Жало апостола Павла

Содержимое

 2Кор.12:7

По этому вопросу существует много толкований. Большинство сходятся в том, что Павел страдал хроническим недугом - физической болезнью. Но какую именно болезнь имел Павел, никто не может с уверенностью сказать.

Разные авторы приводят различные предположения и болезни, вот некоторые из них: болезнь лёгких, малярия, косноязычие, воспаление глаз, эпилепсия.

Тертуллиан верил, что Павел страдал от жестоко изнуряющих приступов головной боли. Жан Кальвин считал, что “жало в плоть” - духовные искушения, которые Павел испытывал, и укоры совести, которые он чувствовал после одоления искушений. В католицизме  распространено мнение, что Павел подвергался плотским искушениям, которые обычно испытывают монахи и отшельники, укрывшиеся в своих монастырях и кельях (мнение Иеронима).

Однако все эти предположения не могут быть подтверждены Библией. Те места Писания, которые обычно приводятся в качестве доказательств наличия у него той или иной болезни, конкретно не говорят об определённом физическом недуге и не могут быть для нас убедительным аргументом.

Амвросий, Иоанн Златоуст, позже М. Лютер объясняли “жало в плоть” как преследования, гонения, которым Павел подвергался со стороны противников Евангелия. Такую же мысль в своей книге “Тайна спасения” высказал Е.Е.Байрум. Мнение последних авторов более правдоподобно и логично, поскольку его можно обосновать Священным Писанием.  

В Деяниях Апостолов и в посланиях Павла довольно подробно и откровенно описана его жизнь. Павел многократно приводит различные моменты из личной жизни, но нигде не упоминает, что страдает физическим недугом.

Поэтому, говоря о жале во плоти, вернее будет опираться не на предания и предположения людей, а на Слово Божие.

Чтобы сохранить Павла в смирении, Бог дал ему “жало в плоть”. Апостол сам расшифровывает, что жало - есть ангел сатаны, т.е. определённый злой дух. Какой же дух удручал его? Исследуя жизнь Павла, мы придём к выводу, что его более всего беспокоил дух гонения.

В греческом тексте оригинала слово "сколопс", которое в синодальном издании Библии переведено как "жало", подразумевает не только жало, но и столб, к которому привязывали осужденного к смерти или кол, на который иногда сажали преступника. Таким образом Павел как бы объясняет, что носит в своём теле приговор к смерти: “Ибо не хотим оставить вас, братья, в неведении о скорби нашей, бывшей с нами в Асии, потому что мы отягчены были чрезмерно и сверх силы, так что не надеялись остаться в живых. Но сами в себе имели приговор к смерти, для того, чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мёртвых, Который и избавил нас от столь близкой смерти, и избавляет, и на Которого надеемся, что и ещё избавит” (2Кор.1,8-10).

Обратите внимание на слова: ”избавил”, “избавляет” и ещё “избавит”. Угроза смерти постоянно сопровождает апостола. Ещё в своём первом послании Павел свидетельствует коринфянам, что это жало от Бога: "... нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговорёнными к смерти..."(1 Кор.4,9).

 Ангел сатаны удручал апостола. Если эту мысль перевести более точно с греческого оригинала, то она означает - ударять прямо в лицо кулаками и тем самым мучить, т.е. ангел сатаны должен был бить Павла. В немецких переводах  М.Лютера, Эльберфельда и других вместо слова “удручать” стоит более точное выражение: “Ангелу сатаны бить меня кулаками”. Употребляемые слова и выражения апостола Павла в греческом языке как нельзя лучше характеризуют сущность и значение “жала - ангела сатаны” и в буквальном, и в духовном смысле.

Павел был избранным сосудом Божиим. Господь сказал Анании: “И Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Моё”(Д.А. 9,15-16).

В своей прощальной речи, обращаясь к эфесским пресвитерам, Павел предсказывал: “И вот, ныне я по влечению Духа иду в Иерусалим, не зная, что там встретится со мною. Только Дух Святой по всем городам свидетельствует, говоря, что узы и скорби ждут меня”(Д.А.20,22-23). Не было такого города, в котором Павел, благоветствуя Евангелие, не встречал бы сопротивления со стороны противников Христа.

Тем же коринфянам он писал: “Мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем; всегда носим в теле мёртвость Господа Иисуса” (2Кор.4,9-10). “Для чего и мы ежечасно подвергаемся бедствиям? Я умираю каждый день...”(1Кор.15,30-31). “Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонения, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: “за Тебя умерщвляют нас всякий день (целый день - пер. Кассиана, Эльберфельда); считают за овец, обречённых на заклание” (Рим.8,35-36).

Каждый день, ежечасно жало сатаны удручало Павла. О своём пребывании в Македонии (Филиппы, Фессалоники, Верия) Павел свидетельствует: “Ибо, когда мы пришли в Македонию, плоть наша не имела никакого покоя, но были стесняемы отовсюду: отвне - нападения, внутри - страхи” ( 2 Кор. 7,5).

Если со всей серьёзностью вникнуть в свидетельства и переживания Павла, связанные с гонениями, то приходишь к заключению, что хроническая болезнь просто ничто в сравнении с духом, который его преследовал и постоянно бил “кулаками.”

Павел трижды просил Господа облегчить ему служение - удалить жало. Но Господь ответил: “довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи”. Смирившись перед своим Спасителем, Павел приходит к единственно верному решению: “И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. Поэтому я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа: ибо, когда я немощен, тогда силен” (2Кор. 12: 10). Делая акцент на гонения в данном стихе, он опять не упоминает конкретно болезни. Под словом “немощь” можно предположить болезнь, однако в других переводах Библии, в отличии от синодального, слово “немощи” заменено словом “слабости.”

Павел был конкретным и, как мы уже говорили, довольно открытым человеком  (2Кор.5:11).

Если бы жало во плоти было тяжким хроническим недугом, Павел, вероятно, ясно и конкретно сказал бы об этом.

Мы не можем утверждать, что Павел вообще никогда и ничем не болел. Как человек, он, возможно, подвергался и простудным заболеваниям, мог переболеть лихорадкой, весьма распространнёной тогда в восточном Средиземноморье. Совершая долгие переходы пешком, мог и сорваться с какого-либо обрыва - сломать себе руку, ногу и т. д. Всё это, вероятно, могло происходить в его жизни. Павел мог включить в слово “немощь” и все эти вышеуказанные моменты.

Однако всё это из области предположений. В Библии  об этом нигде не говорится. У нас же речь идёт о “жале в плоть”, как о чём-то  весьма тяжком, постоянно сопровождающем Павла.

Под словом “немощи” (слабости), вероятнее всего, следует понимать личную неспособность, беспомощность, беззащитность, бессилие, усталость и т.д., которые способствовали полной зависимости Павла от Господа. “... чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего из мёртвых” (2 Кор.1:9). “Когда я немощен, тогда силён” (2Кор12:10).

Божья сила совершается в немощных и в немощи. Поэтому Павел и свидетельствовал: “Но всё это преодолеваем силою Возлюбившего нас” (Рим. 8: 37). “Всё могу в укрепляющем меня Иисусе Христе” ( Фил. 4:13).

Павел благодушествовал в скорбях. “Благодушествовать” означает радоваться.  Знаменитое изречение к филиппийцам “Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь” для нас особенно ценно, потому что Павел писал его, будучи заключённым в узах.

Изучая удивительную и плодотворную жизнь ап. Павла, получаешь большие благословения. Поражаешься, насколько это была яркая и выдающаяся личность, прожившая жизнь полного самоотречения не в монастырских стенах, а в гуще  народа.

Ни одно движение в мире не было столь гонимо и физически истребляемо, как христианство. В то же время ни одно движение не повлияло так положительно на весь ход истории человеческого общества, как христианство.

С другой стороны, в этом нет ничего удивительного, ведь у его истоков стояли преданные Господу люди, такие как апостол Павел. Сознавая свою немощь, Павел всецело полагался на Бога, благодаря Которому, его служение было успешным и плодотворным.

Поэтому Павел всю славу воздавал Господу.

Часто люди, отрицая божественное исцеление тела от болезней, ссылаются на жало Павла. Но если и допустить, что Павел имел хроническую болезнь, то и тогда этот факт не может быть аргументом против учения о божественном исцелении. Мы читаем: “Бог же творил немало чудес руками Павла”, в том числе и исцеления. (Д.А. 14:3, 8-10; 19:11-12; 20:9-12; 28,3-9).

 Защищаясь жалом Павла, многие больные не ищут исцеления у Господа. Но если они в данном случае аргументируют Павлом, то пусть тогда уж следуют ему до конца: смиряются со своими болезнями и благодушествуют в них.

Очевидно, что жало ап. Павла не может быть основанием для сомнений в исцелении тела Господом.

                             П. С. Б.

Выпуски