Блаженны непорочные в пути

Содержимое

«Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем» Пс. 118:1

 «Блаженны». Слово Божье приводило псалмопевца в такой восторг, что сообразоваться ему он почитает за наивысшее благословение. Он взирает на прелесть совершенного закона, и в этом стихе, в котором выразилась самая сущность его переживаний, он восклицает: «Блажен человек, жизнь которого – отражение воли Божьей». Истинная религия – не ледышка, не сухарь, она исполнена восторга и восхищения. Мы не только считаем, что соблюдать закон Божий – значит поступать мудро и правильно, мы очарованы его святостью, мы, преклоняясь перед ним, восторженно восклицаем: «Блаженны непорочные!», имея тем самым в виду, что мы сами страстно желаем ходить непорочно, что нет для нас большего счастья, чем быть совершенно святыми. Вполне возможно, что автор, когда писал эти слова, ощущал свое несовершенство и поэтому завидовал блаженству тех, чьи пути были более чисты и более святы. Воистину, размышления над совершенным законом Господним, к которому он сейчас приступает, было достаточно, чтобы начать оплакивать свое несовершенство и воздыхать о блаженстве тех, чьи пути непорочны.

Истинная вера всегда воплощается в действии: она не позволит нам наслаждаться самими собой в совершенном законе, не родив в нас желания сообразовываться с ним в ежедневной жизни. Блаженны те, кто слушает, читает и понимает слово Господнее, но проявлять настоящее послушание ему, хранить его в своем хождении и разговорах – намного блаженнее. Этому мы учимся, исследуя Писания. Чистота в путях и хождении – вот истинное блаженство.

Первый стих – это не только предисловие ко всему псалму. Его можно рассматривать как текст, на котором строятся рассуждения всего остального псалма. Он похож на слова о блаженстве в первом псалме, которые являются вступлением ко всей книге: сто восемнадцатый псалом похож на Псалтирь в том числе и в этом. Кроме того, все эти слова о блаженстве предзнаменуют Сына Давида, который начал Свою великую Нагорную проповедь тем же словом, каким Давид начал свой псалом. С наших уст также должны срываться слова о блаженстве. Если мы сами не можем даровать его, мы можем рассказать, где можно приобрести его, а если его нет у нас самих, тогда нужно думать о нем, чтобы наша жажда стала еще более сильной, а душа с еще большим рвением стала искать его. Господи, если я еще не так блажен, как те, кто ходит непорочно Твоими путями, но много размышляю об их блаженстве, тогда дай мне его, ибо это стремление моей жизни!

Как Давид начинает свой псалом, так юноша должен начинать жизнь, так новообращенный должен начинать свое исповедание, так каждый христианин должен начинать свой день. Крепко запомните на будущее как главнейший постулат веры и вернейшее правило практического благочестия, что святость есть блаженство и что искать прежде всего Царствия Божьего и правды Его – значит поступать мудро. Хорошее начало – половина дела. Начать с правильного представления о блаженстве – жизненно важно. Человек был блаженным, когда он был безгрешным, и если падшему человечеству когда-нибудь суждено вновь обрести блаженство, оно должно найти его там, где потеряло – в сообразовании с заповедями Господними.

«Непорочные в пути». Они в пути, в пути праведном, в пути Господнем. Они хранят этот путь, идут по нему со святой осторожностью, ежедневно омывая свои ноги, чтобы плоть не запачкала их. Их душа испытывает великое блаженство. Они уже вкусили небесной радости, потому что небесное блаженство главным образом заключается в полной непорочности. И если бы только они смогли и дальше идти, оставаясь всегда и во всем непорочными, то земная жизнь превратилась бы для них в небесную. Зло, приходящее извне, не смогло бы причинить нам вреда, если бы мы были свободны от греха, но даже лучшим из нас это доступно только в мечтах. Мы еще не достигли этой свободы, хотя мы представляем ее так ясно, что только в ней видим истинное блаженство, потому-то изо всех сил к ней стремимся.

Тот, чья жизнь непорочна – в том смысле, в котором Евангелие понимает непорочность, – блажен, потому что он не мог бы иметь этой непорочности, если бы ему не были дарованы тысячи благословений. Мы по природе порочны, мы от рождения сбились с пути, поэтому, только омывшись искупительной кровью, мы могли очиститься от порока, и только благодаря возрождающему действию Святого Духа мы встали на путь мира и стали непорочными в нем. И это еще не все, потому что верующему постоянно нужна сила благодати для того, чтобы удерживать свои ноги на верном пути и хранить себя от скверны. Все благословения завета должны быть в какой-то мере излиты на верующего, чтобы он мог каждый день жить свято и в страхе Господнем. Его путь свидетельствует о том, что он благословлен Господом.

Какое блаженство ожидает тех, кто следует за Агнцем, куда бы Он ни пошел, и кто храним от зла этого мира! эти люди будут «в тот день» вызывать зависть у всего остального человечества. Хотя сейчас их презирают как фанатиков и высмеивают как пуритан, в тот момент самые удачливые из грешников захотят поменяться с ними местами. О душа моя, ищи свое блаженство в старательном следовании за Господом – святом, невинном, непорочном, ибо в Нем ты уже нашел мир и в Нем ты будешь обладать им вечно.

«Ходящие в законе Господнем». Святость – обычай этих людей. Каждый день они повинуются Господу. Они живут по правилу, которое есть заповедь Господа Бога. Пьют ли, едят ли, делают ли что-либо иное – всегда действуют во имя своего великого Господина. В вере для них нет ничего необычного, вера – это то, чем они живут каждый день. Она определяет образ их действий и в обычной, и в религиозной жизни, поэтому-то они и блаженны. Тот, кто ходит в законе Божьем, – живет в присутствии Божьем, поэтому он благословен. Бог улыбается ему, Бог делится с ним силой, открывает ему тайны, – может ли он  не быть блаженным?

Святая жизнь – это хождение, постепенное продвижение вперед, длительное постоянство. Енох ходил перед Богом. Хорошие люди всегда хотят стать еще лучше, поэтому они идут вперед. Хорошие люди никогда не ленятся, поэтому вы не застанете их в праздности и безделье, они всегда идут вперед к намеченной цели. Они не спешат, не суетятся, не волнуются, они сохраняют полное спокойствие и шаг за шагом приближаются к небесам. Они не озадачены тем, как им следует поступать, ибо руководствуются совершенным правилом, которому с радостью следуют. Закон Господа не тяжел для них, Его заповеди не обременительны, Его запреты не кажутся им унизительными. Закон не кажется им невыполнимым идеалом: прекрасным, но в то же время практически непригодным. Нет, они ходят в нем и в соответствии с ним. Они не обращаются к нему время от времени, чтобы слегка выпрямить свои кривые пути, а используют его как карту для ежедневного плавания, для путешествия длиною в жизнь. Они не сожалеют о том, что вступили на путь послушания, а иначе они бы без особого труда оставили его, ибо во время путешествия им встречаются тысячи искушений. Их постоянство в хождении перед Господом свидетельствует о блаженстве такой жизни. Они блаженны уже сейчас. Псалмопевец сам говорит об этом: он попробовал, испытал такой образ жизни и заявляет о своем блаженстве как о неоспоримом факте. Эти слова стоят в самом начале самого великого псалма Давида: «Блаженны ходящие в законе Господнем».

Путь труден, правила строги, взыскание болезненно – все это мы хорошо знаем, но в то же время тысячи благословений окружают благочестивую жизнь, и за это мы благодарим Господа.

В этом стихе говорится о блаженных людях, которые обладают пятью блаженствами: блаженным путем, блаженной чистотой, блаженным законом, блаженным Господом, давшим этот закон, и блаженным хождением в Нем. К этим блаженствам мы можем добавить еще одно: блаженное свидетельство Святого Духа, данное в этом же стихе, о том, что эти люди воистину блаженны. Мы должны стремиться к этому блаженству, но нам не следует думать, что мы легко достигнем его. Давиду есть что сказать о нем, он посвятил ему продолжительный и серьезный псалом и тем самым намекнул нам, что путь совершенного послушания нельзя постичь за день. Заповедь за заповедью, строка за строкой, и, когда наши усилия сравнятся с нап исанием 176 стихов этого псалма, нам все еще придется воскликнуть: «Я заблудился, как овца потерянная: взыщи раба Твоего, ибо я заповедей Твоих не забыл».

Мы должны принять решение постоянно размышлять о слове Господнем. Путеводной звездой к блаженству, о котором мы размышляем, является свидетельство Господа, и только ежедневно общаясь с Господом посредством Его слова, мы можем научиться Его пути, очиститься от скверны и ходить по Его уставам. Мы начинаем изучать этот псалом, видя перед собой блаженство. Мы видим путь к нему, мы знаем, где найти закон блаженства. Будем же молиться о том, чтобы, размышляя над этим псалмом, мы могли научиться послушанию и таким образом испытать блаженство, о котором мы читаем.

Из книги «Сокровищница Давида».

Выпуски