Тайна божественно-человеческой природы Христа находится за пределами понимания нашим конечным, ограниченным разумом. Будучи Сыном Человеческим, Он представал пред Своими родителями как молодой сын, участвующий в плотницком деле, который ел и спал как все, мог испытывать боль и страдания, а в конце - и смерть, подобно всем.
Но, будучи Сыном Божиим, Он был рожден от непорочной Девы, выполнил чудо сотворения мира, управлял ветрами и морем, и наконец победил саму смерть, оставив пустую гробницу! Будучи человеком, Он был "искушен во всем, кроме греха, подобно нам" (Евр. 4:15), но, будучи Богом, Он "не знал греха" (2 Кор. 5:21). Как человек, Он был несправедливо "предан и руками беззаконных убит", но как Агнец Божий, Он был вознесен (распят) "по определенному совету и предвидению Божию" (Деян. 2:23).
Библия представляет как факт ту великую истину, что Иисус Христос был как Богом, так и человеком. Она не пытается объяснить нам, как это стало возможно, поскольку это необъяснимо. Это может быть воспринято лишь верой, и истинные христиане всегда обретали полный мир и покой в этом реальном факте. Для людей же скептического и рационалистского склада ума подобное учение всегда являлось камнем преткновения. Первые из еретиков, гностики, утверждали лишь божественную сущность Христа, отвергая Его человеческую природу. Современные скептики, напротив, отрицают Его божественность. Первые говорят, что поскольку Он был Богом, Он в действительности не умирал на кресте. Вторые же утверждают, что, поскольку Он умер, Он не мог быть Богом. Библия же говорит, что Он был Богом, и что Он умер!
Необходимо помнить при этом, что физическая смерть не является концом существования. Когда тело Христа умерло, Бог не умер в том смысле, что Он прекратил существование. В Духе Он продолжал интенсивно действовать (1 Пет. 3:18; Еф. 4:9 и др.). Смерть Его физического тела (которая сама по себе длилась всего лишь три дня) являлась просто изменением состояния, из плотского, ограниченного состояния, к свободе духа. Когда Он возвратился в Свое тело, одержав победу над смертью и над адом (Откр. 1:18), Он стал полновластен даже над Своим физическим телом, обретя полную свободу от ограничений, накладываемых временем и пространством, а также разложением и смертью, так что Он теперь живет вечно в Своем прославленном теле.
Однако наиболее важным аспектом смерти Сына Божьего была не Его физическая смерть, но Его духовная смерть, которая свершилась на кресте до того, как Он "испустил дух" (Мф. 27:50) физически. В течение полных трех часов ужасная тьма охватила все вокруг в середине дня, "ибо незнавшего греха Он сделал жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом" (2 Кор. 5:21). Хотя "Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его", тем не менее, "Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо" (1 Пет. 2:22, 24). Он возложил на Себя все зло, понеся вину за все грехи всех людей во все времена, приняв на Себя наказание, предназначенное Ему вследствие абсолютной святости и совершенной справедливости Творца всех людей. Хотя Он всегда находился в совершенном единении со Своим Отцом, Он теперь был полностью оставлен Богом (Мф. 27:46) и должен был выпить до конца страшную "чашу" (Мф. 26:39) огромного гнева Божьего.
В этом состоит сама сущность будущего ада - состояние, когда мы можем быть совершенно оставлены Богом. Те, кто отвергает предложенное им прощение через искупительную смерть Христа, и те, кто продолжает таким образом сам отвечать за свои собственные грехи, будут впоследствии отделены навсегда от присутствия Бога и от Его могущества (2 Фес. 1:8, 9). Ад, таким образом, это вечное существование в состоянии удаленности от всякого напоминания на присутствие Бога - вечность тьмы, злобности, беспокойства, страданий, и ничтожности, - заслуженная судьба тех, кто намеренно отверг дар Христа, Божий дар света, святости, мира, бессмертия и радости.
Следовательно, в более истинном смысле, Господь Иисус испытал даже ад, - вместо нас, когда Он был оставлен Богом в течение тех страшных часов на кресте. Поэтому Он мог победоносно воскликнуть: "Совершилось!" (Лк. 23:46; Ин. 19:30) до того, как Он испустил дух, исходящий из Его мучимого тела, назад, вновь к присутствию Своего Отца.
И здесь вновь мы сталкиваемся с тайной богочеловеческой природы Христа, с "единством ипостасей", как называют это богословы. Христос, как человек, страдал "паче всякого человека" (Ис. 52:14) и умер, но как Бог Он смог выдержать бесконечное и вечное наказание в ограниченное время и в определенном, ограниченном месте, удовлетворив навеки праведность Бога и проявив полностью Свою искупительную любовь.
Хотя "единство ипостасей" является тайной и загадкой, принять его простой верой означает больший как умственный, так и духовный покой, недостижимый при попытках объяснить поразительные свидетельства как Его божественности, так и Его человечности. Подобные же парадоксы и тайны характеризуют и Его творение, что, может быть, заложено в творении намеренно, как отражение загадочности Творца.
Так, пространство, подобно Христу, является одновременно конечным и вечным. Время, подобно Христу, является одновременно конечным и вечным. Материя связана с энергией через характеристики движения света в пространстве и времени, а свет - это одновременно и движение волн и движение частиц. Природные процессы представляются как детерминистскими, будучи выражаемыми в законах природы, так и недетерминистскими в самой природе в целом; то же относится и к парадоксу загадки одновременного существования как "предназначения", "предопределения" и "свободного выбора и ответственности" в опыте человека. Все эти и подобные им загадки воспринимаются нами в нашем непосредственном опыте, хотя мы и не можем полностью осознать их нашими ограниченными способностями к пониманию.
Точно так же и христианский верующий, хотя он и не может осознать всего, может, тем не менее, радоваться, испытывая на своем опыте и через библейскую историю ту реальность, что Сам Бог, во Христе, умер за его грехи и теперь живет вечно как его личный Спаситель.