Содержимое

В Ев. Матф. 5:17 Иисус говорит: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить». А в посл. к Рим.10:4 апостол Павел пишет: «Потому что конец закона - Христос, к праведности всякого верующего». Нет ли противоречия между высказываниями Христа и ап. Павла?

На первый взгляд данные тексты как будто противоречат друг другу, но если их исследовать в контексте всего Писания, то мы увидим, что в них нет противоречия.

Апостол Павел пишет о Христе: «Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который  родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление». (Гал.4:4-5). Со слов апостола видно, что Иисус жил в полном согласии с законом, данным Богом Израилю на Синае. Более того,  в Иисусе исполнились все слова сказанные о Нем пророками: пророчества о Его рождении, о цели Его прихода в мир, о крестной смерти и о воскресении. Апостол Петр выразил это следующим образом: «Достигая наконец верою нашею спасения душ; к сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной нам благодати, исследуя на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу; им самим открыто  было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес, во что желают проникнуть Ангелы» (1 Петра 1:9-12). В этом свидетельстве Петра звучит важная мысль: ветхозаветные пророки предсказывали о Христе и о назначенной людям благодати  через сущий в них Дух Христов.

Иудейские раввины зачастую обвиняли Иисуса в нарушении закона: якобы Он не соблюдал субботу, ел и пил с мытарями и грешниками и т.д. Дело в том, что книжники и фарисеи, кроме записанного закона - Торы, руководствовались еще устными преданиями еврейских старцев и, как правило, трактовали Тору через призму этих преданий, которые в их решениях были  приоритетными.

Иисус же отвергал предания старцев, считая их продуктом человеческого вымысла, и в Своих проповедях никогда не ссылался на них (Матф. 15:1-9). Однако Торе и пророкам Он подчинялся неукоснительно. К слову сказать, если исходить из Божественной Троицы, то автором синайского закона был не только Бог - Отец, но и Бог - Сын, и Бог - Дух Святой.

И второе, Иисус исполнил закон еще в том смысле, что Он умер за грех Израиля и всего мира. Ветхий завет был предшественником, или предвестником, Нового завета (Евр.10:1). Основой Ветхого завета был закон. Предназначение же закона состояло в том, чтобы выявлять грех и наказывать его. Наказание за грех было однозначным - смерть. «Ибо возмездие за грех - смерть» (Рим. 6:23).

Таким образом, Иисус, взяв на Себя грех мира, исполнил закон, требовавший справедливого возмездия за грех. Иисус исполнил закон не только Своей жизнью и делами, но и Своей смертью. На Голгофе, перед смертью, Он громко воззвал: «Совершилось!»  По большому счету эта фраза означает конец закону и знаменует новую эру - эру благодати. Голгофа - это тот рубеж, который разделяет Ветхий Завет и Новый Завет, закон Моисеев и закон Христов. В сущности, на Голгофе кодекс законов, данный Израилю на горе Синай, в глазах Бога потерял свою юридическую силу. «Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование, и преподан чрез Ангелов, рукою посредника. Но посредник при одном не бывает, а Бог один. Итак, закон противен обетованиям Божиим? Никак! Ибо, если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона; но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа. А до пришествия веры мы  заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере. Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; По пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя. Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса» (Гал. 3:19-26).

                П С Б

Выпуски