ОТДАВАЯ СЕБЯ НА СЛУЖЕНИЕ

Содержимое

Ч. Г. Сперджен (1834 - 1892).

«… и не только то, чего мы надеялись, но они отдали самих себя, во-первых,  Господу,  потом и нам по воле Божией». 2 Кор. 8:5

Меня всегда поражало стремление некоторых людей найти подтверждение необходимости соблюдения обычаев и обрядов в христианской Церкви. Им не однажды говорили о тщетности таких поисков, указывая при этом на Писание, однако они не успокаиваются. Они постоянно ищут примеры в истории и всевозможные прецеденты. Казалось бы, что в том плохого, что люди начинают интересоваться историей? Дело в том, что сохранилось мало достоверных источников, но и те, которые можно найти, рассказывают в основном о времени владычества римско-католической церкви. А что такое католицизм? Мишура и подтасовка фактов. Если вы действительно хотите узнать, как начиналась Церковь, обратитесь к Священному Писанию, к книге Деяния святых апостолов. Это истинная, освященная авторитетом Библии история становления христианской Церкви. Что же касается документов второго и третьего веков, то уже к тому времени Церковь претерпела множество изменений, которые не являются существенными для детей Божьих. Есть и такой резон: чем искать, как жили люди до нас, давайте лучше будем учиться жить так, как должны христиане.

Я не хочу предстать пред вами ретроградом и яростным противником использования чего-либо прошлого. Стих, который мы избрали для рассмотрения, говорит о чудесном старом обычае. Те, кто становился христианами, вначале отдавали себя Христу, а потом Церкви, и происходило это согласно воле Божьей. Давайте тщательно рассмотрим этот интересный и важный стих, и, думаю, мы почерпнем из него много интересного и полезного для нашей жизни.

Несмотря на то, что текст невелик, в нем содержится несколько значительных мыслей. Во-первых мы поговорим о том, что делали первые христиане.

 I. ДОБРОВОЛЬНЫЙ ДАР ДУШИ

Что в первую очередь делали христиане в особую эпоху излияния на Церковь Святого Духа? Они «отдали себя, во-первых, Господу». Это было очень важно для оправданных жертвой Христа Его последователей. Давайте посмотрим на состояние современной церкви. Все ли называющие себя христианами на самом деле отдали самих себя Господу? Нет ли в этом доме молитвы тех, кто никогда даже не помышлял об этом? Предупреждаю вас, друзья, что непременно настанет тот день, когда вы пожалеете, что не сделали этого, что жили только для себя и для удовлетворения своих греховных нужд.

Первые христиане, отдавая себя Господу, в буквальном смысле дарили себя Ему от всей души. Священное Писание показывает нам множество тому примеров. Поэтому хочу спросить называющих себя христианами: отдали ли вы себя Богу искренне? Ранние христиане всегда говорили то, что думали. Если они утверждали, что «отдали самих себя», то действительно отдали. А как иначе, ведь христианство было гонимо. Если еврей становился христианином, то его отлучали от синагоги, он становился для соплеменников как язычник, а обратившихся язычников бросали в тюрьмы, побивали камнями, сжигали живьем на кострах. Уверовавшие знали, что их ждет, и отдавали себя Господу. Дорогие мои друзья, считающие себя христианами, ваше чувство к Богу такое же, каким оно было в то далекое время, или вы пришли сюда потому, что все приходят, а теперь вам стыдно признаться, что покаяние ваше вовсе не было покаянием? Насколько серьезна ваша вера? Молите Господа о ней, потому что в последний день устоит только живая вера.

Итак, продолжим разговор о даре. Сразу же хочу подчеркнуть, что это добровольный дар. Все воины Христа – добровольцы, но в то же время понуждаемые добровольцы. Милость Божья и благодать понуждают человека стать христианином, но делают это так, что человек добровольно принимает решение. Свободная воля столь же истинное понятие, как и предопределение. Благодать безо всякого насилия над нашей волей заставляет человека отдать себя Христу и подчиниться Ему. Невозможно стать христианином против своей воли. Как такое может быть - слуга Христа вопреки желанию?! дитя Божье против своей воли? Такого никогда не было и не будет. Здесь и сейчас ответьте мне, христиане, кто служит Христу не добровольно? Я знаю, что таких нет. Знаю, что вы много лет назад добровольно и с радостью взяли бремя, оно по сей день не тяжко для вас. Но сегодня я хочу, чтобы вы повторили для себя, что вы – Господни, Он принял ваш дар и теперь вправе распоряжаться им по Своему разумению.

Следущее,  что я хочу сказать о даре: он обдуманный. Во времена апостола Павла «бездумных» людей не принимали в церковь. Никто не мог стать членом, не понимая, зачем он это делает, не понимая суть веры. Четкое исповедание веры и ее понимание были не только желанны, но и обязательны для христиан, потому что только понимание евангельской вести могло привести к истинному обращению и спасению. Ни ритуал, ни обряд, ни какое иное таинство не могли дать душе жизнь. Мне приходилось слышать, как служители говорили в церквах: «Вы были крещены в детстве, а потому старайтесь выполнять данные за вас обеты». Совесть любого человека подскажет ему, что это – сущая глупость. С какой это стати я должен исполнять обещания, данные не мной? И дело не в том, были они плохими или хорошими, главное - что меня никто не спрашивал. За меня, бессловесного младенца, могли обещать что угодно. Почему я должен отвечать за чьи-то обещания? У меня есть разум, я – не бессловесное животное, почему кто-то должен выступать от моего имени, не спросив меня об этом? А если бы меня посвятили Молоху, должно ли следовать и этому посвящению? Упаси нас всех Господь от необдуманных обещаний, которые кто-то и когда-то давал за нас. Мне говорят, что подобные рассуждения глупы, потому что родители не хотели ничего плохого, когда крестили своего ребенка в младенчестве. Но разве Христос предлагал нам такой путь к Себе? Боюсь, что Бог его не приемлет. Откройте Библию и прочитайте: Он просит меня лично прийти к Нему. Прийти с полным пониманием того, что Он для меня сделал, с осознанием своей греховности, с покаянием. Мы должны знать, что Он от нас хочет, чтобы сказать Христу, что мы раскаиваемся в своих грехах и просим Его спасти и помиловать нас, послать туда, куда Он сочтет нужным.

Это и есть искренняя жертва, она основана на знании и понимании, что есть грех, вина, покаяние, прощение и служение. Именно такой дар несли Богу первые христиане, отдавая самих себя Господу. Именно такие души записываются в Книгу жизни. Братья, кроме вышесказанного хочу отметить, что дар этот – полная отдача. Никто из первых христиан не отдавал Господу лишь часть души, приберегая другую для идолов или для себя. Поступи они так, их бы с презрением отвергли. Вы говорите, что время было такое? Да, время изменилось, но Христос по-прежнему все тот же. Ему можно отдать все или ничего. Если вы христианин, то должны быть им или никем иным. Невозможно разделиться между Богом и дьяволом, - может быть что-то одно. Если ты, дорогая душа, полностью не принадлежишь Господу, то полностью принадлежишь сатане. Отдавая самих себя, вы должны отдать тело, ставшее храмом Духа Святого. Кроме того, отдавая самих себя Богу, вы отдаете Ему свой ум. О каком вольнодумстве теперь может идти речь? Вольнодумец – раб скептицизма. Сядьте у ног Христа и внимайте Его словам. Он – ваш учитель. Отныне Его учение должно завладеть вами, Его идеи стать вашими идеями. Когда что-то отдается без остатка, то оно не может быть сохранено на всякий случай. Или отдал, или нет.

Вы – новое создание, в вас родилась новая душа, духовное начало. Вы теперь троица: дух, душа и тело – ваши составляющие, и все они Христовы. А поэтому все ваше – таланты, силы, финансы, влияние, положение в обществе – принадлежит Ему. С момента рождения свыше у вас нет ничего личного и быть не должно. И только в этом случае вы можете утверждать, что вы во Христе, а Христос в вас.

Еще одно важное замечание: уверовав, мы отдаем себя Господу. Это важно. Отдаем самих себя не церкви и не служителям (это наихудший вариант из всех), а Христу. Никакой священник, никакой клирик, никакой служитель не сможет сделать вас верующим. Если кто-то говорит, что может – он лжец. Никто не может отпустить грехи, кроме Господа. Никогда не отдавайте самих себя людям! Покоритесь Богу, Его истине, закону, Евангелию, станьте Его рабом или камнем в Его руке. Ваше достоинство лишь возрастет от этого. Бремя Господа освобождает, а не порабощает. Отдайте самих себя Богу. Ему, только Ему, и никому иному! Ведь это Он возлюбил вас прежде сотворения мира, Он заплатил за вас цену Своей кровью и запечатлел Святым Духом. Помните об этом всегда – прежде всего вы должны отдать себя Богу! Вы не имеете права даже думать о присоединении к Церкви, не отдав себя Богу. Недопустимо принимать крещение и садиться за стол вечери Господней, не отдав себя прежде Господу. Предоставьте самих себя Богу, покаявшись в грехах, попросив прощения, а затем делайте все, что Он повелевает. Господа, уповающие на таинства и обряды, Бог не примет вас до тех пор, пока вы полностью не отдадите самих себя Ему. Не тратьте попусту время, не стройте иллюзий, смиритесь перед Христом.

Такой вопрос, конечно, лучше задавать с глазу на глаз. Я не имею такой возможности, поэтому я спрашиваю с кафедры всех тех, кто называет себя христианином. Братья и сестры мои возлюбленные, действительно ли вы отдали всех себя Господу? Ответьте честно, не пытайтесь спрятать ложь в сердце! Положились ли вы полностью на благодатный дар Господа? Посмотрите на небеса, что вы там видите? Сияющую славу Божью? Тогда, я верю, у вас есть желание прославлять Бога. Тщету и гордыню человеческую? И в этом случае вы не потеряны, если раскаетесь. Но если небо для вас пусто, если равнодушие преобладает над всем остальным, руки прочь от установлений! Обетования, данные Господом, к тебе не относятся. Библия для тебя –  просто книга, а не слово Божье, а церковь – обыкновенный клуб. Примирись с Господом!

 II. ДАР,  СЛЕДУЮЩИЙ ЗА ГЛАВНЫМ ДАРОМ.

Думаю, что понимаю рассматриваемый нами текст «но отдали самих себя, во-первых, Господу,  потом и нам по воле Божией» правильно. Сначала люди отдали себя в дар Богу, а потом христианской Церкви. Отдав себя Богу, невозможно оставаться вне ее. Возрожденная душа должна тянуться к подобным ей. Поэтому верным шагом будет шаг, направленный на присоединение к ней. Под присоединением я не имею в виду запись в журнале членства, как не имею в виду присутствие на проповеди или какой-либо иной пассивной деятельности. Что же тогда я имею в виду? Хороший вопрос. Повторю ответ на него, чтобы освежить в памяти членов церкви то, что необходимо знать.

Обязанность христианина - быть членом церкви, а это значит, во-первых, быть неизменным в своих действиях. Если вы не называете себя христианином, и живете как заблагорассудится, это ваша проблема, за это вы дадите отчет в последний день. Но если вы стали членом Церкви, берегитесь чтобы не соблазнить кого своим недостойным поведением. Поступая неправедно, вы бесчестите все тело Христово. Если вы муж, то ведите себя как муж, не будьте тираном, любите жену, не терроризируйте детей. Если вы жена, то ведите себя как христианская жена. Не ленитесь, не проводите время в чтении светских романов в ущерб своим обязанностям. Если вы так поступаете, то меня не интересует, сколько молитвенных собраний вы посетили и как много времени отдаете воскресной школе. Исправьте прежде свои пути. Если вы бизнесмен, то будьте честным в своем бизнесе. Если без трюков и мошенничества он невозможен – оставьте его. Не можете не жульничать, не можете расстаться с лавкой или меняльной конторой или вести свои дела честно? - не называйте себя христианином! Нельзя позорить церковь, потому что недостатки даже одного человека, называющего себя верующим, люди переносят на все христианство.

Далее, каждый член церкви обязан пользоваться средствами благодати, подаваемыми через церковь. Я не имею в виду воскресные проповеди. Лицемеры приходят в церковь каждое воскресенье, но где они в понедельник, когда церковь собирается на молитвенное собрание? А собрание в четверг, где мы изучаем Библию? Именно собрания, происходящие на неделе, являются настоящим тестом. Конечно, я не говорю о тех, кто не может посещать их по причине работы, болезни или иных каких не зависящих от человека причин. Нет, я обращаюсь к тем, кто оправдывает свое отсутствие в собрании плохой погодой или еще чем-либо, столь же незначительным. Это не так просто, как думают уклоняющиеся от посещения молитвенных собраний или разбора Библии. Это распущенность, потакание своим низменным желаниям, что, несомненно, является грехом.

У членов церкви есть еще одна обязанность: помогать и утешать друг друга. Посмотрите на масонов: один в беде, члены ложи тут же приходят ему на помощь. Так должно быть у христиан, только более возвышенно, ведь члены церкви – это члены одной семьи. «Будем делать добро всем, а наипаче своим по вере». Пусть крошки достанутся воробьям у порога вашего дома, но лучшее отдайте вашим братьям по вере, находящимся в нужде. Эта обязанность каждого христианина должна стать для нас такой же естественной, как приветливый ответ на пожелание здоровья.

Не забывайте и того, что член церкви не должен сторониться работы в общине. Стыдно члену церкви ничего для нее не делать, держать кошелек за пазухой, а руки в карманах брюк, предварительно запаковав свое сердце в непробиваемую броню равнодушия и повесив замок на уста. Да, один человек не может делать все, одни представлены к духовному труду, но другие нужны для того, чтобы «пещись о столах». Всегда можно найти работу по силам. Ничего не делающий член семьи (или церкви) подобен трутню в пчелином рое: все трудятся, приносят пользу, а он лишь жужжит.

Хочу рассказать вам о первых своих шагах в церкви. Я буквально ворвался в нее, горя желанием сразу же принять участие во всем. Я несколько раз пытался обратить внимание пастыря на себя, но ему не пришлась по душе моя горячность. Потерпев неудачу после четырех или пяти попыток, я воззвал к собранию с просьбой дать мне возможность поработать для церкви. Я был глубоко убежден тогда (и не утратил этого убеждения по сей день), что только тогда можно называться полноправным членом семьи Божьей, когда ты что-то для нее делаешь.

С тех пор я полностью отдал себя Христу. Тружусь на Его ниве, и все, что происходит со мной, происходит для Его славы. Я могу говорить о политике, если это послужит моему Господу. Я иду в больницы и в лондонские трущобы, потому что чту установления Христа. Так должно быть с каждым. Для политика его деятельность не должна влиять на христианство, но христианство должно влиять на то, как он ведет политическую борьбу. Для трудящегося, выполняющего тяжелую работу, вера должна определять качество работы, но не работа определять качество веры. Для меня не имеет никакого значения кто вы, кузнец или плотник, биржевой маклер или извозчик, будьте в первую очередь христианином, и я назову вас братом.

Я встречал таких людей, которые считают, что достаточно обращения, а вот становиться членом церкви вовсе не обязательно. Когда я услышал об этом в первый раз, у меня от неожиданности даже не было слов. Но сейчас я хочу особым образом остановиться на этом рассуждении. Истинная церковь никогда не убавляет ничего и ничего не добавляет к Слову Божьему.

Есть определенные установления от Господа, которые Он нам оставил в Своем Слове. Как можно считать себя членом Божьей семьи, если вы не исполняете того, что заведено в этой семье? Будет ли жена считать мужем человека, который сказал ей о желании стать мужем, а после этого исчез и не подает никаких признаков жизни? Если все будут так поступать, то где тогда видимая церковь, те собрания, которые нам заповедано «не оставлять»? кому будет преподаваться вечеря? Как делать добро «своим по вере», если их нигде не найти? Я мог бы еще долго продолжать список вопросов, но думаю, что вам понятен абсурд таких заявлений. Более того, я не верю, что вы верите в это. Это всего лишь бравада, напускное безразличие. Возьмем, к примеру, природный камень... Его достали из земли, обтесали, придали определенную форму и предназначили для строительства. Это хороший, нужный камень. Но он хорош на своем месте. Если вместо стены вы оставите его на поле или в луже, что с него проку? В грязной луже его прекрасные качества не имеют значения. Там может валяться все, что угодно.

Христиане вне церкви напоминают мне потерявшие свое предназначение вещи, потому что не хотят жить той жизнью, которую определил им Христос. И одним из наиболее непонятных для меня доводов является нежелание так называемых христиан связывать себя какими-либо обязательствами.

Но так и должно быть!  Разве вы не чувствуете, что вы святостью связаны со Христом? Какие это благословенные узы! О, если бы нашлось то, что привязало бы меня ко Христу еще крепче, как был бы я рад! Причем, такие узы есть вершина свободы. И если человек не хочет быть связанным со Христом, то зачем называет себя христианином?

Слышал я и такие оправдания, что никто не знает, как долго он сможет пребывать в церкви. Полагаю, вы считаете, что, находясь вне церкви, вы будете крепче привязаны ко Христу и не отпадете от Него, не так ли? Неповиноваться Христу безопаснее, чем повиноваться? Где логика? Вообще, в этом случае возникает закономерный вопрос: для чего человеку заявлять о своем обращении, если он считает, что через пару недель может перейти в другое состояние? Хочу предупредить таких о том, что они обманываются сами и обманывают окружающих, заявляя в этом случае о своем христианстве. Покайтесь, возлюбленные, пока не поздно, придите в собрание и склонитесь к ногам Христа с желанием исполнить все Его установления. Попросите Его вести вас по жизненному пути, поблагодарите Его за бремя, которое так легко и радостно нести настоящему христианину.

Есть и такие называющие себя христианами, которые заявляют, что не могут присоединиться к церкви потому, что она несовершенна. Меня всегда удивляла такое самомнение: раз она несовершенна, значит, совершенны вы? Дорогие мои, в таком случае, что вы тут делаете? отправляйтесь на небеса! А если вы все еще здесь, с нами, и Господь не вознес вас, то вспомните, что совершенен лишь Бог, Творец. Все остальное не может ни в какой мере сравниться с божественным совершенством, в том числе и вы. Вот что я скажу, братья: кто я и что есть Церковь Божья? Я пришел сюда, чтобы стать лучше, и за те двадцать с небольшим лет пребывания в ней, я уверился, что лучшие люди на земле находятся именно здесь. Я наслаждаюсь общением с ними. Они несовершенны, да, но если небеса и ближе к кому-то из обитателей земли, так это к ним. Не надо говорить, что встретили в ней лицемеров и обманщиков, или просто невоспитанных людей. Вы хотите сказать, что вы сама искренность? Ни тени притворства, не так ли? Тогда есть огромная и очень важная причина для вас присоединиться к церкви, чтобы научить нас быть искренними и воспитанными. Вы слышали, что в городе работают фальшивомонетчики? Так не открывайте ваших лавок завтра, а вдруг вам в кассу попадет поддельная монета! Но вы не прислушаетесь к моему совету, потому что вероятность того, что это случится именно с вами, невелика. Не судите о Церкви по ее отдельным представителям, которые, впрочем, могут и не являться таковыми. Ведь вы же не подвергаете сомнению необходимость циркулирования денежных средств в стране и по всему миру лишь потому, что время от времени среди них встречаются фальшивки. Так и Церковь. Вся она, будучи невестой Христовой, чиста и непорочна, ценна для верующих, как для Британии ее золотой запас. И не беда, что где-то проскользнет фальшивая монета.

Мне встречались и совершенно, как бы это повежливее сказать, неумные возражения против членства в церкви. Люди очень считающиеся с общественным мнением боятся, что если кто-то узнает об их присоединении к церкви, то над ними будут насмехаться и они частично утратят свой общественный статус…

Да уж, причина хороша, нечего сказать! Конечно, многие считают чуть ли не признаком хорошего тона насмехаться над церковью, но что с того? Признак ли это великого ума – смеяться над Богом? Задумайтесь, что важнее в жизни человека: приветствие господина N. или благосклонный взгляд Бога? Похоже, что вы сравниваете несопоставимые вещи лишь потому, что в вашем сердце еще не горит Божья искра. А если вы нуждаетесь в уважении, то где, как не в церкви, вы его найдете в полной мере? Существует много ложных оправданий в пользу неприсоединения к церкви, и неуважительное отношение общества к ней - одно из них. Не далее как вчера я читал в газете, что не стоит присуждать титул «лорд» нонконформистам. Причина – церковь начнет гордиться наличием в ее рядах столь высоких особ. Я склонен согласиться с этим мнением, правда, по другой причине. Придет день, и беднейший из христиан возвысится над лордами и пэрами, стоящими вдалеке от Господа. А в этой жизни зачем верующему титулы? Думаю, что среди отделенных от овец козлов будет немало графов, лордов и пэров, а не имеющие титулов возвысятся над ангелами. Обращаюсь ко всем не присоединившимся к церкви, пусть по разным причинам: не окажитесь в компании титулованных козлов. Но если для вас все-таки важнее быть вхожими к сильным мира сего в этой жизни, чем вечно находиться в небесном чертоге рядом со Христом, то я не прошу вас присоединиться к церкви, Христос тоже не желает видеть в ней идолопоклонников (а как еще можно назвать поклоняющихся титулам и общественному мнению людей). Расставьте свои приоритеты. Я уже сделал это. Если мне понадобится для утверждения Христовой истины пройти под презрительными взглядами людей, что ж, я пойду. Пусть надо мной смеются, пусть указывают пальцем, пусть обзывают всякими словами, если это – часть служения, то я вполне готов. Придет день, когда любящие Господа встанут по одну сторону, а ненавидящие или просто равнодушные – по другую. Так будет, об этом говорит Евангелие. Пусть каждый из вас ответит на вопрос: «С кем я? Со Христом или с сатаной?» вы живете с Богом, вы омыты пречистой кровью Христа или погребены под своими греховными привычками? Не оставляйте на потом ответ на столь важный вопрос, потому что можно и не успеть ответить, как протрубит последняя труба. Я бы посоветовал вам ответить прямо сейчас. Нет лучшего времени!

Не словами, не устами;
Сердцем всем и всей душой,
Всею жизнью и делами
Воззови к Любви Святой.

Ороси слезами очи,
Сокрушись и не грусти;
В свете дня, во мраке ночи
Воззови: прости, прости!

Христос отдал Свою жизнь ради грешников. Вы не совершенны, вы – грешники, поэтому Он страдал и за вас. Примите Его жертву, обратитесь! И тогда в день Его второго пришествия вы получите награду. «Кто будет веровать, и креститься, спасен будет». Веруйте в Господа и спасетесь, вы и дом ваш. Не осуждение, а прекрасный венец вечной славы примете вы тогда. Аминь.

 

Выпуски
Разделы