Первая страница Библии (часть VII)

Содержимое

Ф. Беттекс (1837-1915)

 (Продолжение. Начало в №№ 4/08 - 1/10)

          СОЛНЦЕ, ЛУНА И ЗВЕЗДЫ

 «И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной [для освещения земли и] для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так.

И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день четвертый.» - (Быт. 1:14-19)

 Мы видели сейчас, что первый мир растений, остатки коего мы имеем ныне перед собой в виде каменного угля, возник прежде, чем солнце осветило землю, т.е. под иным светом, чем нынешний, и таким, который обнимал землю равномерно. Откуда исходил этот свет, объяснить нельзя, и здесь, как в сотне других случаев, истинно мудрый говорит: не знаю. Но это мы знаем, что по истечении известного периода, в четвертый день творения, впервые заблистали на небе два светила, из коих одно управляет днем, другое ночью, и которые служат нам для разделения времени. Уже это есть весьма важная задача, так как наилучшие наши часы-хронометры не могли бы долго точно обозначать время; только небесные тела представляют совершенно надежные измерители времени, которые никогда не отстают и не спешат ни на минуту, ни на секунду. Без них возникла бы страшная путаница в определении времени; да, без них, без обусловленного ими деления времени на день и ночь, на месяцы и годы, человек, вероятно, вообще не сумел бы прийти к определению и делению времени, без чего сколько-нибудь упорядоченная человеческая жизнь была бы немыслима; вот почему во всем Священном Писании, начиная с сотворения мира, в законе и пророках, вплоть до откровения Св. Иоанна, временам и часам присваивается еще не выясненное для нас важное значение. Напомним только некоторые: «Когда исполнилась полнота времени», слово Христа: «Мой час еще не пришел», и даже места из Откровения, как, например: 10:6, 12:14 и много других.

Итак, солнце, луна и звезды существуют, чтобы светить нам и подразделять время. Но было бы крайне ошибочно полагать, что в этом все их назначение. Это было бы то же, как если бы нищий, получая ежедневно подаяние от проходящего мимо короля, вообразил себе, что король для того только и существует на свете и иной задачи не имеет. Нет, это мощные творения Господа, существующие не только для нас, но и для прославления Бога; они возвещают Его славу и величие; исполняют, кроме того, еще другие, нам неизвестные задачи. Так солнце освещает не только маленькую землю, но и еще свыше 200 планет, в том числе и величественный Юпитер с его четырьмя спутниками, из которых первый в 1400 раз, второй в 700 раз больше нашей Земли. И солнце не только освещает эти небесные тела, но и понуждает их все, посредством своей могучей силы притяжения, вращаться вокруг него как общего центра, и неудержимо увлекает их в своем полете через неизмеримые звездные пространства. Что Св. Писание, становясь на человеческую точку зрения, обозначает солнце и луну как главные светила, упоминая о звездах лишь вскользь, - это совершенно естественно и понятно. Мы знаем из безошибочных наблюдений и исчислений, что луна во много тысяч раз меньше блестящих на небе неподвижных звезд, и что она, по сравнению с солнцем, в миллион раз большим чем она, занимает весьма подчиненное и незначительное место в солнечной системе. Но Бог дал Свое Слово всему человечеству, а человечество не есть группа в несколько тысяч ученых и образованных людей: это миллионы, зарабатывающие в поте лица своего кусок хлеба, ничего не знающие об астрономии и естественных науках, но отеческому сердцу Божию столь же, если не больше, близкие, чем иной великий ученый. Когда Бог хочет говорить со всеми этими детьми, Он говорит с ними ясно, просто, обыденным языком, так, что они Его понимают. Упрек, что Библия говорит ненаучным языком, есть неосновательнее всех других. Если бы Библия говорила научно, - что бы она давала миллионам научно неразвитых людей?

Земля, Солнце и Луна – это три главных типа небесных тел во вселенной.

Солнце не одно: миллионы неподвижных звезд, видимых только через большие телескопы, суть такие же солнца, столь же большие, а многие еще больше нашего, столь же яркие и еще ярче; они представляются нам столь малыми лишь вследствие отделяющего их от нас огромного расстояния. Вокруг нашего Солнца обращается не одна планета Земля, но еще 200 других планет, то больших чем Земля, то меньших даже Виртембергского королевства; многие, - подобно нашей Земле, - с воздухом и водой, сменой дней и ночей, времен года, с ветрами и облаками, континентами и морями, горами и долинами, и даже снегом и льдом. Есть ли на них живые существа, растения, животные и, быть может, высшие мыслящие существа – мы не знаем и, конечно, никогда не узнаем на этой земле, а лишь на новой. Точно так же и наш спутник – Луна – не единственная на небе: и другие планеты имеют свои «луны» – у одной – две, у другой – четыре, даже по шесть и восемь, так что ночи на них чудно освещены; и все эти «луны» меньше своих «земель», вокруг которых обращаются. Итак, три главных типа небесных тел, созданных Богом, это земли, луны и солнца. Каков вид поверхности Земли, – мы знаем из собственных наблюдений; что же творится на лунах, и прежде всего на нашей, - об этом нам известно лишь кое-что. Застывшая в мертвом оцепенении, усеянная высокими скалистыми горами, расстилается лунная поверхность на всем своем огромном пространстве, не прерываемая ни морем, ни озером, ни лесом. Высоту этих гор астрономы измеряют по их тени: многие лунные вершины достигают 20 000 футов, т.е. гораздо выше Монблана – высочайшей вершины в Европе. На этот хаотический каменистый ландшафт, с крупными и резкими очертаниями, солнце изливает свой яркий, ничем не умеряемый свет. Так как Луна не имеет атмосферы, данной Богом Земле во второй день, то небо там представляется не голубым, но совершенно черным, и на этом мрачном фоне невыносимо ярко вырезывается Солнце, и не 12 часов, как у нас, но целых 14 дней безостановочно изливает оно на голые скалы жгучий зной, в котором легкоплавимые металлы могли бы расплавиться. Около солнца, среди белого дня, блестят звезды ярче, чем у нас ночью, так как нет воздуха, который задерживал и смягчал бы их лучи. Когда Солнце после четырнадцатидневного «дня», наконец, заходит, по лунным долинам разливается, вдруг, без перехода (вследствие отсутствия воздуха) полный мрак, в то время как вершины гор еще несколько часов ярко освещены. Затем, будь мы там, мы увидели бы, вместо закатившегося Солнца, - восходящую на востоке Землю в необычайной красоте и блеске. Она представляется там в 15 раз больше видимого нами диска Луны; ее материки, моря, облака, ледяные массы у полюсов светлыми и темными пятнами вырисовываются на ее поверхности, подобно тому, как мы наблюдаем на нашей Луне. Перемен погоды или времен года на Луне не бывает. Целые века она странствует по пространству без перемены, застывшая и безжизненная; была ли она некогда обитаема и оживлена – мы не знаем. По всем данным, подобные же признаки характеризуют и другие «луны», например, спутники Юпитера.

Совсем иное - с Солнцем. Если Луна – царство смерти, то Солнце, конечно, царство жизни, силы, огненной энергии, о которых мы с трудом можем себе составить понятие. При величине в миллион раз больше нашей Земли, оно кажется нам таким же малым, как Луна, потому что удалено от нас в 400 раз больше; этот гигантский мир есть истый огненный океан расплавленных металлов, окруженный пламенем во много тысяч миль вышины. Жар, господствующий там, непостижимо силен, и может быть исчислен не тысячами, а даже сотнями тысяч градусов (в противном случае Солнце не могло бы согревать Землю и ее обитателей на таком расстоянии), и если бы была туда брошена наша маленькая Земля, то произошла бы только слабая вспышка, подобно тому, как если восковой шарик бросить в кухонный очаг, и в один миг она исчезла бы со всем, что на ней есть. В сильную подзорную трубу можно наблюдать, как порою изнутри этого исполинского шара вырываются гигантские столбы, высотой в тысячи миль; спустя короткое время они падают обратно  в море огня, и в огненных волнах образуются огромной глубины воронки, представляющиеся наблюдателю более темными местами. Это, так называемые, солнечные пятна.

И звезды, спокойно мерцающие на небе, суть такие же солнца, такие же огненные миры, многие из них гораздо больше, горячее и ярче нашего Солнца. Так, например, Сириус, по новейшим исследованиям, самая яркая звезда, под известным Жезлом Иакова, своей яркостью превосходит в 5000  раз свет нашего Солнца. Представьте себе такое светило на нашем небе! Конечно, мы тотчас бы погибли, ослепленные и опаленные. Другие – менее яркие, кажущиеся остывшими, мерцают красным светом, иные кажутся синими, зелеными, пурпурными, или же медленно меняют окраску. Затем, есть еще так называемые меняющиеся звезды: это солнца, которые регулярно, по целым неделям, месяцам, ослабевают в свете и потом снова становятся блестящими. Быть может, то происходит оттого, что одна сторона этих звезд покрыта темными шлаками и звезда кажется нам более темной тогда, когда, в своем правильном вращении вокруг своей оси, обращает к нам эту сторону. Иногда два, три, четыре солнца объединены в одно «солнечное семейство» и синие, зеленые, золотистые солнца водят одно вокруг другого причудливые хороводы своих планетных систем. На их планетах, или землях, следовательно, синие и золотые дни чередуются с зелеными и пурпурными; а ночи там также освещены разноцветными лунами. Более того, иногда несколько солнечных семей соединены в одну большую группу, и астроном с восхищением любуется таким пестрым роем светил, которому одно большое белое солнце служит как бы пастырем и вожаком.

Но кто может познать и исчислить чудеса, которыми Бог наполнил все Свои миры? И в этих дивных царствах света дает, однако, себя чувствовать грозная десница Того, Который есть огонь поядающий (посл. к Евр. 12:29). Тринадцать раз уже астрономы видели, как такие звезды внезапно вспыхивали необычайным блеском, в течение нескольких месяцев постепенно угасали и через несколько лет совершенно исчезли. Кто же, будь это даже неверующий, при этом может отрешиться от впечатления, что мы издалека присутствовали при гибели в огне целого мира! Некогда обитатели других небесных тел, если о таковых можно вообще говорить, увидят далекую небольшую звезду – наше Солнце, с нашей Землей - ярко пылающими, и вскоре погружающимися в вечную ночь (2 посл. Петра 3:10). С другой стороны, семь раз уже астрономы на темных доселе местах небосклона наблюдали внезапно загоравшиеся световые точки, - новые звезды, - вероятно, новые создания творческой руки.

Так и мы чаем после гибели этой земли, освещаемой солнцем и луной, – новую землю. «И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его,  и светильник его – Агнец». «Не будет уже солнце служить тебе светом дневным,  и сияние луны – светить тебе; но Господь будет тебе вечным светом, и Бог твой – славою твоею.» - (Откр. 21:23; Исаия 60:19).

(Продолжение следует)

Выпуски