Мне непонятна притча Христа о неверном управителе (Лук.16:1-8). Получается так, будто Иисус одобряет его поступок и поощряет Своих учеников к тому, чтобы они приобретали себе друзей богатством, приобретенным нечестным путем... Объясните, пожалуйста.
Конечно, поступок управителя не был ни достойным, ни, тем более, заслуживающим похвалы. Хозяин похвалил его за догадливость, а не за то, что он транжирит его богатство.
Разумеется, Иисус не призывал Своих учеников к бесчестным делам и поступкам. В этом сюжете Он иносказательно выразил мысль о достижении духовных целей посредством материальных богатств. Другими словами, на плохом примере Он давал добрый урок: уж если сыны века сего (грешники) понимают, что могут приобрести расположение людей путем оказания им материальной помощи и услуг, то не тем ли более дети Божии должны использовать богатство неправедное (т. е. неустойчивое, преходящее) для достижения Царства Небесного?
Вслед за притчей, Христос делает выводы (ст. 8-43), которые мы должны применять в жизни:
Во-первых: богатством неправедным (в значении суетного и преходящего) мы должны пользоваться для распространения Царства Божьего, в смысле спасения и обращения людей к Богу.
Во-вторых: пользуясь имеющимся у нас достатком, творить дела милосердия.
Наш Господь ожидает от нас, чтобы мы правильно распоряжались материальным достатком, который Он нам дал, употребляя его на благо нашего Господина. Материальные богатства дарованы нам Богом и должны быть употреблены во славу Бога и для жизни вечной. Следует еще сказать, что обращение Христа в 9 стихе относится не только к богатым людям: даже если мы действительно небогаты, то все же, посмотрев вокруг, мы всегда найдем возле себя людей, которым мы можем помочь.
В 13 стихе Иисус подытоживает: "Никакой слуга не может служить двум господам... Не можете служить Богу и маммоне" (наживе). Это значит: наше сердце не должно быть привязано к материальному и наши материальные ценности должны быть направлены на служение нашему Господу.
Неверный управитель посредством щедрого распоряжения богатством своего хозяина приобрел себе друзей, которые должны были во время его нужды оказать ему помощь. Жертвуя своим богатством для дела Божьего и оказывая помощь нуждающимся, мы так же приобретаем себе друзей в лице добрых плодов, которые, когда мы обнищаем (т. е. когда материальное утратит для нас свою силу и значение по причине нашей смерти или по втором пришествии Христа), примут нас в вечные обители. В английском тексте Библии слово "приняли" передано как "приветствовали вас в небесных обителях".
Ту же самую мысль Иисус выразил в Мф. 19:21, обращаясь к богатому юноше: " ...Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах...". Ап. Павел писал Тимофею: "Богатых в настоящем веке увещавай, чтоб они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живого, дающего нам все обильно для наслаждения; чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны, собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни" (1Тим.6:17-19).