Содержимое

1. Иудеи ожидали земного (естественного) царства.

Идея о тысячелетнем царстве произошла изначально от иудеев, ожидавших, что обетованный Мессия положит основание земного царства. Хотя их точка зрения главным образом основывалась на мессианском пророчестве Ветхого Завета, все же оно было сильно подвержено влиянию взглядов окружавших их язычников. Да и различные языческие народы, такие как египтяне, вавилоняне, персы, греки и римляне, считали, что когда-нибудь наступит золотой век, в котором зло не будет существовать безгранично, и зороастрийцы ожидали падения всех вражеских сил, вслед за которым наступит период в тысячу лет, чье начало они связывали с воскресением мертвых.

Пророчества Ветхого Завета представляют Мессию царем, который должен был уничтожить врагов Израиля, установить престол Давида в Иерусалиме и властвовать там во славе. Пустыня должна была расцвести, как роза, земля стать особенно плодородной, дикие звери - ручными и прекратятся всякие войны между людьми. Так как иудеи излагали эти пророчества буквально, они ожидали такого Мессию, который бы спас их от римлян и установил земное царство. Таково было общее ожидание иудеев во времена Христа. Даже апостолы имели такую точку зрения незадолго до того времени, как Иисус вознесся на небо, хотя Он несколько раз повторял, что Его Царство не от мира сего. Иудейские летописцы имели преувеличенное представление о материальных благословениях мессианского царства: урожай с полей должен был быть 1000-кратным и мясо должно было быть в неисчислимом количестве. Иисус же уничтожил все эти плотские надежды. Он не основал земное царство, и даже не обещал установить его в будущем.

2. Точки зрения христианства раннего периода.

Хотя ни Христос, ни апостолы не учили о 1000-летнем царстве, все же идея о таком царстве приобрела некоторых последователей во втором и начале третьего столетий. Отцы церкви, такие как Варнава, Папий, Иустин Мученик, Иреней и Тертуллиан были представителями этого учения. Их понятия мало отличались от идей иудеев, только они придавали им христианский оттенок. Так как первые христиане были иудеями, то легко понять, как это учение проникло в христианство. Иудеи привыкли представлять владычество Мессии как длительное блаженство на земле в течение тысячелетия. После того, как они приняли Иисуса Мессией и установили, что их мечты о земном царстве не исполнились, то заблудшим учителям нетрудно было приобрести последователей такого мнения, что слава этого царства откроется при втором пришествии Христа. Обетования Нового Завета, относящиеся ко второму пришествию Христа во славе и воскресению мертвых, были изложены ими так, чтобы они были созвучны с их представлениями и надеждами тысячелетнего царства. Очень распространенным было мнение, что материальные благословения во время тысячелетнего царства будут возрастать до бесконечности, и нередко их связывали с чувственными наслаждениями, роскошеством и т.п.. Иреней, например, писал, что каждая виноградная лоза произведет 10 000 побегов, каждый побег - 10 000 виноградных гроздей, каждая гроздь - 10 000 ягод, а каждая ягода даст 900 л вина. Один виноградный куст будет ежедневно давать столько вина, что его достанет на 140 биллионов человек, каждый из которых имел бы по 400 л вина в день. Какая бессмыслица, какая баснословно-иллюзорная идея!

Хотя некоторые отцы Церкви и были представителями учения о 1000-летнем царстве, но сама идея получила малое признание среди христианства, т. к. уже тогда признавалась за ложное учение. Д-р Ч. А. Бриггс сказал, что во время церковного собора в Никее учение о 1000-летнем царстве всеми христианскими церквями было признано учением-заблуждением и отвергнуто. В вероисповедании четырех самых больших соборов первого христианства ничего не упоминается о 1000-летнем царстве. Отец церкви Ориген опровергал это учение, и Августин не признавал никакого различия между Царством Божьим и Церковью, что говорит о том, что он тоже был противником учения о 1000-летнем царстве. С того времени учение о 1000-летнем царстве отступило на задний план и в течение нескольких столетий вообще не упоминалось.

3. Современная концепция.

Спустя 1000 лет после Христа учение о 1000-летнем царстве вновь на какое-то время выступило на передний план, потому что считалось, что это время является заключительным отрезком тысячелетнего периода, о котором говорится в 20 главе Откровения, т. е. последним временем.

Позже, во времена Реформации, возникла одна община, в которой учение о 1000-летнем царстве снова приобрело признание. Так в восемнадцатом и девятнадцатом столетиях опять нашлись последователи этого учения, но оно не нашло широкого распространения среди христианства.

В последнее время это учение вновь обрело жизнь и широко распространилось. В рядах его последователей можно найти некоторых известных мужей христианства. С большой ревностью они распространяют через периодику и книги свои взгляды, хотя сами они не едины и их мнения в некоторых пунктах этого учения далеко расходятся между собой.

Некоторые из них считают, что перед приходом 1000- летнего царства все земное разрушится и затем на земле начнется сверхъестественное, небесное состояние. Другие, напротив, имеют мнение, что в то время как верующие будут наслаждаться благословениями тысячелетнего царства, неверующие будут проходить через горе и страдания, - кто меньше, кто больше. По мнению одних, пришествие Христа будет до установления 1000-летнего царства, по мнению других - после. Еще одна категория считает, что Христос придет еще дважды. Но и в этих точках зрения есть очень много расхождений во мнениях.

Далее, многие считают, что все евреи, вернувшиеся в Палестину, будут ожидать там прихода Мессии и начала Его царства. Христос будет вместе со Своим народом бороться с другими народами мира и победит их, а затем, как видимый Царь и Властелин, властвовать над ними весь этот период.

Оставим же все эти ложные представления и обратимся всецело к Слову Божьему, тогда мы ясно увидим и распознаем духовными глазами только духовное царствование Христа в Его духовном же Царстве!

Тщательное исследование учения о 1000-летнем царстве показывает, что идея владычества Христа на земле исходит из представлений иудейских басен, устных пересказов, чувственных восприятий, предположительных видений и ложных истолкований аллегорических пророчеств Писаний.

Нужно добавить, что самые известные ложные учителя первого столетия были последователями этого учения.

Иудеи ожидали Мессию, который должен был установить физическое царство, потому они отвергли Христа и Его духовное царство. Они хотели естественного царства, и поэтому не признали Сына Божьего, а распяли Его.

А так как формальное христианство нашего времени потеряло видение духовного царства Христа и Его духовного владычества, то легко понять большое количество последователей ложного учения, не только отстаивающих его, но и распространяющих.

Профессор Сэнборн высказал об учении 1000-летного царства следующее:

Если мы

1) исследуем это учение в свете Священного Писания, то оно сомнительно и неубедительно, и - во всех его отдельных пунктах - невозможно;

2) исследуем его духовное происхождение, то с самого начала оно является заблуждением и - в его утверждениях - ложным учением;

3) если проверим его суть человеческим разумом, то оно оказывается басней;

4) если сверим его с тем, во что верили истинные христиане в прошлом, то оно является другим Евангелием;

5)  исследуем его и рассудим его по плодам, то это – зло.

Выпуски
Разделы