В больничной палате

Содержимое

Тишина палаты изредка нарушалась стона­ми и тяжёлыми вздохами больных.

В этот ранний час, в больнице, ещё не было врачебного обхода, ещё далеко было до завтрака, которого ждали лёгкие больные и к которому были совершенно равнодушны стра­дающие от болей.

Но вот в палату вошла дежурная сестра. "Температурку мерить будем?" - спросила она, раздала термометры и поправила одеяло у стонущего больного .

- Сильно болит?

- Нет, не очень, только спать не даёт.

- Он всю ночь стонал, а говорит: не очень, - подал голос молодой парень лежащий у окна, - ему надо давать снотворное или от боли.

- Ну, это скажите врачу на обходе.

- Я это и без врача знаю, - возразил парень.

- Всё ты, Бугров, знаешь, тебе бы не в боль­нице лежать, а в мединституте преподавать.

Толик Бугров, так звали парня, довольно усмехнулся: "А что, я могу".

Сестра раздала таблетки и вышла из пала­ты. По сравнению с другими переполненными палатами, эта палата была довольно прос­торная: по две койки стояли вдоль стен, и одна у окна, расположенного напротив двери. Ходя­чих больных было трое. Уже знакомый нам Бугров, Афанасий Петрович Голубев - очень старый инвалид на костылях, и поступивший накануне Николай Васильевич Шавров, муж­чина лет около пятидесяти.

Не поднимались Иван Иванович Светланов, молодой человек с распухшими суставами ног и инженер Костров Аркадий Алексеевич, от подъёма до отбоя что-то читавший и делавший записи в толстую тетрадь.

Пришла санитарка с кувшином и тазиком для умывания лежачих.

- А у нас новенький, - констатировала она, заметив Шаврова, - добро пожаловать, умы­ваться будете?

- Нет, спасибо, я могу сам.

- Ну, давайте быстрее, а то уже завтрак развозят.

И действительно, вскоре в палату завезли бочонок с кашей, хлеб, сахар и огромный чайник.

Получив свою порцию, больные начали завтракать, а Шавров встал, молитвенно сло­жил руки, помолился и только тогда прис­тупил к еде.

Покончив с завтраком, все улеглись на свои места в ожидании врачебного обхода.

- Вот вы, я вижу, человек верующий, - обратился к Шаврову Светланов, - скажите, пожалуйста: за какие грехи Бог вас наказал, или лучше сказать - почему Он вас не уберёг от этого "санатория"?

- Вы, друг мой, затронули очень серьёзный вопрос и, если вас действительно интересует, почему Господь допускает болезни, а так же другие вопросы о вере, я могу с вами побе­седовать на эти темы, только не в таком иронично-скептическом ключе.

- А вы, батя, случайно не поп? - спросил Бугров.

- Нет, молодой человек, я не поп, а благовестник слова Божьего.

- О, это очень интересно. Я давно хотел познакомиться с служителем культа, искренне верующего в Бога, - сказал, оторвавшись от книги, инженер Костров. - И чем же вы объяс­ните этот парадокс: Бог любит людей и до­пускает болезни, страдания, и, действительно, правомерен, вопрос Ивана Ивановича: почему Бог не уберёг вас, верующего в Него чело­века, от болезни?

"Я постараюсь ответить на ваши вопросы. Прежде всего Библия учит, "что человек рождается на страдание, как искры, что-бы устремляться вверх" Иов.5,7. В чудесной книге Иова рассказывается о бо­гатом, набожном и добродетельном человеке, безгранично веровавшим в Бога,  который внезапно, в один день, перенёс ужасные бед­ствия. Он потерял огромные стада, состав­лявшие основу его богатства, одни пастухи были убиты разбойниками, а другие погибли в грозу и бурю. Штормовой ветер пустыни убил его десятерых детей, а сам он был поражён проказой.

Далее в этой книге рассматривается смысл человеческих страданий. Человек с самого начала встретился с трудностями и неспра­ведливостями в своей жизни. Человек заду­мывается: как мог добрый и справедливый Творец создать такой мир, в котором так много страданий, причём в жизни тех, кто этого меньше всего заслуживает.

Сатана клеветнически обвинил Иова в том, что его доброта корыстолюбива, и Бог позво­лил врагу человеческому испытать Иова. Иов выдержал испытания и в конце своих страданий мог приблизиться к Богу и быть обильно вознаг­ражденным.

Всё в мире Господом устроено на благо людей, страдание само по себе остаётся злом, но оно может быть обращено в нашу пользу."

"Какая уж польза от боли и страданий? - спросил Светланов, - я, например, пользы от своей болезни не вижу, одна боль и страдание."

"В страдании человек познаёт самого себя. Всякое горе, болезни, неудачи часто застав­ляют задуматься и дать своей жизни новое и лучшее направление. Бог часто испытывает нас страданиями для нашего же большего блага. Здоровый человек редко думает о смерти, о смысле жизни, о том, что его ждёт за чертой жизни, о своих прегрешениях и о возможной расплате за них.

В послании апостола Петра говорится: "Итак, как Христос пострадал за нас плотью, так и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотью перестает грешить, чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией" 1 Пет. 4,1-2. В другом месте этого послания сказано: "Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо. Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если угодно воле Божьей, лучше пострадать за добрые дела, нежели за злые; потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных" 1Пет.3,17-18. А во втором послании к Тимофею апостол Павел пишет: "Итак, укрепляйся, сын мой, в благодати Христом Иисусом... переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа".

Теперь мы видим, что, во-первых, страда­ние - школа личного воспитания. Иметь дове­рие к Богу - вот, что важно для верующего. Во-вторых, страдание - школа братской любви. Тот, кто сам страдал, понимает ближнего и приходит к нему на помощь. Чужое горе лучше всего понимает тот, кто сам испытал болезнь, нужду, тяжкий труд.

Кроме того, страдание - школа смирения и правды. Иногда человека обуревает гордость. Он считает, что способен на великие дела, считает себя всемогущим, перестаёт думать о смерти, забывает, что он в этом мире всего лишь ограниченное и преходящее создание. Страдание возвращает ему правильный взг­ляд на жизнь и на самого себя, и он видит, что он всего лишь слабое и хрупкое творение. И лишь когда он это осознает, тогда и найдёт Бога, которого прежде высо­комерно отрицал.

И, наконец, страдание - школа отрешён­ности. Страдание, болезнь, старость, неуда­чи, разлуки - всё это означает, что мирская жизнь уходит. Мы приучаемся к тому, что настанет день, когда всё мирское уйдёт, потому и надо быть готовым к этому отрешению."

В это время в палату вошёл врач сопровождаемый дежурной сестрой.

Больные, собравшиеся у койки Шаврова, разошлись по своим местам.

Быстро обойдя больных и сделав назна­чения, врач ушёл.

Разговор заинтересовал всех в палате, из соседней палаты зашёл знакомый Голубева, пригласил пойти покурить, но, прислушав­шись к разговору, остался.

- Вы очень хорошо и убедительно рас­сказали о пользе страданий, но, насколько я знаю, Христос исцелял больных, то есть боролся со страданиями, - сказал Костров.

- Он даже мёртвых воскрешал, - добавил Голубев, - я читал Евангелие, там об этом написано.

"Да, Христос многих страждущих исце­лял, все годы его земного служения полны такими фактами. В Евангелии повествуется о том, что у кого были больные, приносили их ко Христу Иисусу, и Он, с любовью возлагая на них руки, исцелял их. И в наше время Спаситель исцеляет больных. В посл. к Евреям 13,8 мы читаем: "Иисус Христос вчера, сегодня и во веки Тот же"

Если страждущий, как Иов, научится через болезнь тому, чему его хочет научить Господь, он может через молитву веры и послушание Слову получить исцеление."

- Эх, вот если бы к нам в палату пришёл Христос - всех бы разом исцелил и мы пошли бы по домам!

- Кто домой, а ты, Иван Иванович, навер­ное, в пивную, - сказал старик Голубев.

- Нет, друзья мои, - возразил Шавров, - для исцеления именем Бога нужна глубокая вера в Спасителя, а не желание пойти в пивную.

Шавров раскрыл Библию и прочёл: ""Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус Сын Давидов!.., и говорит им Иисус: верите ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей Госпо­ди! Тогда коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам. И открылись глаза их" (Мф.9,27-29). И таких примеров в Евангелии очень много. Чтобы получить исцеление надо верить и молиться. Молитва имеет огромную силу.

"Имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам: если кто скажет горе сей: "поднимись и ввергнись в море", и не усомнится в сердце своем, но пове­рит, что сбудется по слову его, - бу­дет ему, что ни скажет. Потому говорю вам: всё, что ни будете просить в молитве, верьте, что получите,- и будет вам" Марк. 11,23-24.

В полной степени это относится к исцеле­нию больных. Я вам расскажу случай из сов­ременной жизни. Один человек тяжело забо­лел. В больнице провели тщательное обсле­дование и установили, что болезнь неизлечи­ма и нет даже смысла оперировать больного, причиняя ему дополнительные страдания. Летальный (смертельный) исход неотвратим. Больного выписали домой, родным сказали, что жить ему осталось два, максимум три месяца. Этот человек был глубоко верующий в Господа нашего Иисуса Христа, очень много молился и просил об исцелении. Прошло время и ему стало значительно легче. Через три месяца он снова обратился в больницу и консилиум лучших специалистов города уста­новил, что первоначальный диагноз был оши­бочным. Ещё через некоторое время произо­шло полное выздоровление.

Нет никакого основания считать неквали­фицированным первый диагноз. Тут налицо благая воля Господа - ответ на горячую мо­литву верующего.

Христос мог бы исцелить больного мгно­венно, но, в данном случае, Он поступил так, чтобы это выглядело естественно. Но человек этот прекрасно знал, чему и Кому он обязан своим исцелением."

- А я вот, сколько не молю Бога - Он не помогает, но, по правде сказать, молюсь я без веры, а так, на всякий случай. А вот тётка моя, Вера Степановна, она была очень верующая - её молитвы Бог услышал.

- Расскажи, Афанасий Петрович, - попро­сили больные.

"Это дело было в войну. Двое сыновей тётки Веры погибли ещё в 42-ом году, а в 44-ом забрали последнего, младшего. И не проходит двух месяцев, как получает тётка похо­ронку на Витюшку. Она чуть ума не лишилась, но каждый час молила Бога, чтоб сжалился над ней и не оставил её одну на старости лет. И что вы думаете? Видно, Бог услышал её молитвы - ошибка вышла: пос­пешили с похоронкой - жив остался после ра­нения Виктор и после войны вернулся жив и здоров."

- Это случайность,- сказал Светланов.

- Может быть случайность, а может быть воля Господа, - возразил Шавров, - я скорее склонен считать, что это был ответ на горячие молитвы матери.

- Ну, а у вас, Аркадий Алексеевич, не было в жизни случая, когда можно было бы предположить помощь со стороны Всевышнего?

Костров задумался. "Я даже не знаю, можно ли этот случай в моей жизни считать подобным тому, что здесь рассказывали.

Дело в том, что я атеист, и хотя рассказанное вами, Николай Василье­вич, о страдании, о силе молитвы и другое очень убедительно и интересно, я не могу считать то, что произошло со мной в тот не­забываемый день, является вмешательством Бога, к Которому я, вроде бы, и обратился в критическую минуту.

Несколько лет тому назад, работая в Новосибирском Академгородке, я получил телеграмму о том, что мой отец очень тяжело болен, состояние критическое и что мне надо срочно прилететь, если хочу застать его живым. В кассе Аэрофлота, куда я немед­ленно поехал, мне предложили билет на сле­дующий день, вылет вечером.

- Впрочем, - сказала кассирша, - если вы ус­пеете, то есть места на сегодня, но вылет через час с небольшим.

- Давайте, - чуть не крикнул я.

Заезжать домой уже не было времени. По счастью, рядом с кассами - стоянка такси.

Минут десять я нервно метался в ожидании свободной машины. Наконец, еду.

- Пожалуйста, как можно скорее в аэро­порт, я опаздываю на самолёт. Заплачу сколько хотите.

В пути я объяснил водителю своё положе­ние. Шофёр попался отзывчивый и мы мча­лись, пренебрегая всеми ограничениями скорости. Но на железнодорожном переезде был закрыт шлагбаум. Пропустили один сос­тав, но следом, вдали, показался другой.

Я выскочил из машины и чуть не плача просил дежурную на переезде пропустить на­шу машину. Она, видимо, поняла.

- Давайте, быстренько!

Шофёр воскликнул: "Пронеси, Господи!" Мы промчались через переезд перед летев­шим на нас пассажирским поездом.

До вылета оставались считанные минуты, и уже недалеко от аэропорта нас остановили у поста ГАИ. "Товарищ опаздывает на самолёт, возьмите мои права, я его подкину до аэропорта и сразу вернусь", - объяснил положение мой шофёр. По-видимому, мой вид и слова водителя подействовали.

Мы поехали дальше, но времени уже не было. Оставалась надежда на то, что посадка затянется, как это иногда бывает, и тут я, впервые в жизни, со слезами на глазах про­шептал: "Помоги, Господи!”

Деньги шофёру я отдал заранее. В аэропорту я бросился к сектору регистра­ции билетов на Алматы.

- Улетел?! - спросил я девушку, регистри­рующую билеты.

- На Алматы самолёт задерживается выле­том на два часа из-за погоды в Караганде, - ответила она.

- Слава Богу! - воскликнул я к её удивле­нию.

Вот и всё. Через два часа я улетел. Кстати, отцу стало легче. Он после этого прожил ещё два года."

- Да, вот это случай, как в кино! - восхитился Бугров.

- Прямо чудо какое-то, - заметил Афанасий Петрович.

"Ну, что я могу вам сказать, - подвёл итог Шавров, - конечно, считать ваше обращение к Господу молитвой нельзя, но и исключить Бо­жественную волю в этом случае я бы не ос­мелился. Можно допустить, что в тот крити­ческий момент вы с надеждой и с верой обратились за помощью Божией и соверши­лось маленькое чудо. А чудо - это, чаще всего, ответ Божьей благости на человеческую про­сьбу. А просьбу эту верующий в Творца излагает в горячих молитвах. Молитва - есть беседа наша с Богом, она необходима как воздух, как пища.

И в радости, и в печали, и когда что-либо нужно мы должны обращаться к Богу с молитвой, а Бог - наш Отец. Он очень добр и милостив к нам, и если от чистого сердца, с верою и усердием будем просить Его - Он исполнит наше желание и даст всё, в чём мы нуждаемся.

"Просите и дано будет вам” Мф.7,7."

Вскоре вошла медсестра и пригласила Шаврова в процедурную. Николай Васильевич вышел.

- Хороший человек, - сказал Светланов, - дай Бог ему здоровья.

- А давайте его попросим почаще расска­зывать про Бога, - предложил Толик Бугров.

Все дружно согласились.

Александр Гордин,
Караганда, 1995г.

Выпуски