Если Иисус был Богом, как Он мог умереть?

Содержимое

Тайна божественно-человеческой приро­ды Христа находится за пределами понима­ния нашим конечным, ограниченным разумом. Будучи Сыном Человеческим, Он представал пред Своими родителями как молодой сын, участвующий в плотницком деле, который ел и спал как все, мог испытывать боль и стра­дания, а в конце - и смерть, подобно всем.

Но, будучи Сыном Божиим, Он был рож­ден от непорочной Девы, выполнил чудо со­творения мира, управлял ветрами и морем, и наконец победил саму смерть, оставив пус­тую гробницу! Будучи человеком, Он был "искушен во всем, кроме греха, подобно нам" (Евр. 4:15), но, будучи Богом, Он "не знал гре­ха" (2 Кор. 5:21). Как человек, Он был неспра­ведливо "предан и руками беззаконных убит", но как Агнец Божий, Он был вознесен (рас­пят) "по определенному совету и предвиде­нию Божию" (Деян. 2:23).

Библия представляет как факт ту ве­ликую истину, что Иисус Христос был как Богом, так и человеком. Она не пытается объяс­нить нам, как это стало возможно, поскольку это необъяснимо. Это может быть воспринято лишь верой, и истинные христиане всегда об­ретали полный мир и покой в этом реальном факте. Для людей же скептического и рацио­налистского склада ума подобное учение все­гда являлось камнем преткновения. Первые из еретиков, гностики, утверждали лишь боже­ственную сущность Христа, отвергая Его че­ловеческую природу. Современные скептики, напротив, отрицают Его божественность. Пер­вые говорят, что поскольку Он был Богом, Он в действительности не умирал на кресте. Вто­рые же утверждают, что, поскольку Он умер, Он не мог быть Богом. Библия же говорит, что Он был Богом, и что Он умер!

Необходимо помнить при этом, что фи­зическая смерть не является концом существо­вания. Когда тело Христа умерло, Бог не умер в том смысле, что Он прекратил существова­ние. В Духе Он продолжал интенсивно дей­ствовать (1 Пет. 3:18; Еф. 4:9 и др.). Смерть Его физического тела (которая сама по себе длилась всего лишь три дня) являлась просто изменением состояния, из плотского, ограни­ченного состояния, к свободе духа. Когда Он возвратился в Свое тело, одержав победу над смертью и над адом (Откр. 1:18), Он стал пол­новластен даже над Своим физическим телом, обретя полную свободу от ограничений, на­кладываемых временем и пространством, а также разложением и смертью, так что Он теперь живет вечно в Своем прославленном теле.

Однако наиболее важным аспектом смер­ти Сына Божьего была не Его физическая смерть, но Его духовная смерть, которая свер­шилась на кресте до того, как Он "испустил дух" (Мф. 27:50) физически. В течение полных трех часов ужасная тьма охватила все вокруг в середине дня, "ибо незнавшего греха Он сде­лал жертвою за грех, чтобы мы в Нем сдела­лись праведными пред Богом" (2 Кор. 5:21). Хотя "Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его", тем не менее, "Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо" (1 Пет. 2:22, 24). Он возложил на Себя все зло, понеся вину за все грехи всех людей во все времена, приняв на Себя наказание, предназ­наченное Ему вследствие абсолютной святос­ти и совершенной справедливости Творца всех людей. Хотя Он всегда находился в совершен­ном единении со Своим Отцом, Он теперь был полностью оставлен Богом (Мф. 27:46) и дол­жен был выпить до конца страшную "чашу" (Мф. 26:39) огромного гнева Божьего.

В этом состоит сама сущность будущего ада - состояние, когда мы можем быть совер­шенно оставлены Богом. Те, кто отвергает предложенное им прощение через искупитель­ную смерть Христа, и те, кто продолжает та­ким образом сам отвечать за свои собствен­ные грехи, будут впоследствии отделены на­всегда от присутствия Бога и от Его могуще­ства (2 Фес. 1:8, 9). Ад, таким образом, это вечное существование в состоянии удаленно­сти от всякого напоминания на присутствие Бога - вечность тьмы, злобности, беспокой­ства, страданий, и ничтожности, - заслужен­ная судьба тех, кто намеренно отверг дар Хри­ста, Божий дар света, святости, мира, бессмер­тия и радости.

Следовательно, в более истинном смыс­ле, Господь Иисус испытал даже ад, - вместо нас, когда Он был оставлен Богом в течение тех страшных часов на кресте. Поэтому Он мог победоносно воскликнуть: "Совершилось!" (Лк. 23:46; Ин. 19:30) до того, как Он ис­пустил дух, исходящий из Его мучимого тела, назад, вновь к присутствию Своего Отца.

И здесь вновь мы сталкиваемся с тайной богочеловеческой природы Хри­ста, с "единством ипостасей", как назы­вают это богословы. Христос, как чело­век, страдал "паче всякого человека" (Ис. 52:14) и умер, но как Бог Он смог выдержать бесконечное и вечное нака­зание в ограниченное время и в опреде­ленном, ограниченном месте, удовлетво­рив навеки праведность Бога и проявив полностью Свою искупительную любовь.

Хотя "единство ипостасей" явля­ется тайной и загадкой, принять его про­стой верой означает больший как ум­ственный, так и духовный покой, недо­стижимый при попытках объяснить по­разительные свидетельства как Его бо­жественности, так и Его человечности. Подобные же парадоксы и тайны харак­теризуют и Его творение, что, может быть, заложено в творении намеренно, как отражение загадочности Творца.

Так, пространство, подобно Хрис­ту, является одновременно конечным и вечным. Время, подобно Христу, явля­ется одновременно конечным и вечным. Материя связана с энергией через ха­рактеристики движения света в про­странстве и времени, а свет - это одно­временно и движение волн и движение частиц. Природные процессы представ­ляются как детерминистскими, будучи выражаемыми в законах природы, так и недетерминистскими в самой природе в целом; то же относится и к парадоксу загадки одновременного существования как "предназначения", "предопределе­ния" и "свободного выбора и ответствен­ности" в опыте человека. Все эти и по­добные им загадки воспринимаются нами в нашем непосредственном опыте, хотя мы и не можем полностью осознать их нашими ограниченными способностями к пониманию.

Точно так же и христианский верующий, хотя он и не может осознать всего, может, тем не менее, радоваться, испытывая на своем опыте и через библейскую историю ту реальность, что Сам Бог, во Христе, умер за его грехи и теперь живет вечно как его личный Спаситель.

Выпуски