Первая страница Библии (часть XI)

Содержимое

Ф. Беттекс (1837-1915)

(Продолжение. Начало в №№ 4/08 - 1/11)

ДУХ ЧЕЛОВЕКА

«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его» (Быт. 1:27).

Что означают эти слова, мы узнаем вполне лишь по воскресении тела, которое воссияет, как солнце, – этот лучезарный центр небесных сил. Облагорожен человеческий образ тем, что Бог, Сам Иегова, удостоил в нем открыть Себя людям, и еще тем, что в этом же образе Он создал и мощных ангелов. Но в словах текста дело касается также основных сил и свойств человеческой души, а равно и отношений человека к остальному творению. Как Бог царствует над всем мирозданием, так и человек в Боге должен господствовать над землей и всеми тварями, что он в некоторой степени и делает, несмотря на свое падение. Конечно, они уже не добровольные его подданные, которыми он правит в духе любви Господней, для их блага; но, по слову Божию: «Да страшатся и да трепещут вас все звери земные, [и весь скот земной,] и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они» (Быт. 9:2). Вместо того, чтобы быть их Богом, он – увы! нередко становится их злым духом. Тем не менее, власть его еще велика. Ни одна из тварей земных не может привлечь его к ответу и спросить: зачем ты это делаешь? Растения и животные всецело в его руках; он может переносить растения из одной части света в другую, видоизменять их путем скрещивания, и хотя в силу привычки эти действия нам кажутся маловажными, но нужно вспомнить, что ни одно животное этого не может делать. Также точно человек может не только убить животное, но и воспитать его, укротить, выдрессировать. Если бы он смотрел на земные создания не как на рабов, которых можно только эксплуатировать и по произволу своему даже мучить, – но как на друзей, о которых следует с любовью заботиться, как подобает истому властелину, он мог бы со своей стороны успокоить ныне же многие «стенания и мучения твари». Далее, человек единственное существо на земле, имеющее власть над огнем, этой стихией гнева Божия.

Если некоторые действия животных, например, строительное искусство бобра, по-видимому, требует больше ума, чем добывание людьми в первобытные времена огня подкладыванием хвороста к зажженному молнией дереву, то все-таки ни одно животное, в том числе и обезьяна, никогда не попадало даже на эту несложную мысль.

Еще более, чем в этом господстве над природой, божественное сходство выступает в основных силах человеческого духа. Что такое искусство и наука людей, ведение ими войн и основание государств, постройка ими городов и установление законов, как не постоянное откровение и проявление бессмертной божественной души, которая не находит мира, доколе не успокоится в самом вечном бесконечном Божестве? Почему ее не удовлетворяет, как вола, мирное пережевывание жвачки у наполненных кормом яслей? Потому что она – подобие Божие.

Частичное проявление этой богоподобности есть наша совесть. Подобно тому, как перед Богом не может устоять малейшее зло, так все деяния, слова и даже помыслы получают настоящую оценку и неутомимое осуждение перед божественным началом в человеке. Нередко убийцы добровольно отдавались на суд спустя 10 и 20 лет по совершении ими преступления и просили о наказании, лишь бы избавиться от страшных, невыносимых укоров «судьи» внутри их. Или взгляни на богача, который приобрел себе большое состояние дурными, нечестными проделками. Он изысканно ест и пьет в своих богатых хоромах, друзья превозносят его как умного, честного и высокочтимого человека, и он почти им верит. Но вот друзья разошлись и погасли свечи; как тревожно, как беспокойно мечется он на своем роскошном ложе, стараясь думать только о дальнейших спекуляциях, лишь бы не слышать тихого голоса, который неумолчно твердит одно и то же: ты вор.

Память так же великая способность души. Какая это власть над временем и пространством, словно некое подобие вездесущности Бога! Когда-то, давным-давно, твоя душа была охвачена теми или другими впечатлениями. Прошли годы; многое за это время было пережито и перечувствовано, продумано, сказано и сделано; потоки страданий прошли над тобой, немногие радости согрели тебя; и теперь, когда между давнишними впечатлениями и настоящим стоит, быть может, целая человеческая жизнь, душа твоя имеет еще силу вызывать по своему усмотрению из океана далекого прошлого те или иные впечатления. Семидесяти- и восьмидесятилетний старец видит еще комнату, в которой он играл ребенком, слышит голос давно умершей матери. Несомненно, это колоссальная сила человеческой души. По наблюдениям, сделанным над людьми преклонного возраста, над больными, помешанными и умирающими, эта сила больше и совершеннее, чем мы обыкновенно ее себе представляем. Нужно принять за факт, что человеческая душа вообще ничего не забывает, но что то или другое воспоминание временно заслоняется иным. Иногда из таинственных глубин души воспрянет все пережитое: каждый поступок, каждое слово, даже каждый помысел живут во всей наготе правды, дабы душа была судима сообразно со всеми своими явными и тайными деяниями.

Наконец, особенно чудесное свойство человеческого духа – членораздельная речь! И животные имеют нечто вроде речи и могут звуками, порою очень трогательно, выражать радость и горе; но слова у них нет, и никогда еще самая умная собака не придумала хотя бы односложного слова, дабы им назвать своего господина. Почему? Потому что ей недостает духа, постигающего природу людей и вещей. Как при сотворении мира Господь начал с того, что «сказал», «назвал», так и дело Адама на земле началось словами: «И нарек человек имена всем скотам…». Какая удивительная способность человеческой души влагать все, что в ней есть, да и самое себя, в слово!

Губами и языком ты приводишь в колебание ничтожное количество воздуха, эти воздушные или звуковые волны достигают уха твоего ближнего, и он сейчас узнает твои сокровеннейшие мысли. Этим на вид столь незначительными действием, этим небольшим колебанием воздуха, производящим слово, ты можешь произвести самое лучшее и самое худшее, возбуждать гнев, утешать, вести бессмертные души к Богу или к сатане; словом создаются и разрушаются царства, строятся города, утверждаются государства и законы, культивируются искусства и науки. И как удивительно просты и здесь средства, производящие столь великое! Пяти гласных и приблизительно двадцати согласных было достаточно (да и будет до скончания века) для выражения всеми образованнейшими народами в течение 6000 лет всего, что может думать, ощущать, облекать в поэтические образы, изобретать человеческое сердце. В этих 25 знаках сокрыты все книги, которые когда-либо были написаны или пишутся теперь; все когда-либо произнесенные речи; все языки и наречия, которыми человечество когда-либо говорило или будет говорить. Многое может изобрести человек, но только не новую букву, не шестую гласную к тем пяти, которые даны ему Богом. Здесь мы немного догадываемся, почему Сын Божий назван в Священном Писании «Словом Божьим». О силе, которая присуща человеческому слову, свидетельствует Слово Божие: «Ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Матф. 12:37). Также и слово Ноя. Он сказал: «Проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих» – и этим запечатлел судьбу целой части света на тысячи лет, ибо вся всемирная история подтверждает, что Африка всегда была страной рабства и остается ею и до нашего времени. Когда Исаак благословил Иакова, то Исаву уже не помогли никакие мольбы и слезы: слово было произнесено, и Иаков остался под благословением. Такова сила в Господе сказанного слова! Поэтому одним из печальных знамений нашего времени является то обстоятельство, что у нас слово так обесценено. Древние греки и римляне еще сколько-нибудь ценили слово и Сократ сказал: «Говорить несправедливо – вредить душе» и «Говори же, чтоб я тебя видел». Поэтому, главной задачей воспитания было научить человека говорить коротко, метко и правдиво. Но что за потоки ничтожных, пустых, ничего не говорящих и неправдивых слов изливаются в наши дни по всему белому свету устно и печатно! Как часто можно слышать презрительное замечание: «это только слова» и «врет, как по печатному»! Какое печальное явление!..

Слава Богу, что Слово Его имеет больше силы, значения и долговечности, чем столь ничтожные слова людей, и что сам сатана не может противостоять ему! Слово Божие вечно и не может прейти. И раз Господь сказал: «Сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они … над всею землею», то полное осуществление этого слова, хотя и задержанное грехом, отнюдь не может быть упразднено.

Искупленный Иисусом Христом, возрожденный и обновленный в образ Божий, человек будет некогда царствовать над всей новой землей и даже «судить ангелов» (1 Кор. 6:3); слово его снова получит созидающую и правосудную силу. Но свое наивысшее и великолепнейшее значение это слово, слово совершенного во Христе человека, получит лишь тогда, когда он посредством его будет возносить вовеки веков славу и честь и благодарение: «...ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено» (Откр. 4:11). Непреходящи и эти слова творения, которые мы уже рассматривали: свет и воздух, горы, растения и животные – все это вечные мысли Творца, Который никогда не отбрасывает Свое создание как неудавшееся. На новой земле мы узрим и унаследуем это создание в еще большем блеске и величии (Откр. 21:6 «Се, творю все новое»). Печально, что многие христиане с таким трудом верят этому второму творению! Что дерево и птица, река и гора действительно существуют на земле, – отрицать мог бы разве только безумец. Но что Тот же Бог, создавший некогда все это, может точно так же создать и новую землю, вполне действительно, реально и осязательно, – землю с кристально-светлой рекой и высокими горами, древами жизни и великолепным городом, в котором будем жить мы в воскресшем и преображенном теле нашем, видимом и осязаемом, в белом одеянии, с руками и ногами, ртом для еды и питья, для речи и пения, и глазами для созерцания всего творения, – это кажется им невероятным. Все это они толкуют, вопреки телесному воскресению Христа и точному смыслу Святого Писания, лишь как туманные символические образы непостижимого загробного существования без осязательной реальности. Или десница Божия сократилась и Творец не может более творить? Разве новое творение, не омрачаемое уже никаким злом, блаженное, непреходящее, вечное, не будет еще существеннее, содержательнее и истиннее, чем это временное и преходящее? О, упорное безверие злого человеческого сердца, столь ленивого, чтобы верить в Божественные Обетования Слова Божия!

Дивно это соответствие последней страницы Библии – первой. И в этом Слово Божие проявляет себя как нечто цельное, как откровение (с началом и концом) вечных божественных определений о человечестве и творении. «В начале сотворил Бог небо и землю». В конце Он создаст новые небеса и новую землю. На той было четыре эдемских реки; на этой, новой, – одна кристальная река, исходящая от престола Бога и Агнца. В первом раю одно древо жизни, во втором – много древ жизни. На первой земле были горы; на новой – новый Иерусалим стоит на очень высокой горе (см. прор. Иезекииля и Откровение).

Дивны также и различия между первым и вторым, еще более величественным творением. Солнце и Луна светили на первой земле, и даже в раю были ночи (Быт. 3:8). О новой земле сказано: «И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их» (Откр. 22:5). Адам и Ева были наги – выражение и символ райской невинности. На новой земле воскресшие ходят в белых одеждах – видимый знак праведности святых. В первом раю человек жил под деревьями сада; во втором будет жить в великолепных дворцах вечного города с жемчужными воротами и золотыми улицами.

В противоположность первым творениям, где Бог сказал: «От дерева познания добра и зла не ешь от него», о втором творении читаем: «И ничего уже не будет проклятого» (запретного). А там, где нет запрета, невозможен и грех. В первом раю еще существовало «нет»; во втором – все «да» и «аминь». – «И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр. 21:4).

Да соделает и нас Господь участниками этого чудесного наследия святых во свете.

Выпуски