Любовь к жене

Содержимое

 Это самое важное качество мужа и самое главное требование, которое Господь предъявляет к мужьям.

Еф. 5:25-33 «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа».

Кол. 3:19 «Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы».

В Еф. 5:25-33 трижды Писание подчеркивает обязанность мужа любить свою жену

1) как Христос возлюбил Церковь;

2) как свои тела;

3) как самого себя.

Здесь дано настолько всеобъемлющее требование любви мужей к женам, что более совершенное отношение к жене невозможно и немыслимо. Так высоко Господь ценит женщину-жену.

Здесь слово «любить» означает вовсе не те чувства и влечения, которые многие неверно принимают за истинную любовь. Здесь стоит греческое слово «агапе», что означает жертвенную любовь, ту любовь, которая отдает, ничего не требуя взамен. Мерой такой любви являются не чувства и переживания, а способность к самопожертвованию, подкрепляемая реальными шагами для служения жене. Агапе больше, чем самая чистая и искренняя страсть мужчины к женщине, это основа Божьей любви, расцветающая на желании отдавать себя другому, посвящать свою жизнь для счастья другого, достигать самоотрицания и самопожертвования вплоть до того, чтобы, если понадобится, выполнить Божий принцип высшей любви.

Ин. 15:13 «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих».

Любовь агапе предполагает реальное выполнение в практической жизни слов Христа:

Мф. 16:24 «…если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною».

В браке должны присутствовать все виды любви, но именно любовь агапе должна составлять основу брачного союза. Требование такой любви-агапе предъявляется к мужу. К жене Писание предъявляет требование любви-филеа (Тит. 2:4). Образец проявления любви агапе – отношение Христа к Церкви (Еф. 5:25-33). В Еф. 5:25-33 в триедином требовании любить свою жену стоит требование «как Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее».

А. Любить, как Христос возлюбил Церковь

В книге «Брак и семья» автор так описывает  проявление на деле любви Христа к Церкви: «Ради нее Он, Сын Божий, сменил небо на землю, славу на крест, Безначальный ограничил Себя тленным телом. Ради нее Он висел на позорном древе, претерпел поругания и муки, Бесконечный умалился, Бессмертный вкусил смерть. Ради Церкви, Жены Своей, Он спустился в адские пучины, страдал, в неимоверных усилиях боролся и, уплатив должную цену, победил и воскрес! Чтобы возродить души, составляющие Его Невесту, Он, Жизнеподатель, дал пронзить Свое ребро и сердце, из которого излилась целебная сила для ее очищения. Все Его жертвы не способен охватить и оценить наш ограниченный разум. Вися на кресте между небом и землею, Он обнял Собой весь мир, и из грешных, падших, ничтожных, нравственно негодных, порою из «отрепья земли», Он творит Свою возлюбленную, у которой не будет ни пятна, ни порока, превращает ее в царицу (Пс. 44:10-16). Он трудится над ее совершенствованием, созидая в ней подобие Свое. Так любит Христос. Но Он хочет, чтобы так научился любить и муж свою жену, хорошую или плохую, таковую, как она есть».

Это любовь без всяких условий, любовь, не требующая каких-то заслуг от того, кого любят, любовь жертвенная, очищающая и освящающая, стойкая и прочная, она не зависит ни от каких обстоятельств, а также ни от каких качеств жены (любовь проявляется при всех ее недостатках).

Жена должна быть послушной и смиренной. Но это послушание и смирение в полноте может расцвести только в атмосфере любви-агапе. Из всех качеств и добродетелей всегда «любовь из них больше» (1 Кор. 13:13), она идет впереди и «никогда не перестает» (1 Кор. 13:8). Главенство мужа не может осуществляться без любви. Господь дает гармоничное сочетание, чтобы любовь без главенства не приводила к хаосу и безответственности, а главенство без любви не приводило к диктату.

Такая любовь возможна только в Господе, когда, имея милость от Него, мужья прикладывают все усилия, чтобы иметь силу Божию и быть в духовном всеоружии (Еф. 6:11-17). Такой любви нужно просить у Господа и достигать, прикладывая все усилия воли (1 Кор. 14:1).

Иоанн Златоуст подчеркивает соотношение меры повиновения и любви: «Видел ли ты меру повиновения? Слушай же и меру любви. Хочешь ли ты, чтобы жена твоя повиновалась тебе, как Церковь повинуется Христу? Тогда заботься сам о ней так же, как Христос заботится о Церкви. И если потребуется, чтобы ты отдал свою жизнь за нее, или чтобы тебя разрезали на тысячу кусков, чтобы ты вынес все, что может принести жизнь, не отказывайся от этого… Он положил Церковь к ногам Своим любовным попечением, а не угрозами или страхом, или чем-то подобным. Вот так и ты веди себя по отношению к своей жене… Заботься о своей жене, как Христос о Церкви. Хотя бы нужно было отдать за нее душу свою, хотя бы пришлось испытать многократные потери, претерпеть что-нибудь тяжкое, ты не должен отказываться; ибо, претерпев все это, ты еще не сделаешь ничего, подобного тому, что сделал Христос (для Церкви)».

Подобно тому, как Христос предал Себя за Церковь, так и муж должен умертвить свой эгоизм, умертвить свое «я», чтобы послужить жене. Подобно тому, как Христос освящает Церковь, так и муж должен освящать свою жену. Муж обязан руководить ее духовным ростом, помогать жене в следовании за Богом, ходатайствовать за нее, никогда не соглашаться на ее падение, выводить из всех обстоятельств, делать все возможное для достижения добрых плодов. Цель этого – приготовить жену и семью к вечности, сделать ее «не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» (Еф. 5:27). Забота об освящении жены – самая высокая обязанность мужа-христианина. Мужья дадут отчет перед Христом за то, как они готовили жену к вечности, как освящали ее и детей.

Таким образом, любить, как Христос Церковь, включает:

1. Жертвенную любовь по 1 Кор. 13:4-8.

2. Отсутствие всяких условий (безусловная любовь).

3. Терпеть ради жены все трудности, поругания и муки.

4. Умертвить свой эгоизм.

5. Прикладывать всю силу воли и действовать во благо, независимо от чувств.

6. Руководить духовным ростом жены и носить все ее духовные бремена.

7. Создавать все условия для духовного роста, относиться к жене как к святыне.

         Продолжение следует

Выпуски