Первая страница Библии (часть IX)

Содержимое

Ф. Беттекс (1837-1915)

(Продолжение. Начало в №№ 4/08 - 3/10)

ЗЕМНОВОДНЫЕ
 

«И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо.» - (Быт 1:24-25)

И вновь появилось великое чудо: землю населили высшие породы животных. Для нас земные животные, конечно, уже не являются чудом, как и вообще все чудеса Господни. Лошадь для нас – только лошадь, собака – собака и не более. Но если бы какое-либо мыслящее существо иного мира низошло на нашу землю, то, конечно, самым большим чудом ему показался бы человек – это подобие Божие, этот падший король, столь малый, и в то же время столь великий, преходящий и, однако, вечный; ничтожный и важный. Но непосредственно вслед за ним наиболее чудесным показался бы мир животных, созданных в шестой день. «Что же это, - сказал бы он, - за существа, которые движутся вокруг нас в таком разнообразии форм и величин? Как и вы, рожденные в страданиях, как и вы, питающиеся и утоляющие жажду, испытывающие радости и горести, они кажутся, подобно вам, мыслящими и испытывающими желания, чувствующие и помнящие, любящие и ненавидящие. Они смотрят на вас немыми, но выразительными глазами, позволяют управлять собой, боятся смерти, подобно вам, и умирают, как и вы, в страхе и страданиях».

Поистине, есть нечто загадочное и таинственное в истории животных. Мы встречаем их в раю, где все было чисто и блаженно. Благословляя Ноя и сына его, Бог говорит: «Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя» (Быт. 9:5). Они могут видеть Ангелов, в то время как на глазах людей завеса (4 Моис. 22:23). В Святом Писании они – животные – даже упоминаются в связи с невидимым небесным миром (2 Царств 6:17, 20; Откр. 19:11-14). Они также включены в великое и чудное апостольское слово о нетерпеливом ожидании всей тварью «откровения славы сынов Божьих». А в Своем Законе не пользуется ли Бог сравнениями из мира животных, чтобы разъяснить ветхозаветному народу противоположность чистого с нечистым? – 3 Моис. 11. Мы отлично знаем из Нового Завета, что все создание Божие хорошо, ибо: «Что Бог очистил, того ты не почитай нечистым» (Деян. Ап. 10:15). Но, в то время как Иисус назван «Агнцем» и Дух Святой нисходит в виде голубя, читаем в другом месте, что вне города Господня будут «псы» (Откр. 22:3; Матф. 7:6). Итак, в Библии животные служат божественными символами для наглядного пояснения нам противоположности между святым и грешным, чистым и нечистым.

«И создал Бог зверей по роду их» – так Он создал их в шестой день. Библия ничего не знает о столь распространенной ныне теории, названной по имени ее автора Дарвина, по которой высшие животные и даже человек развились якобы «сами собою» в течение миллионов лет из низших пород, а последние, тем же путем, выросли из «первоначальной клеточки протоплазмы», т.е. небольшого пузырька, благодаря присущей ему силе. Нет! Как растения, так и животные были созданы «по роду их» в резких разграничениях. Конечно, множество родов растений и животных со времени их сотворения исчезли с лица земли, вымерли; но, чтобы по завершении божественного творчества созданием человека, возникали какие-либо новые породы, - этого еще никто не мог доказать. Правда, путем скрещивания разных пород, человек получил некоторые их видоизменения у собак, овец, лошадей и разных классов растений, но сам род остается неизменным. С тех пор, как стоит мир, не сделалось из вола лошади. Старая же теория о происхождении человека от обезьяны, которая отбросила свой животный облик и бессознательно присвоила себе членораздельную речь, - есть ни на чем не основанная фантазия людей, у которых «ум зашел за разум», фантазия не только с библейской, но и с чисто научной биологической точки зрения, так как ей противоречат тысячи фактов.

Подобно окаменелым остаткам растений, созданных в третий день, и рыб и птиц пятого дня, в недрах земли, в ее внутренних напластованиях в изобилии встречаются, нередко превосходно сохранившиеся, останки четвероногих, созданных в шестой день. Стоит только читателю заглянуть в любой естественнонаучный музей, чтобы встретить их во множестве. А как доказательство того, что эти четвероногие созданы только в шестой день, останки их впервые попадаются не в древнейших слоях земли, созданных одновременно  с первыми растениями или водяными животными, но лишь в позднейшей, так называемой меловой формации, своими пластами покрывающей древнейшие слои. Здесь не видно окаменевших скелетов каких-нибудь переходных форм, которые могли бы подтвердить дарвинскую теорию, что водяные животные медленно и постепенно преобразовывались в четвероногих: крокодилы в волов и т.д.; но в этой формации внезапно появляются сотнями и тысячами предки наших слонов, носорогов, гиппопотамов – крупнее и могучее в своей молодой силе, чем современные нам – с зубами величиной в кулак, клыками толщиной с молодое деревце, длиной в 10-12 футов (более 3-х метров), со скелетом, сколоченным как бы из бревен, - так что их вид напоминает бегемота в книге Иова (40:10-19). Вот, например, «мегатериум», или «большой зверь»: почти вдвое больше быка, с неимоверно толстыми костями, ногами подобными крепким столбам и когтями длиной в целый фут (1 фут = 30,48 см). Покрытый кожей двухдюймовой толщины, с огромными долотообразными зубами, он разгрызал целые стволы деревьев словно стебель сочной травы. Величественно шествовало по лесам это могучее создание Божие, не боясь, подобно броненосной твердыне, никаких нападений – сквозь его кожу не проникали ни когти, ни зубы; нападение льва или тигра не устрашило бы его: одним ударом своей мощной лапы он мог раздавить любого из теперешних хищных зверей. И «динотерия», или «страшного зверя», громадный череп и клыки которого можно видеть в Штутгартском зоологическом музее, Бог создал в тот же день. Похожий на гиппопотама, но гораздо больше его, с сильным хоботом и большими, загнутыми вниз клыками, с помощью которых он мог на быстринах держаться за дно реки, питался он водяными растениями, водорослями. Существовало в те отдаленные эпохи много мамонтов и мастодонтов – две огромного размера разновидности нынешнего слона. Последний из них был покрыт густой мохнатой шерстью и вооружен огромными клыками, водился на севере вплоть до нынешней Сибири; во множестве находимые клыки этого животного дают теперь главный материал для торговли слоновой костью. Некоторые экземпляры этих животных находят замороженными в полярных льдах. Занесенные туда, быть может, во время потопа, они так хорошо сохранились, что собаки могли питаться их мясом, и даже путешественники не пренебрегали жарким из этого четырехтысячелетнего мяса. Наряду с этими животными, в шестой день творения были созданы огромные ящерицы длиною до 70 футов и выше вола; чешуйчатокожие от 14 до 24 футов длины, покрытые шестиугольной или острой чешуей, твердой как сталь. Разновидности их, конечно, в шесть раз меньшие, еще и теперь живут в Южной Америке. Ко всему этому надо прибавить многочисленные породы мелких животных, до водяных стрекоз и пауков включительно, находимых поныне прекрасно сохранившимися в янтаре, представляющем постепенно отвердевший сок одной тогдашней сосны. Так были созданы животные, населяющие теперь своими бесконечными видами и разновидностями нашу землю.

Если библейская простота повествования требует, с одной стороны, чтобы мы избегали рискованных предположений и фантастических описаний, то, с другой стороны нужно остерегаться того, чтобы не воображать себе будущий совершенный мир скудным и неинтересным. Божье небо не есть большой зал, в котором безвыходно пребывают спасенные, - но дивный мир; мало того: целый сонм миров, исполненных Его славы и величия. Некогда это будет вся вселенная. Миллионы звездных миров, сияющих на небесной тверди – это лишь небольшая часть великого божественного мироздания, в коем есть место для миллионов разнородных существ, о которых на нашей малой земле мы не имеем даже слабого представления.

(Продолжение следует)

Выпуски