Честность

Содержимое

Нас никто не учил лгать. Для ребёнка естественно, защищая себя, отрицать неправильные поступки. Он может сказать: «Я это­го не делал», хотя очевидно, что это сделал именно он. Возмож­но, слова, которые ребёнок говорит в свою защиту, не далеки от истины, но он, как некогда и Адам с Евой, начинает обвинять ко­го-то другого.

Не следует думать, что у наших детей есть иммунитет против лжи и других видов нечестности. Нам хочется думать, что они не будут лгать или обманывать, потому что мы много раз объясня­ли им, что это плохо. Мы будем неприятно удивлены, но наши де­ти могут поступить так, как поступил один мальчик. Учитель ве­лел ему написать: «Я не буду говорить плохие слова!» - и по­просить отца расписаться под написанным. Однако мальчик сам расписался вместо отца. Большинство сыновей так или иначе хоть раз в жизни делают то же самое. Это не должно повергать нас в уныние. Наоборот, нужно стараться использовать эту возможность для того, чтобы научить детей честности.

Бывает, что мы сами неосознанно мешаем детям быть чест­ными, доверяя им так, как если бы они были на десять лет стар­ше, чем есть на самом деле. Искушение может быть сильнее их стойкости, и, пытаясь избежать наказания, они могут пойти на об­ман, постепенно привыкая ко лжи. Вскоре они могут в этом пре­успеть и уже не чувствовать угрызений совести.

Нечестный ребёнок находится в критическом положении, поскольку нечестность напоминает серьёзную болезнь. Лгать ста­новится всё легче и легче, а говорить правду - всё труднее, осо­бенно когда это причиняет боль. Нечестные люди часто начинают верить своей лжи до такой степени, что она перестаёт их волно­вать. Однако ничто не является столь важным для праведной жиз­ни, как честность. Без неё невозможно примирение с Богом, по­скольку нечестные люди отрицают свой грех и свою потребность в Боге.

В вопросе честности одной из самых трудных ситуаций являет­ся та, в которой мы думаем, что ребёнок солгал, а он утверждает, что говорит правду. Нам, конечно, не хочется его наказывать, раз он не виноват, но, с другой стороны, если солгавший ребёнок су­меет убедить нас в том, что он не виноват (не думайте, что он не попытается это сделать!), значит, с каждым разом он лжёт всё бо­лее искусно. Дети лгут по-разному: у одних это «написано» на ли­це, в то время как другие говорят совершенно искренне.

Что же делать, если мы подозреваем обман, но не можем его изобличить? Иногда требуется время, чтобы узнать подробности. Даже если вопрос остался нерешённым, нельзя о нём забывать. Можно ограничиться предупреждением и ждать дополнительных доказательств или другого похожего случая: ведь если ребёнок об­манул один раз, он рано или поздно попытается это повторить. В следующий раз мы должны будем отнестись к обману как к серьёзному проступку. Дети должны усвоить, что лучше с самого начала честно во всём признаться и не лгать.

Однажды мать обнаружила следы детских пальцев на судке с мороженым. Отец решил, что знает, кто из детей это сделал. Но ребёнок так настойчиво отрицал свою вину, что отец решил по­дождать. Он объявил, что мороженое никто не будет есть до тех пор, пока виновный не признается. Прошло несколько недель, и наконец один из детей признался. И это был совсем не тот ребё­нок, которого подозревал отец!

В другой семье провинившийся ребёнок категорически отри­цал свою вину. Однако доказательства были столь очевидны, что отец решил его наказать, не дожидаясь признания. И только после этого ребёнок признался в содеянном.

Конечно, никому из родителей не хочется наказывать ребёнка, когда он этого не заслуживает, но страх несправедливого наказания не должен мешать разобраться в возникшей ситуации. Будьте уверены, что за то время, пока вы пребываете в нерешительности, дети преуспеют в «мастерстве» обмана.

Безусловно, чтобы знать, как поступать в подобных случаях необходима мудрость Божья. Мы можем утешаться тем, что дети понимают наше искреннее желание быть справедливыми для их же блага. Даже если наши выводы не совсем верны, детям поможет осознание наших искренних намерений. Один отец недавно ска­зал, что в детстве он был наказан за проступок своей сестры и не считает, что это причинило ему какой-то вред. Другой признался, что несправедливое наказание помогало ему забыть вину за невыявленные проступки! Естественно, это не означает, что, наказав ребёнка ошибочно, мы должны сказать: «Это за тот случай, когда ты провинился, а я не наказал». Ошибки всегда нужно признавать.

Есть ещё один весьма убедительный, всем известный способ научить честности - это личный пример. Дети всегда знают, что мы рассказываем точно, а что сознательно добавляем или опуска­ем. Они понимают, когда мы оправдываемся, вместо того чтобы признать свою вину. Например, сдавая назад на своём автомоби­ле, мы стукнули чью-то машину и стали обвинять её владельца в нарушении правил стоянки. Они знают, когда мы скрываем истину, чтобы получить какую-то выгоду в деловой сделке, или когда мы не возвращаем лишнюю сдачу. Один молодой человек, оправдывая свою нечестность, сказал, что его отец никогда не возвращал де­ньги, когда ему неправильно давали сдачу.

Есть много разных ситуаций, в которых мы испытываем иску­шение проявить нечестность. Встречая гостей, мы обычно гово­рим: «Как приятно вас видеть!» А что мы говорили до их прихо­да?! Или что мы говорим после ухода гостей? Разговаривая с од­ним человеком, который хотел пристроить к школе новое крыло, а затем с другим, который был против строительства, говорим ли мы каждому из них то, что они хотят услышать? Или же мы ис­кренни и с первым, и со вторым?! Наши дети всё замечают.

Помня о том, что дети идут вслед за нами, мы не только должны быть честными, но и не допускать ничего такого, что побуждало бы их сомневаться в нашей честности. Если же вдруг и случится что-то непредвиденное, мы должны быть готовы объяс­нить свой поступок.

Выпуски