Наказание

Содержимое

«Наказывай сына твоего, и он даст тебе покой, и доставит радость душе твоей» (Пр. 29:17). Наказания могут быть разными. Не обязательно всегда применять розгу. Можно в наказание лишить ребенка того, что ему очень хочется или нравится. Например, не пустить в гости к бабушке, к другу или подруге, запретить на некоторое время кататься на велосипеде или пользоваться любимой игрушкой и т. п. Только советую не лишать еды, разве какого-нибудь лакомства.

Физическое наказание должно причинять боль, иначе это не будет наказанием. Если наказывать строго, то не придется делать это часто, потому что слова в таком случае будут иметь силу.

Некоторые родители, особенно матери, боятся строго наказывать. Во-первых, они жалеют детей, во-вторых, думают, что это не принесет пользы, так как даже при слабом наказании дети злятся и возмущаются. Однако это неверное мнение. То, что дети плачут и кричат, даже когда им не больно, свидетельствует о больших упущениях в их воспитании. Цель наказания - заставить слушаться, покорить, а возмущение - признак непокорности. Если ребенок при наказании возмущается, значит, его мало наказывали и не достигли цели.

Наказывать нужно не в гневе. Я слышал об одном брате, который, прежде чем наказать ребенка, уходил в отдельную комнату и молился.

Много раз приходилось мне беседовать с одной сестрой, которая говорила, что наказывать физически не нужно. Она считала, что дети должны слушаться со слов. Не убеждало ее даже то, что Слово Божье конкретно говорит:«Наказывай сына своего, доколе есть надежда и не возмущайся криком его» (Пр. 19:18); «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его» (Пр. 13:24); «Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?» (Евр. 12:7). Когда же сестра увидела нежелательные плоды своего воспитания, она стала наказывать, но по-своему. Она кричала на детей, шлепала их, обзывала, иногда гонялась за ними по двору с прутиком в руке и кричала. А крик - это признак бессилия. Дети поняли слабинку матери и садились ей на голову.

Детей наказывать нужно, но при этом нужно объяснять причину наказания. Родители должны быть осторожными, чтобы не наказать ребенка несправедливо. Если нет уверенности в том, что он виноват, лучше не наказать, чем наказать несправедливо.

Воспитание примером

Поступки родителей гораздо больше влияют на детей, чем слова, хотя поучения тоже нужны. Дети очень склонны к подражанию старшим, и особенно родителям. Эта склонность заложена в них Самим Творцом, и нам нужно дорожить этим средством влияния.

Очень важно, что мы сеем в души детей своим личным примером. Если отец говорит детям, что нужно быть щедрым, а сам скуп, то дети не станут щедрыми. Если отец говорит, что Библия - драгоценность и ее нужно читать и изучать, а сам этого не делает, он не научит детей дорожить Словом Божьим.

Пришлось мне как-то быть в одном городе и наблюдать, как по-разному относятся в семьях к посещению собраний. Была пятница. В доме, где я остановился, к вечеру все, от мала до велика, оживились - собираются на собрание. Старшие дети помогают одеваться младшим. Видно, здесь понимают однозначно: раз сегодня собрание, значит нужно идти всем. По пути мы зашли еще в один дом, где тоже жили христиане. Здесь была совершенно другая картина: дети бегали на улице, хозяйка готовила ужин, отца дома не было. На богослужение никто не собирался. Может, в этом доме не всегда так и данный случай исключение (хорошо, если так!). А если это правило?  Плоды такого посева не замедлят вырасти и пагубно скажутся на душах детей. В практической жизни наблюдается такая закономерность: как родители относятся к церкви, так и дети. Принимая поведение родителей за норму, дети поступают так же.

Конечно, дети учатся не только у родителей. Свое влияние оказывают на них и окружающие - соседи, друзья, учителя, одноклассники, родственники. Влияние это может быть положительным и может быть отрицательным. Далеко не всегда дети поступают так, как их родители. Хотя степень влияния окружающей среды тоже во многом зависит от родителей. Если пример родителей слаб, то усилится влияние окружающих. На родителях лежит обязанность привить детям здравые понятия, чтобы у них выработалась правильная реакция на влияние извне.

Напоследок хочется сказать еще об одной опасности - бойтесь уповать на свое воспитание, будто оно все во всем!

Я долгое время думал, что из молодого, как из глины, что захочешь, то и вылепишь, как говорит пословица. Но потом понял, что сделать это далеко не просто. Не все можно сделать воспитанием, и унаследованные от родителей черты характера очень стойки в детях. Правда, нельзя допускать и такую мысль, будто воспитание ничего не дает, потому что Слово Божье повелевает нам: «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6:4).

И все же главное делает Господь. Это можно сравнить с работой в саду или огороде. Наша обязанность - обрабатывать землю, сеять, поливать, но жизнь семени и способность расти дает только Бог. Если Он не сделает этого - весь наш труд будет напрасен. Апостол Павел говорит: «Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий, и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий» (1Кор. 3:6,7). «Если Господь несозиждет дома, напрасно трудятся строющие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж» (Пс. 126:1). Даже ту малую долю, которая возложена на нас в воспитании детей, мы не способны исполнить, если не поможет нам Бог. Поэтому нам жизненно необходимо быть в тесной связи с источником и подателем всех благ.

В родительской практике множество ситуаций, когда не знаешь, как лучше поступить, где проявить благость, а где строгость, или в какой пропорции. Но у Господа достаточно мудрости, и Он хочет наделить нас ею. От нас требуется только послушание Божьему водительству и глубокое смирение перед Господом, потому что «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4:6).

Выпуски