Как мы можем читать Писания с наибольшей для себя духовной пользой

Содержимое

(Продолжение. Начало в 4-ом номере 2006 года и в 1-07.)

Томас Ватсон

 «И пусть он будет у него, и пусть он читает его во все дни жизни своей, дабы научался бояться Господа, Бога своего, и старался исполнять все слова закона сего и постановления сии» (Втор. 17:19)

 13. Приступайте к чтению Слова Божия с искренним сердцем. Христос говорит нам о чистом сердце (см. Лук. 8:15).

Что означает – читать Слово Божие с искренним сердцем?

1) Это означает прийти с сердцем, желающим узнать полный план действий Бога по отношению к человеку. Доброе сердце не желает иметь никаких сокрытых истин в Библии, но будет говорить, как Иов: «А чего я не знаю, Ты научи меня» (Иов 34:32). Когда люди разборчивы в религии, то они будут делать то немногое из Слова, что им нравится, однако, все остальное они не будут делать; это – нездоровые сердца и они не получат никакой пользы от чтения Священного Писания. Они похожи на того больного, которому предписаны горькие пилюли и сироп, в котором ему дают это лекарство, но который принимает только сироп, отказываясь от пилюль.

2) Читать с искренним сердцем означает читать то, с помощью чего мы можем стать лучше. Слово Божие является способом и средством освящения, и мы приходим к нему не только для того, чтобы оно просветило нас, но и для того, чтобы оно освятило нас. Христос молился: «Освяти их истиною Твоею» (Иоан. 17:17).

Некоторые приступают к Библии, как человек, идущий в сад, чтобы сорвать цветы, то есть исключительно из утонченных побуждений. Августин свидетельствует, что до своего обращения он ходил слушать Амвросия более из-за изящности его речи и необычности мнения, чем из-за духовности темы. Эта ситуация напоминает женщину, которая следит за своим лицом, но пренебрегает здоровьем.

Но вот что означает приходить с искренним сердцем: это когда мы приходим к Писаниям, как Нееман к водам Иордана, чтобы исцелиться от проказы. «О, - говорит душа, - пусть меч Духа Святого пронзит камень моего сердца, чтобы это благословенное Слово воздействовало в нем с такой силой, как вода ревности, которая убивает зло и делает подозреваемую женщину плодоносною; чтобы оно могло убить мой грех и сделать меня плодотворным в благодати» (см. Числ. 5:27-28).

14. Научитесь применять Писание лично к себе; воспринимайте каждое слово из Библии как будто оно предназначено непосредственно для вас. Когда Слово Божие обличает грех, думайте так: Бог имеет в виду мой грех; когда оно настаивает на исполнении какого-либо долга, то считайте при этом, что: Бог подразумевает именно меня. Многие отделываются от Писания, как будто оно касается только тех, кто жил в то время, когда оно писалось. Но если вы намереваетесь извлечь пользу из Слова Божия, то примените его к себе.

Лекарство не принесет пользы до тех пор, пока его не применят. Древние святые воспринимали Слово так, как будто оно говорилось каждому из них поименно. Когда царь Иосия услышал об угрозе, написанной в книге Божьей, то он отнес это к себе: «Когда услышал царь слова закона, то разодрал одежды свои» (4 Цар. 22:11) и смирил свою душу перед Господом.

15. Цените поучительную часть Слова Божия наряду с той частью, которая содержит в себе обетования. Заповеди Божьи содержат в себе обязанности; они подобны сосудам, которые переносят кровь; обетования несут утешения, как артерии, которые передают жизнь. Воспользуйтесь заповедями, которые направят вас, и обетованиями, которые утешат вас.

Те, кто направляют свой взгляд на обетования, пренебрегая заповедью, не получат назидания от Писания; они ищут больше утешения, чем исполнения своего долга. Они неверно понимают свое утешение – как мифологический Аполлон, который обнимал лавровое дерево вместо Дафны. Тело может быть наполнено воздухом точно так же, как и субстанцией; человек может быть наполнен как лживым утешением, так и подлинным и реальным.

16. Пусть ваши мысли подробно останавливаются на самых существенных отрывках Священного Писания. Пчела спешит к тем цветам, где она может извлечь больше всего сладости. Хотя весь текст Писания превосходен, тем не менее, некоторые его части могут иметь большую силу, быть более выразительными и действенными для нас. Чтение названий израильских колен или генеалогий патриархов не являются вопросами такой же важности, как вера и новое творение.

Размышляйте о самых великих истинах Закона Божьего (см. Ос. 8:12). Те, кто читают Библию только для того, чтобы удовлетворить свое любопытство, приобретают, скорее, беспокойство, чем пользу. Слишком глубокое проникновение в грядущее земное царство Иисуса Христа ослабили Его духовное господство в некоторых человеческих сердцах.

17. Сравнивайте себя и свою жизнь со Словом Божьим. Посмотрите, согласуется ли ваше сердце с Писанием, подобно тому, как ваши солнечные часы согласуются с солнцем на небе.

Является ли ваше сердце, как это и должно быть, копией и дубликатом Священного Писания? Воспроизвелось ли Слово Божье в вашем сердце? Слово Божие требует смирения; являетесь ли вы смиренным, или только смирились? Слово Божие требует от нас рождения свыше (см. Иоан. 3:7); имеете ли вы перемену в своем сердце – не только нравственную и частичную, но и духовную? Произошла ли в вас такая перемена, как будто другая душа живет сейчас в том же самом теле? Апостол пишет: «И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (1 Кор. 6:11).

Слово Божие требует, чтобы мы любили святых (см. 1 Петр. 1:22). Любите ли вы благодать там, где видите ее? Любите ли вы благодать в бедном человеке так же, как и в богатом? Сыну нравится смотреть на изображение своего отца даже в убогой рамке. Любите ли вы благодать даже тогда, когда ей сопутствуют некоторые недостатки, точно так, как мы любим золото, хотя оно содержится в руде?

Если мы сводим вместе принципы Божьего Слова и наши сердца, чтобы увидеть, насколько они согласуются друг с другом, - то это оказывается очень полезным для нас. Таким образом, мы приходим к Слову Божьему для того, чтобы узнать истинный характер и истинное состояние нашей души, и увидеть, какие доказательства и свидетельства о небесах мы имеем на самом деле.

18. Обращайте особое внимание на те места Священного Писания, которые говорят о вашем индивидуальном случае. Если бы неэкономный человек читал Галена или Гиппократа, то он внимательно следил бы за тем, что они говорят о расточительности. Особое внимание нужно уделять тем отрывкам Писания, которые наиболее соответствуют вашему конкретному случаю. Я должен обратить ваше внимание на три житейских обстоятельства: несчастье, заброшенность и грех.

1) Несчастье. Сделал ли Бог вашу участь тяжелой? Обратитесь к следующим текстам Священного Писания:

«Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами» (Евр. 12:7);

«И чрез это загладится беззаконие Иакова» (Ис. 27:9);

«… печаль ваша в радость будет» (Иоан. 16:20);

«Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу» (2 Кор. 4:17).

Портретист кладет золото на темные цвета; Бог вначале кладет темный цвет несчастья, а затем золотой цвет славы.

2) Заброшенность. Разве ваши духовные утешения в Слове Божьем потускнели? Прочтите Исаию 54:8: «В жару гнева Я сокрыл от тебя лице Мое на время, но вечною милостью помилую тебя, говорит Искупитель твой, Господь».

Солнце может спрятаться за облака, но оно не уходит совсем с небосвода; Бог может сокрыть Свое лицо, но Он не отступает от Своего завета. «Ибо не вечно буду Я вести тяжбу и не до конца гневаться; иначе изнеможет предо Мною дух и всякое дыхание, Мною сотворенное» (Ис. 57:16).

Бог подобен музыканту; Он не будет натягивать струны Своей лютни слишком крепко, так как они могут не выдержать. Писание говорит: «Свет сияет на праведника» (Пс. 96:11). Утешение святого человека может быть сокрыто, как семя под слоем почвы, но в конце концов оно быстро вырастет в плод радости.

3) Грех. Разве похоть плоти не уводит вас в сторону, как бывало раньше? Прочтите Гал. 5:24 и Иакова 1:15. «Возлюбленные! прошу вас … удаляться от плотских похотей, восстающих на душу» (1 Петр. 2:11). Похоть убивает человека в своих объятиях (см. Прит. 7:10, 22, 23; 22:14). Придите, поэтому, к водам святилища, чтобы угасить огонь похоти.

Вы находитесь под влиянием неверия? Прочтите Исаия 26:3: «Твердого духом Ты хранишь в совершенном мире, ибо на Тебя уповает он». Болтор говорит о несчастной душе, которая получила огромное утешение от Писания, находясь на одре болезни. «…чисто слово Господа, щит Он для всех, надеющихся на Него» (2 Цар. 22:31). «Дабы всякий верующий в Него не погиб» (Иоан. 3:15). Неверие – это грех, оскорбляющий Бога. «…Не верующий Богу представляет Его лживым» (1 Иоан. 5:10). Это грех, убивающий душу. «…Не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» (Иоан. 3:36).

Таким образом, при чтении обращайте свое особое внимание на те места Священного Писания, которые касаются вашего индивидуального случая. Хотя необходимо читать всю Библию, тем не менее, непременно отметьте звездочкой те места, которые наиболее непосредственно указывают на ваше индивидуальное состояние.

        (Окончание следует)

Выпуски