«Блаженны хранящие откровения Его, всем сердцем ищущие Его» Пс. 118:2

Содержимое

 «Блаженны хранящие откровения Его». Как, еще одно благословение? Воистину так, ибо те, чья внешняя жизнь опирается на внутреннюю ревность о славе Божьей, благословенны вдвойне. В первом стихе говорилось о непорочности в пути и, несомненно, подразумевалось, что чистота в пути – это не просто внешнее действие, а нечто произрастающее из обитающих в сердце истины и жизни – даров божественной благодати. Во втором стихе прямо говорится о том, о чем в первом было сказано косвенно. Здесь сказано, что блаженством обладают те, кто хранит откровения Господни. Тем самым подразумевается, что эти люди исследуют Писание, постигают его, проникаются к нему любовью, а затем неуклонно соблюдают все его повеления. Прежде чем что-то хранить, мы должны крепко держать дарованное: мы не можем хранить в сердце то, чего прежде не приняли всеми своими чувствами. Слово Божье – это свидетель и свидетельство Божье, открывающие нам великие и важнейшие истины о Боге и о наших взаимоотношениях с Ним. Его нам следует познавать. Познав, мы должны уверовать, уверовав – возлюбить, а возлюбив – твердо хранить от всяких нападок. Хранить Слово Божье можно как вероучение, – когда мы готовы умереть, защищая его, и как руководство к действию, – когда мы живем, подчиняясь его власти. Открытая Богом истина драгоценна, как бриллиант, и ее надлежит беречь и хранить в памяти и в сердце, подобно драгоценностям в шкатулке, подобно тому, как закон хранился в ковчеге завета. Впрочем, этого не достаточно, ибо Слово предназначено для практического применения, и посему мы должны держаться его, подобно тому, как человек держится определенного пути или как актер – своей роли. Если мы сохраним откровения Божьи, то они сохранят нас. Они сохранят здравость наших убеждений, спокойствие духа, святость жизни и непоколебимость надежды. Если откровения Божьи стоят того, чтобы их получить, – чего не станет отрицать ни один мыслящий человек, – то они стоят и того, чтобы их хранить. Откровения не окажут предусмотренного Богом влияния, если мы завладели ими лишь на короткое время; они действенны только в том случае, если мы постоянно храним их: «…в соблюдении их великая награда».

Мы должны хранить Слово Божье со всяким усердием, потому что это Божьи откровения. Он даровал их нам, однако они все равно принадлежат Ему. Нам надлежит хранить их так же, как сторож охраняет дом своего хозяина, как управляющий бережет добро своего господина, как пастух печется о стаде своего нанимателя. Мы дадим отчет за свои действия, ибо нам вверено Евангелие, и горе нам, если окажется, что мы неверны. Мы не сможем ни подвизаться добрым подвигом, ни совершить течение, если не сохраним веры. Именно для этого Бог и должен соблюсти нас: только соблюдаемые силой Божьей ко спасению смогут хранить Его откровения. О каком же блаженстве свидетельствуют неотступная вера в Слово Божье и непрестанное его соблюдение! Воистину, Бог благословил этих людей и будет благословлять их во веки веков. То благословение, которое Давид узрел в других, он испытал в своей собственной жизни, ибо в 168-ом стихе этого псалма он сказал следующее: «Храню повеления Твои и откровения Твои», а в стихах 54-56 он приписал песни радости и блаженные воспоминания тому же самому соблюдению закона Божьего, исповедав: «Он стал моим, ибо повеления Твои храню». Учения, которые мы преподаем другим, мы должны прежде всего проверить на своем опыте.

«Всем сердцем ищущие Его». Хранящие откровения Господни обязательно будут искать Самого Бога. Если Слово Божье столь драгоценно, то мы можем быть уверены, что сам Бог еще более ценен. Личные взаимоотношения с Богом-личностью – страстное желание всех тех, кто позволил Слову Господню действовать в них в полной мере. Если мы однажды по-настоящему узнали силу Евангелия, то мы будем искать Бога этого Евангелия. «О, если бы я знал, где найти Его!» – таким будет крик нашей души. Обратите внимание на ступени роста, описанные в данных стихах: сначала мы на подступах к пути, затем идем по нему, потом находим и храним сокровище истины, и, наконец, ищем Господа этого пути. Заметьте также, что чем глубже душа познает благодать, тем более духовной и богоустремленной становится ее жажда: душу, спасенную благодатью, не удовлетворяют ни внешние действия, ни даже сокровища откровений Божьих – она ищет самого Бога, и, в какой-то мере насытившись Им, жаждет Его еще больше и ищет Его опять.

Искать Бога – значит жаждать более близкого общения с Ним, желать следовать за Ним более самоотверженно, стремиться к единению с Его мыслями и волей, распространять Его славу и в полной мере познавать то, что Он значит для святых сердец. Блаженный человек уже имеет Бога, поэтому-то он Его и ищет. Это может показаться противоречием, однако это всего лишь парадокс.

Холодный разум не может по-настоящему искать Бога: Бога необходимо искать сердцем. Любовь открывается любви: Бог являет Свое сердце сердцу Своего народа. Напрасно мы пытаемся понять Бога разумом; мы  должны познать Его чувством. Вместе с тем, если мы хотим найти Бога, то сердце наше не должно разделяться между несколькими объектами любви. Бог един, и мы не познаем Его до тех пор, пока всем сердцем не станем искать Его. Впрочем, разбитое сердце не должно терзаться по этому поводу, ибо никакое сердце так самозабвенно не ищет Бога, как сердце сокрушенное и разбитое, каждый кусочек которого воздыхает и томится по светлому лику Отца небесного. В учении этого текста порицается именно сердце, разделенное между несколькими объектами любви, и, как ни странно, согласно Библии, сердце может быть разделенным, но несокрушенным, сокрушенным, но неразделенным. Оно может быть сокрушенным и всецело преданным; более того, оно не может быть всецело преданным, доколе не будет сокрушенным. Когда мы всем сердцем ищем святого Бога во Христе Иисусе, мы приступаем к Тому, о ком сказано: «…и которые прикасались к Нему, исцелялись» (в англ. – «становились целыми». – Прим. пер.).

Все, чем восхищался псалмопевец в данном стихе, он сказал о себе в стихе десятом: «Всем сердцем моим ищу Тебя…» Хорошо, когда восхищение добродетелью ведет к ее обретению. Кто не верует в блаженность ищущих Господа, тот едва ли сможет вдохновить свое сердце на поиски Бога. Если же человек называет другого блаженным по той причине, что видит в нем благодать Божью, то и сам он на пути к обретению этой благодати.

Если ищущие Господа блаженны, то что сказать о тех, кто  уже пребывает  с Ним и знает, что Господь принадлежит им?

Как добр Ты к падающим, Боже,

Как благ Ты к ищущим Тебя!

А кто нашел?! сего не может

Ни слово, ни перо сказать:

Любовь Христа, что есть она, 

Возлюбленный лишь может знать.

Выпуски