Подотчётность родителям

Содержимое

После того, как мы попытались понять, куда мы желаем привести своих детей, то, о чём пойдёт здесь речь, может показаться слишком обыденным. Однако не забывайте, что мы стараемся ткать полотно их жизни так, чтобы главное место в ней занимал Бог, желающий оставить в их душах Свой неизгладимый отпечаток. Для достижения этой цели мы затрагиваем многие практические вопросы. Ведь наши дети учатся ответственности перед Богом став подотчетными своим родителям!

Слова родителей и дела производят  большое впечатление на детей. Однако самое большое впечатление на них производят требования родителей относительно исполнения их указаний. Другими словами, обращаясь к детям, родители говорят, показывают и требуют исполнения. Для этого, естественно, требуется время, терпение и взаимопонимание.

Дети очень похожи на нас. Вопрос не столько в том, чтобы знать, что делать, сколько в том, чтобы делать то, что знаешь. Мы знаем, что нужно починить кран, но до тех пор, пока он окончательно не выйдет из строя, а дом не останется без воды, мы не пошевелим и пальцем. Поэтому не стоит удивляться тому, что дети в такой семье тоже иногда будут бездействовать.

Именно в таких ситуациях и важно наше участие. Требуя ответственности от детей, мы окажем им неоценимую помощь. Возможно, вначале им будет трудно понять важность родительских требований, зато в будущем они обязательно оценят полученную от послушания духовную пользу. Большинство детей признательны своим родителям за то, что они требовали доводить начатое дело до конца, требовали определённых поступков лишь по той причине, что так правильно. Безусловно, став взрослыми, дети будут благодарить родителей, воспитавших в них чувство ответственности.

Родители должны научить детей подотчётности в исполнении порученного. Поздно вечером отец узнал, что сын не напоил индюков. Мальчик уже был в постели. Как поступил в этом случае отец? Он поднял сына и велел ему выполнить то, что ему было поручено. Может, отец поступил слишком строго? Вряд ли. Урок получил не только сын, который безответственно отнёсся к поручению отца, но и другие дети. Они усвоили, что подотчётны своим родителям в том, чтобы в точности исполнять их указания.

По мере взросления, осознавая свою подотчётность родителям, дети должны спрашивать себя: "Что ожидают от меня родители в данной ситуации?" - и поступать в соответствии с этими ожиданиями даже тогда, когда родители их об этом конкретно не просят. Один мальчик, накрывая на стол, не разложил ложки, объяснив свои действия так: "Мама велела разложить только ножи и вилки". Он ещё не понял, что родители иногда подразумевают больше, чем говорят. Понимание не высказанного вслух и является признаком взросления.

Спрашивается: до какой степени дети должны быть подотчётны родителям в том, чтобы исполнять их желания (не указания)? По мере взросления дети должны всё яснее понимать нашу волю применительно к различным ситуациям, не рассчитывая при этом на постоянные подробные объяснения. Иногда мы разрешаем детям самим принимать какие-то решения. Дав им такое право, мы должны быть готовы соглашаться с их решениями. Однако мера свободы определяется степенью уважения к основным семейным правилам поведения. Если дети предпочитают поступать по собственному усмотрению, а не стремятся в каждой конкретной ситуации претворять правила семьи в жизнь, значит, они нуждаются в том, чтобы их держали в более строгом повиновении.

Поведение детей необходимо контролировать, тем самым помогая им осознавать свою подотчётность родителям. Дети должны знать, что мы можем спросить у них: "Как вы вели себя на собрании?", или, когда они станут постарше: "Во сколько ты вернёшься вечером?" Эти вопросы не должны напоминать судебное разбирательство, так как они являются проявлением дружеской заботы и интереса. Впрочем, в сознании сына или дочери не должно быть ни малейшего сомнения относительно того, что произойдёт, если их поведение будет не на должном уровне.

В тех случаях, когда дети поступают неправильно, меры воздействия на них должны быть достаточно суровыми. Если ваш сын придёт домой на час позже, чем ему было разрешено, и получит за это лишь предупреждение, то впоследствии он будет приходить домой, когда ему вздумается, объясняя друзьям своё вольное поведение примерно так: "Отец, конечно, немного пожурит меня за это, но он будет слишком сонным, чтобы принять более строгие меры, а утром обо всём забудет. Так бывает всегда". Дети должны хорошо усвоить, что боль сильнее полученного удовольствия.

В отношении домашних обязанностей и игрушек можно сказать то же самое. Дети быстро запоминают, довольствуемся ли мы фразами: "Я сегодня вечером снова поставил твой велосипед в гараж. Ты уже большой и должен заботиться о своих вещах", или: "Твой щенок опять голодный". Дети быстро привыкнут к нашему недовольству, и если мы не приучим их к подотчётности, то всегда будем ставить на место их велосипеды. Однако если велосипед на некоторое время изъять, то дети быстро поймут, что к чему.

Для того чтобы контролировать детей, требуется время. Проверяя, как они делают домашние задания, как одеваются, как подметают на кухне, мы отвлекаемся от множества других наших обязанностей, однако в будущем это принесёт огромную пользу не только детям, но и нам, родителям.

Подотчётность детей родителям подразумевает подотчётность и другим взрослым. Например, некоторые отцы пытаются оправдать своих детей, желая, чтобы учитель смягчил или отменил наказание. То же самое они делают и в церкви, когда она пытается исправить их детей. Такие поступки похожи на дорогу, ведущую в болото, поскольку они лишь укрепляют в детях дух непослушания.

Чувство подотчётности не должно быть неприятным. Если мы будем требовать от детей подотчётности, исходя из близких взаимоотношений с ними, то глубоко в душе дети поймут, что мы заботимся о них и делаем всё возможное для их же блага.

Вполне возможно, что родителям труднее обозначить границы дозволенного, чем детям - повиноваться. Однако впоследствии все эти трудности сполна вознаградятся. Некоторым детям пришлось изрядно пострадать из-за того, что родители в критические годы жизни не поставили перед ними границ.

Хвалите своих детей! Конечно, следует соблюдать известную осторожность, чтобы дети не ждали похвалы за всё хорошее. Но им крайне необходимо наше одобрение и благодарность. Эти слова наполнят их чувством безопасности, стабильности и вдохновения.

Выпуски