Как мы можем читать Писания с наибольшей для себя духовной пользой

Содержимое

(Продолжение. Начало в 4-ом номере 2006 года.)

Томас Ватсон

«И пусть он будет у него, и пусть он читает его во все дни жизни своей, дабы научался бояться Господа,  Бога своего,  и старался исполнять все слова закона сего и постановления сии» (Втор. 17:19)

 6. Читайте Слово Божие вдумчиво. «Если человек поверхностно читает Писание, - сказал Эразм, - то это принесет ему слишком мало пользы; но если человек серьезно относится к его чтению, то в этом заключается суть его жизни; и если бы мы задумывались о важности тех истин, которые изложены в этой священной Книге, то мы относились бы к этому серьезнее». Писание говорит: «Ибо это не пустое для вас, но это жизнь ваша» (Втор. 32:47). Если бы человек распечатал и читал письмо, касающееся всего его имущества, то как серьезно он читал бы его!

Писание говорит о нашем спасении; оно рассказывает нам о любви Христа, а это очень важная тема. Христос возлюбил человечество больше, чем ангелов, которые пали (см. Евр. 2:7). Магнит, который не реагирует на золото и жемчуг, притягивает к себе железо; точно так и Христос, пройдя мимо ангелов, которые были более благородного происхождения, привлекает к Себе людей. Христос полюбил нас сильнее, хотя мы и участвовали в Его смерти, тем не менее, Он не исключает нас из Своего завещания – это та любовь, которая превыше нашего понимания. Кто может читать об этом поверхностно?

Писание говорит о таинстве веры в Бога, о вечной награде и о малом количестве тех людей, кто спасется. Христос сказал: «Мало избранных» (Мф. 20:16). Один человек заявил, что имена хороших императоров Рима можно выгравировать на маленьком кольце; точно так же, говоря в сравнении, совсем немного имен записано в Книге Жизни. Писание говорит о том, чтобы мы боролись за небеса в тяжелых страданиях и борьбе (см. Лук. 13:24). Оно предупреждает нас, чтобы мы не лишились обещанного нам покоя (см. Евр. 4:1). Оно описывает ужас адских мук, оно говорит об адских червях и огне (см. Мар. 9:44).

Кто может читать это и не относиться к этому серьезно? Некоторые люди имеют легкий поверхностный дух; они в спешке пробегают мимо самых значительных истин Писания (подобно Израилю, который в спешке ел Пасху), и читаемое Слово не приносит им пользы. Читайте его, исполнившись спокойным, торжественным духом. Серьезность – это тот полезный груз христианина, который удерживает его на плаву и не дает ему быть опрокинутым суетой.

7. Старайтесь запоминать все то, что вы читаете. Сатана пытается украсть Слово из вашей памяти; он делает это не для того, чтобы использовать его для себя, но чтобы мы не воспользовались им. Память должна быть подобна стапелям ковчега, на которых он держался. Давид говорит: «Вспоминал суды Твои» (Пс. 118:52). Джером рассказывает о богобоязненной женщине Пауле, которая знала большую часть Писаний сердцем; нам заповедано, чтобы Слово Божие пребывало в нас (см. Кол. 3:16).

Слово Божие – это драгоценный камень; оно украшает нашего внутреннего человека, - разве не должны мы, в таком случает, запоминать его? Если Слово не остается в памяти, то оно не может принести нам пользы. Некоторым проще запомнить отрывок новостей, чем строчку из Писания; их память подобна тем прудам, где живут лягушки, а рыба умирает.

8. Размышляйте о том, что вы читаете. Давид говорит: «О заповедях Твоих размышляю» (Пс. 118:15). Еврейское слово «размышлять» означает «напряженно думать». При размышлении необходимо, чтобы мысли концентрировались на предмете наших размышлений. В Писании сказано о Марии: «Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем» (Лук. 2:19).

Размышление – это переваривание Писания. Чтение дает истину нашему уму, размышление переносит ее в наше сердце; чтение и размышление, как Кастор и Поллукс, должны всегда быть вместе. Размышление без чтения является неправильным; чтение без размышления не приносит плода. Пчела извлекает нектар из цветка, а затем трудится в улье, - в результате получается мед. Читая, мы извлекаем нектар Слова Божия; размышляя, мы работаем над ним в улье нашего ума, и тогда оно приносит пользу. Давид свидетельствует: «В мыслях моих возгорелся огонь» (Пс. 38:4). Причина того, почему после чтения Слова Божия мы остаемся такими холодными, заключается в том, что мы не согреваем себя огнем размышления.

9. Приступайте к чтению Писания со смиренным сердцем. Признайте, насколько вы недостойны того, чтобы Бог явил Себя вам в Своем Слове. Божьи тайны открываются смиренным. Гордость препятствует приобретению человеком пользы от чтения Писания. Кто-то сказал, что земля, на которой сидит павлин, бесплодна; так и сердце, в котором поселилась гордость, действительно бесплодно. Надменный человек относится с презрением к советам, содержащимся в Слове, и ненавидит его порицания. Разве возможно, чтобы он получил пользу от чтения Библии? Написано: «Бог … смиренным дает благодать» (Иак. 4:6).

Самые выдающиеся святые были о себе невысокого мнения; подобно солнцу в зените, они меньше всего показывали себя, хотя и были в наивысшей точке своей духовной жизни. Давид говорил: «Я стал разумнее всех учителей моих» (Пс. 118:99), но каким смиренным он был, говоря: «Я же червь, а не человек» (Пс. 21:6).

10. Доверяйте написанному Слову; верьте, что оно от Бога; старайтесь увидеть имя Бога в каждой его строке. Для того, чтобы выразить доверие и уважение к своим законам, римляне заявляли, что они вдохновлены богами в Риме. Верьте, что Писания вдохновлены Самим Богом. Апостол говорит: «Все Писание богодухновенно» (2 Тим. 3:16). Кто, как не Бог, может раскрыть великие доктрины о Триединстве, об искуплении грешников Иисусом Христом, о воскресении? И, действительно, откуда Писание может прийти, как не от Бога?

1) Грешники не могут быть авторами Писания. Разве могли бы они написать такие святые строки или так яростно выступать против греха, который они любят?

2) Святые люди также не могут быть авторами Писания. Как их святость могла бы допустить фальсификацию Божьего Имени и написать «так говорит ГОСПОДЬ» в книге, состоящей из своих собственных советов и повелений?

3) Ангелы не могут быть авторами Писания. Какой из ангелов на небесах осмелился бы выдать себя за Бога и сказать «Я есть ГОСПОДЬ»?

Верьте, что происхождение Писания священно и идет от Отца светов. Древность Писания говорит о его божественности. Ни одна из человеческих историй, дошедших до наших дней, не описывает события, предшествовавшие Ноевому потопу; но Писание трактует более раннее время. Кроме того, величие, глубина, чистота и гармония Писания показывают, что оно могло быть написано не кем-то другим, а Самим Богом.

Добавьте к этому силу написанного Слова, которая воздействует на совесть людей. Благодаря чтению Писания они стали другими людьми, что можно сказать об Августине, Юниусе и других христианах. Для того, чтобы поставить печать на куске мрамора, которая оставила бы на нем отпечаток, вы сказали бы что эта печать должна обладать необыкновенной способностью; точно так же, когда написанное Слово Божие оставляет небесный отпечаток благодати в сердце человека, то это служит верным доказательством того, что оно обладает божественным авторитетом.

Для того, чтобы получать пользу от чтения Слова, вы должны верить, что оно от Бога. Некоторые скептики подвергают сомнению правдивость Писания; доктрины веры записаны в их мировоззрении, а не в их веровании. Неверие человека ослабляет в нем силу Слова и делает этого человека бесплодным. Кто будет повиноваться истинам, которым человек сам не верит? Писание говорит: «Но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших» (Евр. 4:2).

 Давид говорит: «Закон уст Твоих для меня лучше тысяч золота и серебра» (Пс. 118:72). Может ли достичь опытности в каком-либо виде искусства человек, который пренебрегает им и недооценивает его. Цените эту книгу Божью превыше всех других книг. Грегори называет Библию сердцем и душой Бога. Раввины говорят, что в каждой точке и имени, встречающимся в Писании, заключен огромный смысл. Давид утверждает: «Закон Господа совершен» (Пс. 18:8).

Писание – это хранилище Духа Святого; это шифр к божественному знанию, это правильная модель и платформа истинной веры. Писание содержит в себе Credenta* , то есть, «вещи, которым мы должны верить» и Agenda* , - то есть, «то, что мы должны практиковать»; и тогда оно сможет умудрить нас во спасение (см. Тим. 3:15).

Писание является стандартом истины, судьей в разногласиях; это Полярная звезда, направляющая нас к небесам. Писание является компасом, с помощью которого мы должны направлять руль нашей воли. Это поле, в котором сокрыт Христос, это – Жемчужина огромной цены. Это глыба бриллиантов. Это целебная мазь для глаз; она исцеляет глаза тех, кто смотрит на Писание. Это духовное оптическое стекло, в котором блистает слава Божья. Это панацея, или универсальное средство для души. Страницы Писания подобны листьям дерева жизни для исцеления народов (см. Откр. 22:2).

Писание рождает благодать и питает нас ею. Как может человек родиться свыше, как не «словом истины» (Иак. 1:18)? Как может он возрастать, не вкушая «чистое словесное молоко» (1 Пет. 2:2)? Написанное Слово – это книга, из которой мы добываем доказательства о жизни на небесах; это морской навигационный маяк, который показывает нам скалы греха; это противоядие против ошибок и отступничества; это обоюдоострый меч, который поражает старого змея. Это наш оплот, чтобы противостоять силе похоти, подобно Капитолию в Риме, который был неприступным местом и складом боезапасов.

Писание – это башня Давида, на которой вывешены щиты нашей веры. «Отнимите Слово, и вы лишите нас солнца», - сказал Лютер. Написанное Слово превыше ангельских посланцев или голоса с небес. Написано: «И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали... И притом мы имеем вернейшее пророческое слово» (2 Пет. 1:18-19).

Если Цезарь так высоко ценил свои комментарии, что, защищая их, он потерял свою пурпурную мантию, то на сколько выше мы должны ценить священные пророчества Бога? Праведный Иов говорит: «Глаголы уст Его хранил больше, нежели мои правила» (Иов 23:12).

В день коронации короля Эдуарда IV перед ним лежало три меча, символизирующих то, что он является правителем трех царств. Король сказал, что ему нужен еще один меч. На вопрос, какой именно, он ответил: «Святая Библия, которая является мечом Духа и которая для меня важнее всех этих трех символов королевской власти».

Роберт, король Сицилии, так высоко ценил Слово Божье, что, разговаривая со своим другом Петраркой, сказал: «Я торжественно заявляю, что для меня Писание дороже моего царства, и если бы мне пришлось лишиться одного из них, то я скорее потерял бы свою корону, чем Писание».

12. Обретите горячую любовь к Слову Божьему. Высокая оценка человеком чего-либо является результатом его способности правильно судить; любовь человека относится к его чувствам. Давид говорит: «Зри, как я люблю повеления Твои» (Пс. 118:159). Тот, кто находит удовольствие в торговле, возможно, станет богатым; тот, кто любит учиться, будет ученым. Августин рассказывает, что до своего обращения он не находил удовольствия в чтении Писаний, но после того, как он обратился к Богу, они стали для него наслаждением.

Давид считал, что Слово Божие слаще меда, капающего из сот. Фома Кемпийский когда-то сказал, что он мог найти внутреннее удовлетворение своего сердца только, находясь в укромном месте, с книгой Божьей в руках. Разве Альфонс, король Сицилии, не оправился от приступа болезни благодаря величайшему удовольствию, полученному им при чтении Квитнуса Куртиуса? Какое безграничное удовольствие должны мы получать при чтении Библии - этой Книги Жизни!

В Слове Божьем содержится достаточно всего того, что может зародить в нашей душе святую удовлетворенность и истинное наслаждение; это образец и демонстрация святой любви Бога к нам. Дух Святой - это опознавательный знак Божьей любви; Слово Божие - это Его любовное письмо к человеку. Как радуется человек, читая письмо своего друга! Написанное Слово - это божественная сокровищница или кладезь; в нем рассыпан жемчуг истины, чтобы украсить внутреннего человека нашего сердца.

Написанное Слово – это истинная манна, которая содержит в себе всевозможные сладкие ощущения; это эффективный эликсир; оно дает духовное вино тем, у кого огорченное сердце. Я читал о старом раввине, который при великом стечении народа заявил о могущественном лекарстве, которое он имеет для продажи. Многие обратились к нему за помощью и попросили его показать им это лекарство. Тогда он открыл Библию и указал им на несколько мест из нее, несущих утешение для человека.

Святой Давид пил это стимулирующее лекарство, ибо он сказал: «Это - утешение в бедствии моем, что слово Твое оживляет меня» (Пс. 118:50). Иоан Златоуст сравнивает Писание с садом: каждая строка в нем – это благоухающий цветок, который мы должны носить не за пазухой, а в своем сердце.

Наслаждение в Слове приносит нам духовную пользу, и мы должны любить не только слова утешения из Библии, но также и упреки из нее. Мирра горька на вкус, но полезна для желудка.

               (Продолжение следует.)

Выпуски