Призванный на трудное служение

Содержимое

 ...И отвечал Моисей и сказал:  а если они не поверят мне, и не послушают голоса моего и скажут: «не являлся тебе Господь?» (Исх. 4,1)

 Призвание от Бога

 Здесь речь идёт о призвании Моисея к служению среди своих братьев. Волею Божьей он был поставлен спасителем своего народа. Через него Бог хотел ниспослать Свой ответ на молитвы и вздохи народа, обращённые к Нему. Моисею надлежало стать той личностью, через которую Иегова хотел благословить порабощённую нацию, дав ей познание исцеления и социальное спасение.

Не Египет был до сих пор  помехой Богу в Его желании вывести народ Израиля из рабства. Препятствием был, прежде всего, сам народ и ещё служитель, которого Бог хотел послать этому народу. Пока Израилю в Египте жилось хорошо, Богу не представлялось возможным вывести его из рабства на свободу.

Когда же египетское ярмо стало невыносимым и Израиль, осознав собственное бессилие, готов был дать Богу возможность спасти себя, то тогда уже не было больше силы, способной длительно воспрепятствовать спасению Израиля. Вздыхающая о свободе душа всегда найдёт широко открытую дверь своего спасения. Для Бога не представляется сложным разобраться с этим миром, который держит Его народ в порабощении, лишь бы Ему прежде разобраться с самим народом, настроить его внутренне на Божьи спасительные планы и помышления.

Поэтому речь шла здесь о почётной миссии, которую Бог Сам собирался возложить на Моисея, призвав его к Себе на служение. Бог вынужден был употребить сорок лет пастырского служения в пустыне для того, чтобы избавить этого человека с сознанием собственной силы от него самого. Мы знаем, о том, как Моисей с юных лет вынашивал в сердце стремление служить своему угнетённому народу. Как страстно желал он, ещё будучи принцем, освободить своих братьев от их невыносимого ярма. Но путь, который избрал он, привёл не к победе над египтянами, а к бегству от них. Бегство от мира есть еще далеко не победа над ним. Моисею пришлось испытать на собственном горьком опыте – где наши собственные силы обретают значение, там они приводят и нас самих, и других людей в глубокое замешательство. Они не упраздняют наше рабство, но лишь усугубляют его. Потому что они действуют плотскими орудиями. Властью же плоти невозможно совершить подвига освобождения братьев. Когда Моисей, ревнуя о своём народе, убивает египтянина, то этот поступок не приносит освобождение братьям, а наоборот – ещё усиливает их гнёт.

Но у Бога есть время и для личностей, подобных Моисею, чтобы и их сделать действительно маленькими и пригодными для использования. У Него есть время и для нас. После сорока лет пастырского служения Моисей сделался воистину маленьким. И тогда Бог призвал его. Жизнь, которая, наконец, была освобождена от собственной силы, могла лишь с этого времени быть поставлена Богом на своё столь великое служение. Нет более приятного служения и цели жизни более чудной, чем та, при котором мы получаем возможность внести свой небольшой вклад в дело освобождения других людей. Наша душа наслаждается чудесной радостью и вдыхает небывалый мир, когда после успешно завершённого служения замечает, что от неё исходили силы, несущие другим вечное и совершенное освобождение. Её ощущения подобны тем, которые имеет плодоносное дерево, отдав осенью свои зрелые сладкие плоды и теперь, испытывая внутреннее удовлетворение, наслаждается заслуженным отдыхом, возносит вверх свои уставшие ветви и черпает в тиши новые силы для нового служения. На такое же приятное служение призвал Бог и Моисея. Израиль должен был быть выведен из под рабства Египта и поставлен под господство и водительство Бога. Но Моисей говорит: «А если они не поверят мне, и не послушают голоса моего, и скажут: «не являлся тебе Господь?» Как ни приятно было служение, которое Бог собирался сделать заданием жизни для Своего слуги, Моисей всё же упирался. Он вдруг увидел непреодолимые препятствия на пути, лежащем перед ним. Когда-то он хотел служить братьям своим, теперь же, когда Бог призывал его, он совсем потерял мужество. Моисею и не снилось, как легко может Господь преодолеть те препятствия, которые заграждают путь нашему служению. Он не знал, что эти препятствия были частью Божьего плана, чтобы стать основанием, на котором надлежало открыться Его силе и славе.

Как только мы сами будем готовы встать на тот путь, на который мы посланы, чтобы выполнить Божьи задания, с тех пор у Бога больше не будет непреодолимых трудностей.

Из побеждённых Он делает победителей и возлагает на них миссию носителей благодати для порабощённых – братьев своего народа.

 Конфликты пророка

 Очевидно, Моисей позволил, поначалу, своему старому опыту повлиять на себя. Ведь в области попыток освобождения он был не без опыта. И этот опыт привёл его к убеждению, что он не способен спасти народ. Он сделал открытие, что даже его братья не доверяют ему. Эти переживания глубоко врезались в его память, и теперь, когда Бог решил использовать его, ожили в его душе заново. Моисей был убеждён, что он не обладает ни внутренними силами, ни степенью правомочия, которые нужны для того задания, которое Бог пожелал возложить на него. Жизненный опыт Моисея, накопленный им прежде, не оказался источником новой жизни для его томящихся братьев. Этот опыт был теперь в более значительной мере тем источником, из которого моисеево «нет» черпало свою силу. И неверие имеет источники, из которых оно питается, и силы, которыми оно живет. Оно основывается на истории, на прошедшем, оно очень логично в своём суждении, последовательно в своих действиях и правоверно в своём благочестии. Но об одном обстоятельстве неверие постоянно забывает – о том, что Бог рассчитывает не на наше умение, а на Свое – Божественное. Если бы Богу, в то время, когда встал вопрос о спасении Израиля, пришлось рассчитывать на старого Моисея, то из этого, скорее всего, ничего бы не получилось. Но Бог видел – то, чем Моисей был прежде, он в будущем уже никогда не будет. Собственные силы Моисея, равно как и его пыл, были отвергнуты Богом. Но сам сосуд, как таковой. Бог не отверг. Его желал Бог в своё время наполнить новым содержимым, новой силой. И Господь знал, что тогда Моисей станет служить своим братьям не собственными старыми, а новыми Божественными средствами. Они же, эти новые силы и средства, будут означать для всего угнетённого народа исцеление, жизнь и свободу.

Величие благодати состоит в том, что она никогда не спрашивает о нашем прошлом, но о нашем будущем. Она не смотрит на то, чем мы были прежде, а на то, чем мы станем впоследствии. Найдёт она для себя возможным вторгнуться в нашу жизнь со своим преобразующим и созидающим заново воздействием, то и Савлово прошлое перестаёт быть для неё препятствием тому, чтобы из этого сосуда создать апостола, который больше всех потрудился для того, чтобы погибающий мир нашёл в Христе своего Спасителя. Церковь и сегодня живёт тем непреходящим наследием, которое оставила его миссия.

Потому и мы не имеем представления о том, что Бог в состоянии сделать с нашей бедной обанкротившейся жизнью, если она когда-либо попадёт в Его руки и Он наполнит её новым содержанием. Ибо Он есть не только Бог прошлого, но и Бог настоящего. То, что Бог совершал во времена пророков и апостолов, он в состоянии совершить и сегодня. И сегодня Он всё ещё призывает Своих пророков от плуга и с гумна, забирает их от овечьего стада и преобразует их в инструмент, посредством которого Он может благословить вздыхающих благодатным спасением и осуществить начало нового этапа исцеления. Ибо, как только в Его распоряжение попадают уста пророка, способного пророчествовать и на поле, полном костей, тогда вдруг слышится шум и происходит движение среди истлевших останков, тогда в истории происходит новое воскресение. С того времени, как он находит Моисея, которого Он может послать к воздыхающему народу со своим божественным спасительным планом, прекращается влияние египетской власти, которое способно было бы надолго воспротивиться часу освобождения и возрождения порабощённого народа. Если Бог всего творения располагает созидающими силами, то никакой ужас разрухи не способен помешать Ему создать новый мир на развалинах старого. Моисей, осознав себя призванным, преткнулся всё же о неверие своих братьев: «а если они не поверят мне, и не послушают голоса моего, и скажут: «не являлся тебе Господь?».

Рассуждения Моисея были не безосновательными. Он думал о том опыте, которые Он приобрёл среди своего народа сорок лет назад. Тогда он наткнулся на непонимание среди своих братьев. И он знал, каким безуспешным может быть служение, если тот, кто пытается его осуществить, не располагает для этого народным доверием. Ему одному оставалось неизвестным, чего достиг Бог среди его народа за все эти годы. Этот народ теперь уже не был тем, чем был тогда. Теперь он ждал того часа, когда придёт кто-либо - с тем, чтобы, по воле Божьей, совершить служение ради спасения. И мы очень часто ищем в расположенности других людей повода для отклонения служения, предложенного нам Богом. Бог разрешил первую проблему Моисея. Тогда Моисей привёл вторую. «О, Господи, человек я не речистый, и таков был и вчера и третьего дня, и когда Ты начал говорить с рабом твоим: я тяжело говорю и косноязычен».

Но Господь желал получить больше, чем способности и дарования своего слуги. Он желал получить его самого. И не способностями, которых у него не было, должен был служить он своему народу, но теми, которые у него были. Бог знал Своего слугу. Он с самого начала его жизни наблюдал за ним и заботился о том, чтобы Моисей был сохранён для его служения.

Моисей же полагал, что без дара красноречия ему в его служении не обойтись. Но какое чудесное обетование связал Бог с той оговоркой, которую привёл Моисей! Признал ли Бог косноязычие уважительной причиной отказа Моисея? Моисей обратил внимание Бога на значительный недостаток в своей жизни, Бог же предложил вниманию Моисея полноту в Себе Самом: «Итак, пойди; Я буду при устах твоих, и научу тебя, что тебе говорить».

Так надлежит недостаткам, которые мы сами в себе открываем, быть замененными переполняющим изобилием, которое есть во Христе. Господь не привязан к нашим дарованиям и способностям. Он не пренебрегает ими, когда они посвящаются Ему, но спасение душ и священническое служение Он не делает зависимым от них. Как часто мужи, обладавшие лишь незначительными дарованиями, но зато имевшие пламенное сердце, переполненное любовью, совершали для Царства Божия и для мира значительно более великое, чем те, которые из-за их особой одарённости, казалось, были призваны к чему-то великому. Господь желает на основании наших слабостей проявить совершенство Своей собственной силы. «Ибо, когда я немощен, тогда силен». Этому обетованию надлежит стать славой всех тех, которые служат Ему.

Затем Моисей создал ещё одну трудность – «Господи! Пошли другого, кого можешь послать» – она была наибольшей. Она исходила из своевольного сердца, из подсознательного непослушания. Она была его несломленной волей.

«И возгорелся гнев Господен на Моисея». Господь никогда не гневается на нашу несостоятельность, которую мы Ему открываем. Он принимает во внимание наши телесные слабости, наше ограниченное умение, недостаток наших знаний, ниши ничтожные средства. Он обращает наше внимание на то, что Его сила совершается в нашей слабости. Но Господь гневается на наше сознательное непослушание. Если мы не избавимся от того горького корня, то навсегда останемся непригодными для царского служения нашему Богу.

Но как совмещает Господь Свою святую непоколебимость со Своей милостью и дружелюбием! «Разве нет у тебя Аарона, брата Левитянина? Я знаю, что он может говорить, и вот, он выйдет навстречу тебе и, увидев тебя, возрадуется в сердце своем», - сказал Господь Моисею. Если Моисею не было достаточно того, что Господь хотел быть при устах его, что он по-прежнему полагал не справиться со своим служением без дара красноречия, то этот дар должен был быть предоставлен ему в образе брата его Аарона. Но более того! Моисей был уверен, что столкнётся с неверием в сердце своих братьев. Но то, чему надлежало произойти, было совершенно другим! Первый, который повстречается ему, должен будет возрадоваться в сердце своём.

Самые большие трудности никогда не находятся вне, но всегда внутри нас самих. Как только Бог разберётся с нами самими, то прочие трудности уже не будут составлять для Него большого труда.

И сегодня, как некогда прежде, стоит Великий Спаситель и Учитель на рыночной площади жизни. Он ищет служителей для Своего народа, работников для Своего виноградника, пророков для мира, священнические души для труждающихся и обременённых и сестёр милосердия для больных, милостивых самарян для избитых. Таких служителей – больших и маленьких – высматривает с тоской сегодняшний мир. Следует сказать, что ожидающих больше, чем мы можем представить – ожидающих пока придёт кто-нибудь по поручению Божию и с Божьим полномочием, для того чтобы послужить им. Кто слышит более, чем шум толпы сегодняшнего времени, тот различит жалобные вздохи, вздохи человечества о спасении, вздохи всего творения об освобождении подлинных чад Божьих, о котором апостол Павел так проницательно повествует нам в восьмой главе послания к римлянам. Потому, когда мы услышим Божий зов, пусть наш ответ не будет похож на ответ Моисея: «Господи! Пошли другого, кого можешь послать». Чем громче становится стук Божий в нашу дверь через нужду нашего времени вопрошающий: «Кого Мне послать? И кто пойдет для нас?», тем отчётливей пусть будет наш ответ, подобно Исайе: «Вот я, пошли меня». Конечно, не все мы можем стать пророками для народа, как Моисей и апостолами церкви, как Павел. И то мне неизвестно, какого рода служение вложит Бог в твою жизнь, возможно – оно будет большим, возможно – маленьким. Но я знаю одно, что всякое служение, желанное Богом, содержит в себе избавительные силы, которые несут нечто Божественное в глубину человеческого ничтожества, силы вечности во внутрь убожества человека. Там же, где действуют вечные силы, там восстают и творения непреходящей цены, там человек испытывает на себе воздействие сил, снимающих оковы, которые делают его свободным от вины, от порочной привязанности, от обмана и всего преходящего, сил, которые помогают ему найти свой источник новой жизни в Боге. Там, где восстают апостолы и пророки – там давно  прошедшее сохраняет свою актуальность. Так что, начавшиеся в первый день пятидесятницы деяния апостолов находят желанное Богом продолжение в современности.   

 Служебные  пути  веры

 И Моисей пошёл. Правда, лишь после долгой борьбы. Лишь после того, как Бог устранил причины всяких отговорок, лишь за тем, как Бог открыл глазам всю серьёзность его нежелания идти. Ибо, если кто-либо сознательно избегает Бога и предполагаемого Им служения, тот никогда больше не сможет найти постоянного спокойствия. Продолжительное противление Богу влечёт за собой продолжительное отсутствие покоя. Моисей позволил Богу переубедить себя, и впоследствии был за это благодарен.

И всё же путь Моисея был не без трудностей и не без терниев. Как выяснилось – кто отдаёт себя на служение, как пророк и пастырь народа, тот должен считаться с лишениями, как пророк. Кто хоть раз пытался вывести своих братьев из старого устоявшегося порядка вещей, который сохранившись неизменным – неизбежно бы привёл их к погибели, с тем, чтобы дать им новое основание исцеления и свободы, тот знает, что подобная миссия связана для её исполнителя с постоянными неописуемыми конфликтами из-за неуравновешенного воззрения братьев. Необходимо сказать о Моисее, что он был тем человеком в Израиле, которому пришлось нести самое трудное бремя. Даже его брат Аарон и сестра Мириам начали однажды ссориться с ним. Когда на пути спасения возникали трудности и лишения, то по мнению народа во всём был виноват Моисей, порой его собирались даже побить камнями. Настроение народа испокон веков было непредсказуемым, даже в Царстве Божьем. Моисей же осознавал себя посланником Бога – не народа. И это делало его таким стойким в его служении, таким уверенным в его следовании к цели, таким сильным в его испытаниях. Он оставался независимым от непостоянства в настроении своего народа, во всех вещах, которые окружали его или ожидали его впереди; он сверялся с Божьим сердцем. Так из его служения образовывался плод во сто крат. Его путь оказался не напрасным. В Моисее Бог нашёл друга Себе  и пророка для народа Израилева.

Выпуски
Разделы