Закон Христов

Содержимое

Как известно, закон для народа Израильского, полученный на горе Синай, считается первым или Ветхим заветом. Он был отменён Христом, умершем за грехи лю­дей на кресте, именно в том смысле, что Бог лишил этот закон своего признания и удостоверения, потому что он исполнил своё временное предназначение, заключавшееся в регулировании об­щественной жизни народа Божьего. Он был дан лишь "по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому отно­сится обетование [Авраамово]" (Гал. 3:19). Этим "семенем" явля­ется Христос.

И всё же закон, как мера оценки правомерности действий, не­обходим, т.к. без закона нет и греха, ибо "грех есть беззаконие [т.е. нарушение закона]" (1Ин 3:4). Без закона, который опреде­ляет и ограничивает поведение и действия человека, не было бы и греха, а следовательно, и необходимости прощения и спасения.

Наши моральные обязанности, наше поведение и действия про­стираются на две определённые сферы. Одна сфера охватывает на­ши взаимоотношения с окружающими нас людьми, а другая - взаимоотношения с Богом, творениями и подданными которого мы являемся. На этом основании необходим закон, охватываю­щий все сферы жизни человека и его поведения, а также дающий правильное понятие о грехе. При этом ясно, что такой закон мо­жет исходить только от Бога. Человечество тоже издаёт законы, но они распространяются лишь на область взаимоотношений чело­века с окружающими его людьми; и при этом они в большей мере основаны на принципе целесообразности, т.е. разрабатываются с учётом того, чтобы содействовать во благо всего государства и че­ловеческого общества. Но человеческие законы не в состоянии обязать совесть человека в области его ответственности перед Бо­гом. Здесь мы можем сказать с Вильямом X. Севардом: "Сущест­вует более высший закон, нежели конституция".

Только божественный закон может определять, что такое грех.

Итак, чтобы определить, что такое грех, необходим закон, ис­ходящий от Бога. Так как система закона Моисея отменена, то какой закон ныне определяет меру ответственности человека? Под каким законом находятся христиане?

"Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне" (Евр. 1:1,2). Требования Божьи могут стать понятными людям только через откровения, и Бог открывался нашим праотцам через пророков различным образом и в разные времена. На этот факт следует об­ратить особое внимание, так как он очень важен. Божественные откровения по своей природе были постепенными или прогрессивными и соответ­ствовали обстоятельствам, в которых человек находился в опреде­лённые периоды времени. Поэтому законы и требования, в опреде­лённое время данные Богом для человечества, позднее, соответ­ственно Божьему плану, нередко заменялись более совершенны­ми. Люди, не понимающие этого принципа, продолжают настаи­вать на исполнении некоторых божественных постановлений, ко­торые Бог сам уже отменил. Так Израильтяне веками чтили мед­ного змея, который уже давно исполнил своё предназначение, оп­ределённое ему Богом на период пребывания в пустыне. Езекия же истребил медного змея, которого сделал Моисей, "потому что до самых тех дней сыны Израилевы кадили ему" (4Цар. 18:4). Обрезание, Пасха, жертвоприношения и многое другое так же яв­ляются этому примерами. Таким образом, вся Моисеева система постановлений и законов, предназначавшихся для народа Изра­ильского на период времени Ветхого завета, была заменена "но­вым", "другим" и "лучшим заветом". Этот Новый завет есть закон Божий для нас, который определяет меру нашей ответственности перед Богом. Исполняя требования этого закона, мы исполняем "закон Христов" (Гал. 6:2). В прошедшие времена Бог говорил через пророков и объявлял через них свои требования; но "в пос­ледние дни сии говорил нам в Сыне" (Евр. 1:2).

       Христос - законодатель

Если Бог говорит к людям, то не является ли Его слово зако­ном? Справедливо ли пренебречь этим? И если Его слово - закон, то нет закона выше закона Христова, ибо Иисус сам сказал: "Я и Отец - одно" (Ин. 10:30), и, чтобы "все чтили Сына, как чтут Отца" (Ин. 5:23). Христос - это наивысший авторитет, а данный Им закон является решающим и обязательным для всех; и этот закон является мерилом, по которому Бог однажды будет судить весь мир. Ибо Бог "говорил нам в Сыне".

Ещё в Ветхом завете было ясно предсказано пришествие друго­го законодателя. Моисей, посредник Ветхого завета, ясно пони­мал, что его система будет только временной, и он предсказывал предстоящую перемену: "Пророка из среды твоей, из братьев тво­их [народа иудейского], как меня, воздвигнет тебе Господь, Бог твой, - Его слушайте". Это были слова Моисея. И Господь сказал: "Я воздвигну им Пророка из среды братьев их... и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им всё, что Я повелю Ему; а кто не послушает слов Моих, которые Пророк тот будет гово­рить Моим именем, с того Я взыщу" (Втор. 18:15.17-19). Здесь говорится о том, что слова Божьи, которые будет говорить тот Пророк, будут мерилом, по которому Бог будет судить тех, кто не послушается Его, ибо написано, что "с того Я взыщу". В Д.Ап. 3:22-23 Пётр приводит это пророчество и относит его непосредст­венно на Христа. Слово Его есть закон - "закон Христов".

Не только Моисей предсказывал пришествие другого законода­теля - пророк Исайя также пророчествовал о Христе: "На закон Его будут уповать острова" (Ис. 42:4). "Закон Его", т.е. "закон Христов", ещё не существовал во времена Исаии, но человечество ожидало Его; и вот, спустя столетия, он пришёл. Благодарность Богу за это!

Обратим внимание на слова и действия этого божественного За­конодателя на горе Преображения, на которой Ему явились Мои­сей и Илия. Моисей - как представитель закона, посредником ко­торого он был, и как представитель того периода времени, когда закон был введён. Илия - как один из выдающихся пророков Вет­хого завета и представитель всех тех пророков, через которых Бог в прошлом говорил к нашим праотцам. Пётр, поражённый сверхъ­естественным сиянием, исходящим от Господа, и ошеломлённый всем увиденным, сказал: "Господи! Хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии" (Мф. 17:1-4). Петру казалось, что все трое достойны одина­ковой чести, одинакового положения и полномочий в служении Богу. Обратим внимание на ответ, тотчас же прозвучавший с не­бес: "Когда он ещё говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Моё благоволение: Его слушайте". Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса" (17:5.8).

Ни Моисей с законом, ни Илия и другие пророки не могли стоять на одной ступени с Тем, кто равен Богу - это "один Иисус". Первый завет был явлен на горе Синай в сопровождении великих знамений. И таким же чудесным образом на горе Преображения было возвещено о смене Ветхого завета и приходе Нового, заверен­ного небесной печатью - Божьим голосом с небес! "Закон дан че­рез Моисея; благодать же и истина произошли через Иисуса Хрис­та" (Ин. 1:17). "Закон и пророки до Иоанна [Крестителя]; с сего времени Царство Божье благовествуется" (Лк. 16:16). Согласно своему плану, Бог "многократно и многообразно" говорил в прош­лом "отцам в пророках", в последние же дни Он "говорил нам в Сыне". О если бы все люди познали, что Бог говорит к нам в Сы­не, ибо Он сказал: "Его слушайте" (Евр. 1:1-2; Мф. 17:5).

Ф. Смитт

Выпуски
Разделы