Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно.
Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.
Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его.
И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.
Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.
Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения.
Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их.
Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются.
Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят."
Лук. 16:19-31
Эта история, рассказанная Самим Христом, повествует о двух категориях людей: одни после смерти идут в ад, другие - в рай.
Богач попадает в место мучения вовсе не за свое богатство. Бог не запрещает людям честным путем приобретать богатство, при условии, что они разумно будут использовать его не только для себя, но и во благо ближним. Но, к сожалению, таких богатых людей, которые благоразумно и бескорыстно распоряжались бы своим владением, встретишь не столь часто. К тому же приобретение богатства зачастую сопровождается многими грехами: обманом, воровством, мошенничеством, взятками, вероломством, подхалимством и пр..
Богач в нашем тексте был весьма богатым человеком, коль мог каждый день блистательно пиршествовать. Насколько можно судить, такие блистательные пиршества богатых не обходятся без лицемерных тостов, льстивых славословий, сальных анекдотов, интриг и супружеских измен. Поэтому неудивительно, что богач в конце концов оказался в аду. Кто-то возразит: "Ну зачем же сразу так! может быть, богач был не таким уж плохим человеком..." Однако, если бы он действительно был праведным человеком, то бедному Лазарю, страдающему от своей тяжелой болезни, не пришлось бы мечтать о крошках с его богатого стола! Гордость затмила глаза богача и он не замечал чужих страданий, высокомерие не допускало задуматься о кратковременности и последствиях земной жизни
Если ориентироваться Писанием, то очевидно, что в вечную погибель человека ведут его собственные грехи, которые он сам взрастил, лелеял и от которых не желал отказаться.
И, конечно, Лазарь попал в рай тоже не за свою бедность. В Библии не сказано: "Блаженны те, кто беден в естественной жизни", но: "Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное". Бедность не является мерилом праведности; как, впрочем, и богатство, она нередко сопровождается отвратительными грехами и пороками: ленью, завистью, пьянством, злоречием, воровством, распущенностью, обманом и пр.. Святое Писание говорит, что только праведные наследуют Царство Небесное, независимо от того, были они богаты или бедны.
Верно, однако, и то, что честная жизнь праведника часто сопряжена с лишениями, гонениями, скорбями и скромным достатком. Апостол Павел говорит: "Мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем" (2 Кор. 6:10). Вот заключение Давида: "Нечестивый злоумышляет против праведника и скрежещет на него зубами своими: Господь же посмевается над ним, ибо видит, что приходит день его. Нечестивые обнажают меч и натягивают лук свой, чтобы низложить бедного и нищего, чтобы пронзить идущих прямым путем" (Пс. 36:12-14). Именно это имел в виду Христос, когда сказал, что Лазарь получил злое в своей жизни на земле.
Эта история учит нас трем вещам:
Первое: со смертью человека его духовная сущность (ум, воля, чувства, совесть, память) не прекращается, но переходит в иной мир, в иную субстанцию. Это очевидно из диалога, который произошел между богачом и Авраамом. Многие люди сегодня веруют в Бога, но о загробной жизни ничего не хотят слышать и знать. Не потому, что нелогично верить в бессмертие души при вере в вечного Бога, ибо тут скорее все наоборот - нелогично, веруя в Бога, сомневаться в бессмертии.
Ф. М. Достоевский писал: "Мое бессмертие уже потому необходимо, что Бог не может сделать неправду и погасить совсем огонь раз возгоревшейся к Нему любви в моем сердце. Если есть Бог, то я бессмертен!".
Но при наличии греха людям не выгодно верить в загробную жизнь, ведь такая вера связана с Божьим судом и воздаянием, а это весьма ужасно, не правда ли? К тому же многие люди, придя в возраст, поняли, что жизнь прожита впустую. Та жар-птица, за которой они гонялись, оказалась жалким миражом. Прошлую жизнь вычеркнуть невозможно, начинать новую, по их пониманию, поздно, а потому легче принять такую версию, что со смертью все закончится. А если и нет, то, "что же тут поделать, мы не грешнее других, а Бог милостив...".
Такими надеждами тешат себя многие. Наверняка, подобным образом размышлял и богач из нашей истории. Однако реальность и Божья справедливость оказались для него совсем иными.
Второе: Приведенный Христом пример ясно и однозначно указывает на то, что познать Бога и приготовиться к вечности возможно только при земной жизни. Он полностью исключает всякое переходное состояние души и всякое учение о чистилище. Со смертью тела кончаются абсолютно все способности к покаянию и все возможности к изменению своей участи. Богач, находясь в аду, ясно сознает это. Примечательно, что он не протестует против "слишком жестокого приговора", вероятно, потому, что согласен с ним; он только просит, чтобы Лазарь хоть немного облегчил его муки, и чтобы Бог послал Лазаря или кого другого из тех, кто уже умер, к его братьям, чтобы предупредить их и предостеречь от той страшной участи, которая постигла его.
Важно отметить, что ни одна его просьба не была выполнена. Можно с уверенностью сказать, что ад - это единственное место, где уже не будут услышаны ни один стон, ни один вздох, ни молитва, ни вопль. О, поистине, это ужасное место! Место, где нет света, любви, святости, добра, надежды и Бога! Вечная тьма и муки проклятия греха. Ад слишком ужасен, чтобы даже на один год подвергнуться опасности попасть туда; слишком ужасен, чтобы на один месяц, неделю или даже на один день оказаться в нем. Помысли же, что в аде нет конца мучению. Вечность - страшное слово для тех, кто не имеет мира с Богом, кто не приложил усилий, чтобы обрести спасение для своей души.
Дорогой читатель, неужели твои грехи стоят того, чтобы ты ушел с ними в вечную погибель? Неужели ты должник плоти, чтобы жить по плоти и быть навеки разлученным с твоим Создателем, Который умер за тебя и твои грехи на Голгофе, чтобы тебе не оказаться в этом месте мучения? Неужели ты враг сам себе? Не слушайся дьявола, о котором Христос сказал, что он лжец и отец лжи и приходит только затем, чтобы украсть, убить и погубить. Поверь Христу, ибо Он пришел, чтобы ты имел жизнь, и имел ее с избытком. "Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем" (Ин. 3:36).
И последнее: Христос в этой притче говорит о том, что Богом человеку даны все условия и возможности для получения спасения. Если человек не использует эти возможности, то он сам несет ответственность за свою гибель.
Богач просит Авраама: "Так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их". Бог открыл путь спасения человека в Своем Слове - Библии, которая сегодня весьма доступна всем людям. Но для большинства людей, по причине их неверия, Библия остается закрытой, недоступной их пониманию книгой. Многие наивно полагают, что если бы Бог совершил пред ними сверхъестественное чудо, то это побудило бы их обратиться к Нему. На самом деле это всего лишь предлог оправдать свое неверие и нежелание обратиться к Богу. Поэтому Христос и отказывал всем тем, которые требовали от Него знамений и чудес. Вера в Бога исходит не от чудес и не от интеллектуальных способностей, она исходит из сердца и зависит от его состояния. Блез Паскаль отмечал: "Земную науку надо понять, чтобы ее полюбить, а Божественную науку надо полюбить, чтобы ее понять". Чудеса могут подтолкнуть к вере лишь тех, кто уже расположен к Богу, но отнюдь не тех, кто ожесточил свое сердце. "Человек, который, будучи обличаем, ожесточает выю свою, внезапно сокрушится, и не будет ему исцеления" (Прит. 29:1). Если люди не слушают Писания, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят. Таково заключительное определение Христа во всей этой истории.
Дорогая душа! Если ты измучилась в грехах и жаждешь освобождения, обратись к Библии. Она есть сила Божия ко спасению всякому верующему. В ней открывается правда Божия от веры в веру. Только в ней ты найдешь бальзам для твоих душевных ран. Она укажет тебе не только путь, но даст тебе и средство к исцелению; тебе необходимо только поверить ей. Да поможет тебе Бог в этом!
П. С. Б.