Закон Христов

Содержимое

Ф. Д. Смит.

Как мы знаем, закон для народа Израильского, полученный на горе Синай, считается первым, или ветхим заветом. Он был отменен Христом, умершем за грехи людей на кресте, именно в том смысле, что Бог лишил этот закон Своего признания и удостоверения, потому что он исполнил свое временное предназначение, заключавшееся в регулировании общественной жизни народа Божьего. Он был дан лишь «по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование (Авраамово)» (Гал. 3:19). Этим «семенем» является Христос.

Необходимость закона

И все же закон, как мера оценки правомерности действий, необходим, т.к. без закона нет и греха, ибо «грех есть беззаконие [т.е. нарушение закона]» (1 Ин. 3:4). Без закона, который определяет и ограничивает поведение и действия человека, не было бы и греха, а, следовательно, и необходимости прощения и спасения.

Наши моральные обязанности, наше поведение и действия простираются на две определенные сферы. Одна сфера охватывает наши взаимоотношения с окружающими нас людьми, а другая – взаимоотношения с Богом, творениями и подданными которого мы являемся. На этом основании необходим закон, охватывающий все сферы жизни человека и его поведения, а также дающий правильное понятие о грехе. При этом ясно, что такой закон может исходить только от Бога. Человечество тоже издает законы, но они распространяются лишь на область взаимоотношений человека с окружающими его людьми; и при этом они в большей мере основаны на принципе целесообразности, т.е. разрабатываются с учетом того, чтобы содействовать во благо всего государства и человеческого общества. Но человеческие законы не в состоянии обязать совесть человека в области его ответственности перед Богом. Здесь мы можем сказать с Вильямом Х. Севардом: «Существует высший закон, нежели конституция».

Только божественный закон может определять, что такое грех

Итак, чтобы определить, что такое грех, необходим закон, исходящий от Бога. Так как система закона Моисея отменена, то какой закон ныне определяет меру ответственности человека? Под каким законом находятся христиане?

«Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне» (Евр. 1:1-2). Требования Божьи могут стать понятными людям только через откровения, и Бог открывался нашим праотцам через пророков различным образом и в разные времена. На этот факт следует обратить особое внимание, так как он очень важен. Божественные откровения по своей природе были постепенными, или прогрессивными, и соответствовали обстоятельствам, в которых человек находился в определенные периоды времени. Поэтому законы и требования, в определенное время данные Богом для человечества, позднее, соответственно Божьему плану, нередко заменялись более совершенными. Люди, не понимающие этого принципа, продолжают настаивать на исполнении некоторых божественных постановлений, которые Бог сам уже отменил. Так израильтяне веками чтили медного змея, который уже давно исполнил свое предназначение, определенное ему Богом на период пребывания в пустыне. «Езекия же истребил медного змея, которого сделал Моисей, потому что до самых тех дней сыны Израилевы кадили ему» (4 Цар. 18:4). Обрезание, Пасха, жертвоприношения и многое другое так же являются тому примерами. Таким образом, вся Моисеева система постановлений и законов, предназначавшихся для народа Израильского на период времени ветхого завета, была заменена «новым» и «лучшим заветом». Этот новый завет есть закон Божий для нас, который определяет меру нашей ответственности перед Богом. Исполняя требования этого закона, мы исполняем «закон Христов» (Гал. 6:2). В прошедшие времена Бог говорил через пророков и объявлял через них свои требования; но «в последние дни сии говорил нам в Сыне» (Евр. 1:2).

Христос – законодатель

Если Бог говорит к людям, то не является ли Его слово законом? Справедливо ли пренебречь этим? И если Его слово – закон, то нет закона выше закона Христова, ибо Сам Иисус сказал: «Я и Отец – одно» (Ин. 10:30), и «дабы все чтили Сына, как чтут Отца» (Ин. 5:23). Христос – это наивысший авторитет, а данный закон является мерилом, по которому Бог однажды будет судить весь мир. Ибо Бог «говорил нам в Сыне».

Еще в Ветхом Завете было ясно предсказано пришествие другого законодателя. Моисей, посредник ветхого завета, ясно понимал, что его система будет только временной, и он предсказывал предстоящую перемену: «Пророка из среды тебя, из братьев твоих [народа иудейского], как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, - Его слушайте». Это были слова Моисея. И Господь сказал: «Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему; а кто не послушает слов Моих, которые [Пророк тот] будет говорить Моим именем, с того Я взыщу» (Втор. 18:15. 17-19). Здесь говорится о том, что слова Божьи, которые будет говорить тот Пророк, будут мерилом, по которому Бог будет судить тех, кто не послушается Его, ибо написано, что «с того Я взыщу». В Деян. 3:22-23 Петр приводит это пророчество и относит его непосредственно на Христа. Слово Его есть закон – «закон Христов».

Не только Моисей предсказывал пришествие другого законодателя – пророк Исаия тоже пророчествовал о Христе: «На закон Его будут уповать острова» (Ис. 42:4). «Закон Его», т.е. «закон Христов» еще не существовал во времена Исаии, но человечество ожидало его; и вот, спустя столетия, он пришел. Благодарность Богу за это!

Обратим внимание на слова и действия этого божественного Законодателя на горе Преображения, на которой Ему явились Моисей и Илия. Моисей – как представитель закона, посредником которого он был, и как представитель всех тех пророков, через которых Бог в прошлом говорил к нашим праотцам. Петр, пораженный сверхъестественным сиянием, исходящим от Господа, и ошеломленный всем увиденным, сказал: «Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии» (Мф. 17:1-4). Петру казалось, что все трое достойны одинаковой чести, одинакового положения и полномочий в служении Богу. Обратим внимание на ответ, тотчас прозвучавший с небес: «Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте. Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса» (17:5.8).

Ни Моисей с законом, ни Илия и другие пророки не могли стоять на одной ступени с Тем, кто равен Богу – это «один Иисус». Первый завет был явлен на горе Синай в сопровождении великих знамений. И таким же чудесным образом на горе Преображения было возвещено о смене ветхого завета и приходе нового, заверенного небесной печатью – Божьим голосом с небес! «Закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Ин. 1:17). «Закон и пророки до Иоанна [Крестителя]; с сего времени Царствие Божие благовествуется» (Лк. 16:16). Согласно своему плану, Бог «многократно и многообразно» говорил в прошлом «отцам в пророках», в последние же дни Он «говорил нам в Сыне». О, если бы люди познали, что Бог говорит к нам в Сыне, ибо Он сказал: «Его слушайте» (Евр. 1:1-2; Мф. 17:5).

Новый закон является мерилом, по которому Бог будет судить всех людей

В соответствии с пророчеством Моисея Бог обещал вложить свои слова в уста нового пророка – законодателя. Во исполнение этого пророчества Иисус говорит: «Я говорил не от Себя; но пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить. И Я знаю, что заповедь Его есть жизнь вечная. Итак, что Я говорю, говорю, как сказал Мне Отец» (Ин. 12:49-50).

Данный Христом закон дает определение, что такое грех, и он ныне является мерилом ответственности каждого человека. Это подтверждается и фактом, что согласно этому закону мы дадим отчет в день великого суда: «Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день» (12:48). Павел пишет: «В день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа» (Рим. 2:16). Дорогой читатель, обрати внимание на такой факт: наша ответственность определена теперь не десятью заповедями или законом Моисея, не изречениями пророков, но Евангелием, «законом Христа», о котором сказано: «Его слушайте». Ибо:

1. Христос имеет наивысший авторитет. «Дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Мф. 28:18).

2. Он учил авторитетно. «Он учил их, как власть имеющий» (Мф. 7:29). В том, как учил Христос, явно проявляется характерность непосредственного законодателя. Во всем своем учении Он ни разу не ссылался на авторитет закона или пророков. Он приводил их для другой цели, но в своем учении Он не использовал никакого другого авторитета, кроме Божьего.

Некоторые люди ошибочно утверждают, что Иисус в своей Нагорной проповеди лишь истолковал, подтвердил и расширил значение ветхого завета. Но кто внимательно читал Нагорную проповедь, тот не мог не заметить, в каком резком контрасте с законом Моисеевым говорит сам Христос о своем учении. Он ссылается на закон следующими словами: «Вы слышали, что сказано древним». Свое же учение Он представляет словами: «А Я говорю вам». Закон Моисеев вовсе не является мерилом закона Христова, ибо Его закон стоит намного выше и исходит непосредственно от Него: «Я говорю вам». Обратим внимание на следующий стих: «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5:38-39). Что же это – просто подтверждение или расширение Ветхого Завета? Если бы это было расширением закона Моисеева, то это означало бы, что мы должны воздать причинившим нам зло еще большим злом. Но нет, закон Христов говорит совсем по-другому.

При введении этого нового закона Иисус достойным образом почтил Ветхий Завет и пророков, приготовивших Ему путь, и сказал: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится всё» (Мф. 5:17-18).

«Закон и пророки до Иоанна…» (Лк. 16:16). «Закон … дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени» (Гал. 3:19). Поэтому, чтобы отменить закон Моисеев, его не нужно было разрушать, ибо он естественным образом потерял свою силу, когда окончилось время его действия, т.е., когда он исполнился. Когда Иисус говорил Нагорную проповедь, закон был еще в силе, так как многие Его прообразы еще не нашли свое отражение в действительности, пока Иисус сам не отдал себя в жертву. Поэтому Иисус не был противником закона или его разрушителем; напротив, Он уважал закон. Но в то же время Он преподносил свое учение, как другое учение, стоящее выше закона, так что «народ дивился учению Его» (Мф. 7:28).

3. Христос ввел свой закон, «закон Христов» (Гал. 6:2).

4. Этот закон состоит из заповедей (повелений), «…что Иисус  делал и чему учил от начала до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал» (Деян. 1:1-2).

5. Он обязателен для христиан. «Идите, научите все народы.., уча их соблюдать…» – Что же соблюдать? Моисеев закон? – Нет! Но «…всё,  что Я повелел вам» (Мф. 28:19-20). Эти заповеди Иисуса и есть весть, предназначенная для всех народов. Марк говорит о ней следующим образом: «И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк. 16:15). Итак, в Евангелии содержатся заповеди Божьи, которые обязательны для всех христиан и которые ввел Христос. На этом основании Павел называет себя подзаконным Христу (1 Кор. 9:21) или «находящимся под законом Мессии» (1 Кор. 9:21; сирийский пер.).

6. Эти заповеди мы должны соблюдать. «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин. 14:15). «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое» (14:23). «Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Ин. 15:14-15). Некоторые люди ошибочно полагают, что, соблюдая десять заповедей Моисеевых, они ныне соблюдают заповеди Божьи. Но это не так. Заповеди Божьи в новозаветное время – это нечто иное, это, как уже указывалось, - «слова», «заповеди» или «Евангелие» Иисуса Христа», которое будет судить нас в последний день (Ин. 12:48; Рим. 2:16). Закон Христов содержит и совершенно новые обрядовые заповеди, относящиеся только к новозаветному периоду; например: крещение, вечеря Господня, омовение ног и др..

В соответствии с божественным повелением апостолы передали закон Христов христианским церквям. Павел, апостол Божий с особенным призванием (Гал. 1:1), писал коринфянам: «Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал» (1 Кор. 11:23). И снова: «Если кто почитает себя пророком или духовным, тот да разумеет, что я пишу вам, ибо это заповеди Господни» (1 Кор. 14:37). К фессалоникийцам Павел пишет: «Ибо вы знаете, какие мы дали вам заповеди от Господа Иисуса» (1 Фес. 4:2). Он выразил фессалоникийцам признательность за то, что они приняли его проповедь «не как слово человеческое, но как Слово Божье» (1 Фес. 2:13).

 Совершенный закон свободы

 Как мы уже рассмотрели, закон Христов является мерилом ответственности каждого человека. Чтобы быть совершенным законом, охватывающим всю сферу человеческой ответственности, он должен запрещать все, что несправедливо, и повелевать исполнять все то, что справедливо и правильно. Имеет ли Евангелие, или «закон Христов», эти необходимые качества? Итак:

1. Закон Христов запрещает и осуждает:

Лицемерие (Иак. 3:17), ложь (Еф. 4:25), воровство (Еф. 4:28), жадность, гордость, богохульство, непокорность родителям, клевету, сладострастие (2 Тим. 3:1-5), прелюбодеяние, блуд, нечистоту, распутство, идолослужение, колдовство, ненависть, распри, гнев, разногласия, ссоры, ереси, зависть, убийство, пьянство, обжорство (Гал. 5:19-21), злую похоть, злобу, лукавство, злословие, ненависть к Богу, самовосхваление, жестокость (Рим. 1:27-31), личные украшения (1 Тим. 2:9-10) и многое другое. Апостол Иаков объединяет все это выражением: «все худое» (Иак. 3:16).

2. Закон Христов дает и повеление иметь:

Любовь, радость, мир, терпение, благость, милосердие, верность, кротость, воздержание (Гал. 5:22-23), а также, в других текстах: смирение, прощающее сердце, непорочность, искренность, благочестие, братолюбие, милость к бедным, сострадание к больным, попечение о вдовах и сиротах, исполнение новозаветных обрядов (крещения, вечери Господней и омовения ног), участие в евангелизации мира и многое другое. Павел объединяет это все выражением «всякое доброе дело» (2 Тим. 2:21).

Мерило Евангелия является единственно совершенным. Лишь Евангелие осуждает все несправедливое и велит делать все справедливое и доброе. И оно ныне является единственно действующим и имеющим силу божественным законом. Этот «другой» завет, или «воля Божья», во всех отношениях и полностью заменил тот «первый» завет (Евр. 8:7-8); он ныне является мерилом нашей ответственности, и по нему Бог будет судить всех в день великого суда.

 Постепенная смена

 Что касается Бога и Его требований к нам, то переход от ветхого завета к новому осуществился на Голгофском кресте, ибо там ветхий был упразднен и признан недействительным, и одновременно утвержден новый, который вступил в силу. Но все же иудеям трудно было постигнуть сразу такую большую перемену. Поэтому, с человеческой точки зрения переход должен был произойти постепенно. Даже ученики были «медлительны сердцем», чтобы понять все это. Во время своей деятельности на земле Иисус ввел закон своего царства рядом с законом Моисеевым, а незадолго до своей смерти Он сказал своим ученикам: «Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину» (Ин. 16:12-13). Это была великая перемена от закона Моисеева к Евангелию, которую они полностью поняли только после того, как получили Святого Духа. Ученики не сразу смогли отвыкнуть от иудейских обычаев, порядков и предубеждений. Так мы видим, что ученики даже и после воскресения Господа соблюдали иудейскую Пятидесятницу (Деян. 2) и даже спустя годы они проповедовали Евангелие только иудеям (Деян. 11:19). Это свидетельствует о том, как медленно они постигали истинный характер всеобъемлющего Евангелия.

Требовалось особое чудо, чтобы открыть путь и вразумить Петра пойти к Корнилию. И даже тогда иудеи еще изумлялись, что Бог наделяет своими благословениями и язычников так же, как и иудеев (Деян. 10:45). Это же вызвало большое возбуждение в Иерусалимской церкви, ибо они все еще соблюдали старые законы, запрещающие есть с необрезанными (Деян. 11:2-3). Примерно двадцать лет спустя, во время собрания апостолов в Иерусалиме, некоторые пытались навязать иудейский закон христианам из язычников, и только благодаря усилиям Павла этого не произошло (Деян. 15). Но даже и после этого собрания евреи-христиане не освободились полностью от закона Моисеева. В 60-м году н.э. церкви в Иудее все еще соблюдали закон Моисея, а т.к. Павел был иудеем, он счел целесообразным подчиниться некоторым их порядкам, пока находился между иудеями (Деян. 21:20-26).

Проследив обстоятельства жизни первой христианской церкви, мы увидим, что попытки навязать христианам исполнение и закона Моисеева, приводили к определенным трудностям. Наконец Павел проявляет решительность и в своих посланиях неоднократно повторяет, что закон отменен, и доказывает, что вся система Моисеева заменена «законом Христовым».

Эти попытки одновременно соблюдать закон Моисеев и закон Христов, прообразно показаны нам и на примере семьи Авраама. Так Павел представляет Агарь и Сарру прообразом двух заветов, а Измаила и Исаака – прообразами последователей этих заветов. Сарра и Агарь жили со своими детьми некоторое время в одной и той же семье, но это привело лишь к противоречиям. Наконец Авраам во имя мира вынужден был изгнать от себя рабыню и ее сына. Так было и в начале евангельского века. Ветхий Завет со своими детьми (соблюдавшими еще закон) был некоторое время после «рождения Исаака» в семье; но измаильтяне были причиной постоянных трений и трудностей, пока, наконец, Павел не пришел к убеждению, что единственный путь к восстановлению мира лежит в исполнении Святого Писания, которое говорит: «Изгони рабу и сына ее, ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной» (Гал. 4:30).

Павел, обращаясь к братьям евангельского периода времени, пишет: «Итак, стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства» (Гал. 5:1). «Если же вы духом водитесь, то вы не под законом» (5:18). «Ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Ин. 1:17). «Вы не под законом, но под благодатью» (Рим. 6:14). Исполните закон Христов, «Его слушайте»!

Выпуски
Разделы