Второе пришествие Христа

Содержимое

 Ф. Д. Смит

После Своего воскресения из мертвых Иисус еще 40 дней был вместе со Своими учениками и наставлял их в некоторых вопросах, касающихся Царства Божьего. Затем Он повел их на  Елеонскую гору у Вифании и там дал им великое миссионерское повеление – возвещать всем народам Евангелие. «Сказав сие, Он поднялся на глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: «Мужи Галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1:9-11). Еще ранее Иисус говорил им, что Он пойдет к Отцу, дав им заверение: «Когда пойду и приготовлю вам место, приду опять» (Ин. 14:3).

Второму пришествию Христа в Новом Завете придается большое значение. Многие тексты из Священного Писания в полном созвучии друг с другом указывают на это событие и говорят о втором пришествии Христа как о времени, когда воскреснут мертвые, когда состоится всеобщий суд и каждый получит либо заслуженное вознаграждение, либо наказание. «Ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его» (Мф. 16:27). Так и во втором Послании к фессалоникийцам очень ясно написано, что при пришествии «Господа Иисуса с неба, с ангелами силы Его», грешники «подвергнутся наказанию, вечной погибели», а святые будут вознаграждены (2 Фес. 1:7-11). В определенных религиозных кругах распространено учение, что человек получает свое окончательное вознаграждение или наказание сразу после своей смерти; но Библия этому не учит. Вышеупомянутые стихи, а также и другие тексты из Священного Писания, говорят о том, что окончательное вознаграждение или наказание последует при втором пришествии Христа. А некоторые религиозные учителя, зная, что Библия однозначно учит об окончательном вознаграждении или наказании не сразу после смерти, но при втором пришествии Христа, переходят в другую крайность и утверждают, что с момента смерти до дня всеобщего воскресения человек, т. е. его душа, перестает существовать, и  это время проходит для него в забвении и бессознательном состоянии.

Промежуточное состояние души

Рассмотрим, почему вышеупомянутое утверждение неверно. Начнем с того, что мы имеем множество библейских доказательств относительно того, что душа человека продолжает жить и после смерти его тела и пребывает в сознательном состоянии. Но сейчас я хочу привести некоторые другие мысли на эту тему.

1. Из факта воскресения мертвых неизбежно следует, что душа должна продолжать жить и после смерти тела. Общеизвестно, что после смерти тело разлагается на составные химические элементы, которые впоследствии могут стать частью растений или какого-нибудь другого органического существа, или же они могут остаться лежать в земле. И если душа, которая собственно и есть сам человек, не продолжает жить после смерти и разложения тела, то как тогда мертвые могут воскреснуть? Некоторые на это отвечают: «Бог может опять соединить разложившиеся элементы». Да, Бог способен это сделать; но тогда это будет не воскресение, а сотворение. Ибо при сотворении Бог создал человека из земного праха и дал ему дыхание жизни. И в таком случае это второе действие Бога, т. е. воскресение, по своей сущности не отличалось бы от первого, т. е. от сотворения. Сотворить, означает создать что-то, что до этого не существовало. Поэтому, если между моментом смерти и всеобщим воскресением человек, т. е. его душа, не продолжал бы существовать, то возникла бы необходимость в его повторном сотворении. Но и тогда, если сотворенный человек был бы похож на первого, был бы он той же личностью, что прежде? Нет, ибо -

2. Идентичность человеческой личности следует не из идентичности составных элементов его тела. Это доказывает окружающий нас мир. Наши тела постоянно изменяются. Физиологи установили, что каждые семь лет наше тело полностью обновляется, т.е. старые клетки заменяются другими, новыми клетками. Но, несмотря на то, что частицы нашего тела заменяются другими, все же полностью сохранятся единство и целостность сущности человеческой личности. Мы помним события, происходившие много лет назад, и знаем, что мы – та же личность, что и прежде. Эти факты говорят о том, что идентичность человеческой личности следует из идентичности его души, а не составных элементов его тела.

3. Кроме того, наличие памяти у человека говорит о том, что в нем есть что-то такое, что имеет способность запоминать. Библия учит о том, что окончательное вознаграждение или наказание, которое будет иметь место непосредственно после всеобщего воскресения мертвых, будет основываться на том, что человек «делал, живя в теле, - доброе или худое» (2 Кор. 5:10). Но как тогда человек запоминает прошлое, и где находится его совесть? – Составные элементы его тела не могут что-то запомнить. Также и то, что перестает существовать, не может что-то запомнить. Ибо в таком случае человек, приговоренный к вечной погибели, не знал бы, за что ему вынесен такой приговор. Ведь если он не имеет прямой связи со своей прошлой жизнью на земле, то он ничего не помнит; следовательно, он не может иметь угрызений совести.

Несомненно, что это не так. В действительности сам человек, т.е. его душа, после смерти тела пребывает в сознательном состоянии. Поэтому тот самый человек, который нарушал закон Божий, будет навечно осужден; и наоборот, тот самый человек, который служил Богу на земле, получит свое вечное вознаграждение.

Но в каком тогда состоянии человек пребывает с момента смерти своего тела до всеобщего воскресения мертвых? Петр нам ясно говорит, что Господь знает, как «беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания» (2 Пет. 2:9). Где же Бог соблюдает беззаконников? На этот вопрос дается ясный ответ в книге Г. М. Риггла «Человек: его настоящее и будущее», (стр. 81-87 англ. изд.):

«Рассмотрим, что говорит (об этом вопросе) Слово Божье: Бог соблюдает «ангелов, не сохранивших своего достоинства… в вечных узах, под мраком, на суд великого дня» (Иуд. 6). «Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания» (2 Пет. 2:4). «Бог ангелов согрешивших не пощадил, но предал их в нижний гадес, во мрак бездны, чтобы соблюсти их для суда» (англ. пер. Ротергейма); «…бросил их в темницу» (прим. к англ. испр. пер.); «…бросил их в глубочайшую пропасть» (англ. подстрочный пер.); «…погрузил их в тартар, связав их узами, чтобы соблюсти во мраке для суда» (англ. пер. Сойе); «…предал их в тартар» (англ. пер. Диаглотта).

Из этих слов мы видим, что падшие ангелы еще не получили своего окончательного наказания (см. также Мф. 8:29; Откр. 20:10). Они вместе с душами нечестивых «соблюдаются» в узах мрака «в нижнем гадесе»; там, «во мраке бездны», они ожидают страшного приговора, который будет им вынесен в день всеобщего суда. «Огонь возгорелся во гневе Моем, жжет до ада преисподнего» (Втор. 32:22). Русское слово «ад» в этом стихе переведено с еврейского «шеол», а в греческом переводе этого же стиха употребляется слово «нижний гадес». «Ты избавил душу мою от ада преисподнего (от нижнего гадеса)» (Пс. 85:13). «Нижний гадес» также называется словом «тартар», которое переведено с греческого «Tartaroo». Падшие ангелы и умершие грешники соблюдаются в «тартаре» до судного дня для наказания.

Неудивительно, что некоторые умирающие грешники и скептики в последние моменты своей жизни произносили слова, подобные следующим: «Я перехожу в ужасную тьму!» Такие слова вырываются у человека, когда он из своей телесной оболочки переходит в потусторонний мир, и, оглядываясь на свою жизнь, прожитую в непокорности Богу, осознает неизбежность страшного приговора, ожидающего его, а также и то, что лето прошло, жатва кончилась, а спасение он отверг; и огонь угрызений совести уже начинает мучить его. Это и есть царство тьмы, в которое перешел богатый человек, о котором говорится в Лук. 16:19-31: «В аде (нижнем гадесе), будучи в муках, он поднял глаза свои…» (16:23). Другими словами, богач находился в «месте мучения» (16:28). Погибшие души терзаются, осознав наконец правдивость слов Того, милость Которого они отвергли, и находясь в страшном ожидании суда, где им будет вынесен приговор: «Отойдите от Меня, проклятые, в вечный огонь…». Погибшие души уже в «нижнем гадесе» предчувствуют ужасные мучения огня, ожидающего их в аду.

Существует три состояния человеческой души. В первом состоянии душа находится в теле человека на земле. Пребывая во втором состоянии, душа человека отделена от его земного тела. В это состояние душа переходит непосредственно после смерти тела и пребывает в нем до дня воскресения мертвых. Пребывая в этом состоянии, душа находится в «гадесе», который означает местонахождение душ умерших. В третье состояние человеческая душа перейдет с момента ее воссоединения с новым телом в день воскресения мертвых; в этом состоянии она пребудет вечно. «Гадес» будет разрушен, когда души перейдут в это третье состояние. Об этом ясно говорят слова из Откр. 20:14: «И смерть и ад (гадес) повержены в озеро огненное. Это смерть вторая».

В ожидании разрушения «гадеса», апостол Павел восклицает: «Смерть! Где твое жало? Ад (гадес)! Где твоя победа?» (1Кор. 15:55). В книге пророка Осии 13:14, откуда Павел цитирует эти слова, написано: «От власти ада (гадеса) Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! Где твое жало? Ад! где твоя победа?» В переводе с Септуагинты этот стих звучит так: «Я освобожу их от власти гадеса, и избавлю их от смерти: Где твоя власть, смерть? Гадес, где твое жало? О смерть, ты больше не можешь разделять душу с телом. О гадес, кончилось твое господство над душами умерших».

Могила (греч. geber) является хранилищем тел умерших, а «невидимый мир (гадес)» является хранилищем их душ. Иудейские историки, как Иосиф Флавий и др., свидетельствуют о том, что это понятие об умерших существовало среди иудеев еще во времена пребывания Христа на земле. Также и труды первых «отцов» церкви свидетельствуют о том, что они понимали этот вопрос так же. Когда же иудеи смешались с халдеями, греками и римлянами, то они, естественно стали употреблять и перенимать и их понятия. Так понятия «рай», «лоно Авраамово», «тартар» и др. вошли в обиход и стали употребляться для описания состояния праведных или нечестивых после их смерти.

В Вавилоне, где иудеи находились в плену 70 лет, имелось место отдыха для царя Навуходоносора и его придворных. Там росли тенистые деревья и цвело много цветов. В этом месте царь и его придворные отдыхали от своей напряженной работы. Воины царя строго охраняли его. Халдеи называли это место «раем». Также греки и римляне имели свои сады и места отдыха, и называли их «гадес»; также у них было понятие «тартара». Иудеи, переняв эти понятия, называли место, где пребывают умершие праведники, «раем» или «лоном Авраамовым», а место умерших нечестивых и демонов – «тартаром». Поэтому эти понятия встречаются и в учениях Священного Писания.

Павел, говоря о рае, имел в виду небесное царство (2 Кор. 12:2-4). Христос, сказав обратившемуся на кресте разбойнику: «Ныне же будешь со Мной в раю» (Лк. 23:43), имел в виду место пребывания душ умерших праведных. А об умершем нищем Лазаре Иисус ясно сказал, что он был отнесен ангелами на «лоно Авраамово», где получил утешение (Лк. 16:19-31). Петр, будучи иудеем и апостолом Иисуса Христа, говорит нам, что Бог предал согрешивших ангелов в «тартар» (2 Пет. 2:4). Он также ясно говорит о том, что согрешившие ангелы и нечестивые люди соблюдаются в узах адского мрака ко дню великого суда, чтобы получить свое окончательное наказание (2 Пет. 2:4,9). Это есть то же самое место, «нижний гадес», куда попал богач после своей смерти, и где он, будучи в муках, поднял свои глаза и увидел вдали Лазаря на лоне Авраамовом (Лк. 16:19-31). Умерших праведников ангелы относят в место, называемое «лоно Авраамово», т. е. в рай Божий, где их ожидает покой.

Выпуски
Разделы