БОГАЧ И ЛАЗАРЬ

Содержимое

Некоторый человек был бо­гат, одевался в порфиру и вис­сон и каждый день пирше­ствовал блистательно.

Был также некоторый нищий, име­нем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола бога­ча, и псы, приходя, лизали струпья его.

Умер нищий и отнесен был Ангела­ми на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его.

И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Ла­заря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.

Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утвер­ждена великая пропасть, так что хо­тящие перейти отсюда к вам не мо­гут, также и оттуда к нам не пере­ходят.

Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засви­детельствует им, чтобы и они не при­шли в это место мучения.

Авраам сказал ему: у них есть Мои­сей и пророки; пусть слушают их.

Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются.

Тогда Авраам сказал ему: если Мои­сея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не пове­рят."

                Лук. 16:19-31

Эта история, рассказанная Самим Хрис­том, повествует о двух категориях людей: одни после смерти идут в ад, другие - в рай.

Богач попадает в место мучения вовсе не за свое богатство. Бог не запрещает людям честным путем приобретать богатство, при условии, что они разумно будут использовать его не только для себя, но и во благо ближ­ним. Но, к сожалению, таких богатых людей, которые благоразумно и бескорыстно распо­ряжались бы своим владением, встретишь не столь часто. К тому же приобретение богат­ства зачастую сопровождается многими гре­хами: обманом, воровством, мошенничеством, взятками, вероломством, подхалимством и пр..

Богач в нашем тексте был весьма богатым человеком, коль мог каждый день блиста­тельно пиршествовать. Насколько можно су­дить, такие блистательные пиршества богатых не об­ходятся без лицемерных тостов, льстивых сла­вословий, сальных анекдотов, интриг и суп­ружеских измен. Поэтому неудивительно, что богач в конце концов оказался в аду. Кто-то возразит: "Ну зачем же сразу так! может быть, богач был не таким уж плохим человеком..." Однако, если бы он действительно был праведным челове­ком, то бедному Лазарю, страдающему от сво­ей тяжелой болезни, не пришлось бы мечтать о крошках с его богатого стола! Гордость зат­мила глаза богача и он не замечал чужих стра­даний, высокомерие не допускало задуматься о кратковременности и последствиях земной жизни

Если ориентироваться Писанием, то оче­видно, что в вечную погибель человека ведут его собственные грехи, которые он сам взрас­тил, лелеял и от которых не желал отказать­ся.

И, конечно, Лазарь попал в рай тоже не за свою бедность. В Библии не сказано: "Бла­женны те, кто беден в естественной жизни", но: "Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное". Бедность не является мерилом праведности; как, впрочем, и богатство, она нередко сопровождается отвратитель­ными грехами и пороками: ленью, завистью, пьянством, злоречием, воровством, распущен­ностью, обманом и пр.. Святое Писание гово­рит, что только праведные наследуют Цар­ство Небесное, независимо от того, были они богаты или бедны.

Верно, однако, и то, что честная жизнь праведника часто сопряжена с лишениями, гонениями, скорбями и скромным достатком. Апостол Павел говорит: "Мы нищи, но мно­гих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем" (2 Кор. 6:10). Вот заключение Дави­да: "Нечестивый злоумышляет против праведника и скрежещет на него зубами своими: Господь же посмевается над ним, ибо видит, что приходит день его. Нечес­тивые обнажают меч и натягивают лук свой, чтобы низложить бедного и нищего, чтобы пронзить идущих прямым путем" (Пс. 36:12-14). Именно это имел в виду Хрис­тос, когда сказал, что Лазарь получил злое в своей жизни на земле.

Эта история учит нас трем вещам:

Первое: со смертью человека его духовная сущность (ум, воля, чувства, совесть, память) не прекращается, но переходит в иной мир, в иную субстанцию. Это очевидно из диалога, который произошел между богачом и Авраамом. Многие люди сегодня веруют в Бога, но о загробной жизни ничего не хотят слышать и знать. Не потому, что нелогично верить в бессмертие души при вере в веч­ного Бога, ибо тут скорее все наоборот - нелогично, веруя в Бога, сомневаться в бессмертии.

Ф. М. Достоевский писал: "Мое бессмертие уже по­тому необходимо, что Бог не может сделать неправду и погасить совсем огонь раз возго­ревшейся к Нему любви в моем сердце. Если есть Бог, то я бессмертен!".

Но при наличии греха людям не выгодно ве­рить в загробную жизнь, ведь такая вера свя­зана с Божьим судом и воздаянием, а это весь­ма ужасно, не правда ли? К тому же многие люди, придя в возраст, поняли, что жизнь прожита впустую. Та жар-птица, за которой они гонялись, оказалась жалким миражом. Прошлую жизнь вычеркнуть невозможно, на­чинать новую, по их пониманию, поздно, а потому легче принять такую версию, что со смертью все закончится. А если и нет, то, "что же тут поделать, мы не грешнее других, а Бог милостив...".

Такими надеждами тешат себя многие. Наверняка, подобным образом размышлял и богач из нашей истории. Однако реальность и Божья справедливость оказались для него со­всем иными.

Второе: Приведенный Христом пример ясно и однозначно указывает на то, что по­знать Бога и приготовиться к вечности воз­можно только при земной жизни. Он полнос­тью исключает всякое переходное состояние души и всякое учение о чистилище. Со смер­тью тела кончаются абсолютно все способнос­ти к покаянию и все возможности к измене­нию своей участи. Богач, находясь в аду, ясно сознает это. Примечательно, что он не проте­стует против "слишком жестокого приговора", вероятно, потому, что согласен с ним; он толь­ко просит, чтобы Лазарь хоть немного облег­чил его муки, и чтобы Бог послал Лазаря или кого другого из тех, кто уже умер, к его бра­тьям, чтобы предупредить их и предостеречь от той страшной участи, которая постигла его.

Важно отметить, что ни одна его просьба не была выполнена. Можно с уверенностью сказать, что ад - это единственное место, где уже не будут услышаны ни один стон, ни один вздох, ни молитва, ни вопль. О, поистине, это ужасное место! Место, где нет света, любви, святости, добра, надежды и Бога! Вечная тьма и муки проклятия греха. Ад слишком ужасен, чтобы даже на один год подвергнуться опас­ности попасть туда; слишком ужасен, чтобы на один месяц, неделю или даже на один день оказаться в нем. Помысли же, что в аде нет конца мучению. Вечность - страшное слово для тех, кто не имеет мира с Богом, кто не прило­жил усилий, чтобы обрести спасение для сво­ей души.

Дорогой читатель, неужели твои грехи стоят того, чтобы ты ушел с ними в вечную погибель? Неужели ты должник плоти, что­бы жить по плоти и быть навеки разлученным с твоим Создателем, Который умер за тебя и твои грехи на Голгофе, чтобы тебе не оказаться в этом месте мучения? Неужели ты враг сам себе? Не слушайся дьявола, о котором Хрис­тос сказал, что он лжец и отец лжи и прихо­дит только затем, чтобы украсть, убить и по­губить. Поверь Христу, ибо Он пришел, что­бы ты имел жизнь, и имел ее с избытком. "Ве­рующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем" (Ин. 3:36).

И последнее: Христос в этой притче гово­рит о том, что Богом человеку даны все усло­вия и возможности для получения спасения. Если человек не использует эти возможности, то он сам несет ответственность за свою ги­бель.

Богач просит Авраама: "Так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетель­ствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их". Бог открыл путь спасения человека в Своем Слове - Библии, которая сегодня весьма доступна всем людям. Но для большинства людей, по причине их неверия, Библия оста­ется закрытой, недоступной их пониманию книгой. Многие наивно полагают, что если бы Бог со­вершил пред ними сверхъестественное чудо, то это побудило бы их обратиться к Нему. На самом деле это всего лишь предлог оправдать свое неверие и нежелание обратиться к Богу. Поэтому Христос и отказывал всем тем, кото­рые требовали от Него знамений и чудес. Вера в Бога исходит не от чудес и не от интеллек­туальных способностей, она исходит из серд­ца и зависит от его состояния. Блез Паскаль отмечал: "Земную науку надо понять, чтобы ее полюбить, а Божественную науку надо по­любить, чтобы ее понять". Чудеса могут под­толкнуть к вере лишь тех, кто уже располо­жен к Богу, но отнюдь не тех, кто ожесточил свое сердце. "Человек, который, будучи об­личаем, ожесточает выю свою, внезапно сокрушится, и не будет ему исцеления" (Прит. 29:1). Если люди не слушают Писания, то если бы кто и из мертвых воскрес, не пове­рят. Таково заключительное определение Хри­ста во всей этой истории.

Дорогая душа! Если ты измучилась в гре­хах и жаждешь освобождения, обратись к Биб­лии. Она есть сила Божия ко спасению всякому верующему. В ней открывается правда Божия от веры в веру. Только в ней ты найдешь баль­зам для твоих душевных ран. Она укажет тебе не только путь, но даст тебе и средство к ис­целению; тебе необходимо только поверить ей. Да поможет тебе Бог в этом!

                П. С. Б.

Выпуски