодарны нам. Один отец с горечью признавал, что в семье, где он вырос, его не приучили к труду. Его жена тоже была из семьи, в которой отец работал спустя рукава. Теперь же новая семья много страдала, мужу и жене было очень трудно.

Отцы часто сожалеют о том, что не могут уделять детям больше времени. И на самом деле, редко у кого находится время, чтобы запустить с детьми воздушного змея или поехать на рыбалку. Наверное, это хорошо. Не лучше ли вместе поработать? Таким образом можно хорошо пообщаться и сделать что-то нужное по дому. И если в дневное время отец работает вне дома, то некоторые будние вечера и субботы может проводить в общении с детьми.

Работая вместе с детьми, родители показывают, как можно получить удовольствие в труде. Естественно, работа должна быть хорошо спланирована. Если мы будем подгонять детей, стараясь сделать чуть больше, мы создадим напряжённость. Атмосфера во время совместной работы должна оставаться доброжелательной и вместе с тем целенаправленной. В это время мы можем обсудить текущие вопросы и поговорить о более качественном выполнении работы. Немало времени уходит на то, чтобы ответить на вопросы детей, особенно маленьких.

Совместный труд с детьми помогает научить их организовывать свою работу так, чтобы всё было сделано быстро и качественно. Для того чтобы подбодрить детей, старайтесь ставить перед собой какие-либо цели. Например: «Давай закончим этот ряд сегодня» или, если вам нужен отдых: «Давай прополем ещё пять метров, а потом отдохнём».

Выпуски