Закон святости

Содержимое

(Продолжение. Начало в № 2 - 2011 г.)

Фредерик Д. Смит

Особый пример внешней святости

Для того чтобы уяснить учение Слова Божьего в этом вопросе и сделать его понятным для каждого, хотелось бы привести особый пример внешней святости – субботу. Для этого выбора существует две причины: во-первых, потому, что при этом предоставляется возможность яснее раскрыть тему внешней святости; во-вторых, потому, что многие христиане имеют неправильные понятия о субботе. Рассмотрим эту тему в хронологическом порядке: вначале субботу как седьмой день, т.е. день покоя, затем понятие о субботе как первом дне недели.

Выбор нами субботы как показательного примера всех обрядов внешней святости вполне естественен, т.к. сам Бог выделил субботу. Десять заповедей являются кратким изложением закона Моисеева, или ветхого завета. Насколько мне известно, это признают все толкователи Священного Писания. Поэтому, когда ссылаются на десять заповедей, то имеют в виду весь завет, данный на горе Синай (Исх. 34:28; Втор. 4:13, 5:2-22), который был затем упразднен и потерял свою силу после того, как Христос установил свой «новый» и «лучший» завет (Евр. 8:9; 3 Цар. 8:21.9). Эти ссылки обоснованы лишь в том случае, если десять заповедей включают в себя принципы всего закона и особенно его часть с обрядовыми заповедями. Ибо остальная часть записей закона Моисеева дает подробное и обстоятельное описание того, что вкратце уже выражено в десяти заповедях.

Возглавляя перечень святых дней, суббота неоднократно упоминается и в связи с другими святыми днями, праздниками и обрядовыми предписаниями закона (см. Числ. 28; Лев. 23; 1 Пар. 23:31; 2 Пар. 2:4, 8:13, 31:3; Неем. 10:33 и др.) В этот святой седьмой день, субботу, при служении использовались и все остальные «святые» предметы, как, например, жертвенник, сосуды, скиния, жертвы и др.. В соответствии с этим, в десяти заповедях, т.е. в завете, включена и суббота, как заповедь, характеризующая все остальные обрядовые предписания закона.

Прочитав это, наверное, многие христиане готовы возразить, что десять заповедей являются моральным законом, поэтому и заповедь субботы – моральная, и она может представлять обрядовые предписания. Но ни один текст в Библии не говорит о десяти заповедях как о моральном законе, хотя в них и содержатся многие моральные принципы. Характер какого-нибудь предписания может быть или моральным или внешним, т.е. обрядовым, и определяется не тем, где оно записано: в десяти заповедях или вне их, но природой самого предписания. Заповеди, которые нуждаются в указаниях или постановлениях извне для того, чтобы стать для человека обязательными, никогда не могут иметь моральной сущности.

Возьмем, к примеру, ту же заповедь субботы. Какая это заповедь – моральная или внешняя, т.е. обрядовая? Исполняется ли она на основании Божьего постановления или по природе самой ее сущности? «Суббота [создана] для человека» (Мк. 2:27). Если бы Бог не освятил ее, то этот день никогда бы не мог быть святым. Поэтому закон о субботе является внешним, или обрядовым, но не моральным, и нигде не называется таковым в Библии. Отрицание этой фундаментальной и непреложной истины означает либо абсолютное незнание этого вопроса, либо упрямство. В природе или самой сущности дней мы не встречаем ничего такого, что отличало бы один день от другого.

Покой Божий не изменил природы седьмого дня и не освятил его. Библия не говорит, что седьмой день был святым, т.к. Бог почил в этот день, но сказано: «И благословил Бог седьмой день, и освятил его». Причина такого действия заключается в том, что Он «в оный день почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт. 2:2-3). Покой был одним действием, а благословение и освящение – другим, еще более поздним, т.е. после отдыха. Обрати внимание на этот факт, дорогой читатель, что Бог не благословил и не освятил этот день сразу по окончании дел творения, но позднее, т.к. следующий стих ясно говорит: «И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих» (2:3), т.е. это произошло уже после покоя в седьмой день.

Но когда же именно Бог «благословил и освятил» седьмой день, в результате чего он стал «субботой»? Единственный текст Священного Писания, в котором содержится ответ на этот вопрос, относится ко времени, когда израильский народ находился в пустыне. Обрати внимание, что говорит об этом Библия: «Я вывел их из земли Египетской и привел их в пустыню, и дал им заповеди Мои, и объявил им Мои постановления… Дал им также субботы Мои, чтобы они были знамением между Мною и ими» (Иез. 20:10-12). Дал ли Бог эти законы и постановления народу в пустыне впервые? Да, ибо Он говорит: «Я вывел их из земли Египетской и привел их в пустыню, и дал им заповеди Мои, и объявил им Мои постановления». Установил ли Бог субботу также впервые в пустыне? Да, ибо Он говорит: «Дал им также субботы Мои, чтобы они были знамением между Мною и ими». Слово «дал» в обоих цитированных стихах имеет одно и то же значение, а именно: Бог дал им эти заповеди, постановления и субботы впервые. Поэтому, утверждение, что законы Он дал им тогда впервые, а субботы – нет, есть искажение Писания.

Рассмотрим, означают ли эти упомянутые субботы седьмой день недели. Вышеприведенный текст говорит, что они были даны для «знамения». «Помни, что [ты] был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний» (Втор. 5:15). «И дал им суды справедливые, законы верные, уставы и заповеди добрые. И указал им святую Твою субботу» (Неем. 9:13-14). Следовательно, иудеи до этого времени не знали субботы, ибо она была «указана» им в пустыне. «Дал им также субботы Мои, чтобы они были знамением между Мною и ими» (Иез. 20:10-12). «Пусть хранят сыны Израилевы субботу, празднуя субботу в роды свои, как завет вечный; это – знамение между Мною и сынами Израилевыми на веки» (Исх. 31:16-17). Суббота была «указана», или «дана» сынам Израилевым в пустыне как «знамение» в воспоминание об освобождении из Египта, а также как о покое Божьем по завершении Им дел творения. Во всем Слове Божьем мы не находим ничего, что свидетельствовало бы о том, что субботу соблюдал еще кто-то кроме иудеев и обращенных в иудейство язычников. Не упоминается также ничего и о соблюдении субботы народом до исхода из Египта.

Книга Бытия была написана Моисеем после выхода из Египта и после получения закона на горе Синай. В 1 Кор. 14:34 Павел, указывая на текст из Быт. 3:16, говорит о нем как о законе: «Как и закон говорит…», относя книгу Бытия к закону. «Ибо закон дан через Моисея» (Ин. 1:17). Священное Писание ясно указывает на то, что закон Моисеев был дан в пустыне на горе Синай; и, по общепризнанным подсчетам, это произошло несколько тысячелетий спустя после событий творения, описанных в Быт. 2. Отсюда Быт. 2:3 следует читать, помня другие места Писания, которые говорят о том, что суббота была «указана» и «дана» после выхода народа израильского из Египта. «И благословил Бог седьмой день, и освятил его [позже, в пустыне и на горе Синай], ибо в оный [день, в конце семидневного периода творения] почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт. 2:3). Здесь указано одно из (двух) оснований для учреждения субботы, в то время как нижеследующие тексты в совокупности с вышеупомянутыми указывают нам на второе основание для ее установления, а также определяют и время ее установления. «Помни, что [ты] был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний» (Втор. 5:15). Что может быть еще яснее? Суббота была дана в пустыне как двойное воспоминание: прежде всего об освобождении от рабства в Египте, а также и о Божьем покое по окончании периода творения.

И все же вопрос субботы в основном еще не рассмотрен, ибо время установления субботы имеет лишь второстепенное значение. Так Пасха была учреждена в Египте, обрезание – во времена Авраама, а жертвоприношение еще в семье Адама. И все они были включены и стали частью закона, данного на Синае и упраздненного на Голгофском кресте. Время введения этих обычаев и предписаний не играет особой роли. Решающим фактором является характер, или природа самих предписаний, которые мы рассматриваем. Как было уже показано, суббота по своей природе является обрядовой заповедью, независимо от того, когда она была дана. Рассмотрим этот вопрос еще и с другой стороны, чтобы яснее показать различие между моральной и обрядовой сутью заповедей и доказать, что суббота была не моральной, но обрядовой заповедью.

1. Выражение «моральный» характеризует свойства характера или качества дела или предмета, его суть. Если предметы освящаются обрядово, т.е. внешне, то тем самым их качества (или суть) не изменяются, другим становится только их предназначение, их использование. Бог никогда не делает того, что является противоречием (см. Тит. 1:2). Поэтому Он может сделать что-то морально святым (чистым) лишь в том случае, если оно прежде являлось морально несвятым (нечистым). Следовательно, только несвятые (т.е. грешные) люди могут стать святыми в истинном смысле этого слова. И так как не существует ни одного несвятого (нечистого) по своей природе дня, то поэтому никакой день недели не может быть сделан морально святым. Это основополагающее различие просто неопровержимо.

2. Моральные принципы имеют всеобщий характер и обязательны для всех людей во все времена. Они не имеют временного или преходящего значения и актуальности, но обязательны всегда. Кто станет утверждать, что в один определенный день недели нельзя убивать, а в другие шесть дней – можно? По вопросу убийства существует определенный моральный закон, записанный непосредственно в сердце каждого человека, обязательный для всех и действующий всегда. Но суббота – это всего лишь повторяющийся обряд. При этом многое, что вполне позволено и приемлемо в течение шести дней, абсолютно непозволительно в седьмой день. Кроме того, так как земля является шаром, и из-за поясного времени существует разница во времени, то определенное и вполне позволенное действие в одной местности в то же самое время в другой местности было бы непозволительным. Поэтому очень неразумно утверждать, что заповедь субботы имеет моральный характер, ибо время ее действия зависит от времени восхода солнца!

3. Моральный закон, записанный Творцом в сердце человека, никогда не может быть полностью стерт или потерян. Человек может потерять благодать Божью и глубоко впасть в грех, но его представление о том, что плохо и хорошо с точки зрения морали, никогда полностью не потеряется. Даже спустя тысячелетия после грехопадения, так говорит Павел, у язычников в сердцах достаточно хорошо сохранился закон Божий, который делает их морально ответственными перед Богом (Рим. 2:14-15).

Человек может из-за болезни или по другой причине несколько дней находиться в бессознательном состоянии. Но когда он опять приходит в себя, то моральный закон так же, как и прежде, записан в его сердце. Проверим это в отношении обряда субботы. Человек, находящийся в бессознательном состоянии в течение нескольких дней, никогда не сможет сам определить день субботы, если ему в этом не помогут извне, потому что во время бессознательного состояния он потерял счет дням. Это неопровержимое доказательство того, что заповедь о субботе – обрядовая, что она не записана в сердце человека, и никогда не может быть записана в нем. У человека может сохраниться готовность соблюдать субботу, так же как и готовность соблюдать Пасху и другие обрядовые предписания, но сам обряд субботы в его сердце не записан. Христов же завет, или новый завет, как поясняет Библия, записывается в сердцах народа Божьего (Евр. 8:10); поэтому суббота не является частью нового завета.

Если бы суббота должна была быть и новозаветной обрядовой заповедью, как, к примеру, крещение, вечеря Господня или омовение ног, то она определенно была бы заповедана законом Христовым; ибо мы уже рассмотрели, что ветхий завет был упразднен на Голгофском кресте. Ни один ветхозаветный обряд не нашел места в законе Христовом, т.е. в новом завете. Даже моральные принципы, содержавшиеся в ветхом завете, сегодня действительны не потому, что они были связаны с законом, но потому, что их авторитет заложен внутри их самих, и они не зависят от книги национальных законов, в которую они были занесены. Моральными законами, как уже было показано, являются те всеобщие и возвышенные законы, на которых основываются «весь закон и пророки». Они не возникли вместе с системой Моисеева закона и не упразднены вместе с ней; более того, свой авторитет они получили также не через закон Моисеев, но задолго до него.

Если новый завет является «лучшим заветом», «законом совершенным и законом свободы (Иак. 1:25), как нам говорит Библия, то он неизбежно должен открывать нам моральные законы более совершенным образом; поэтому и каждый моральный принцип, содержащийся в законе Моисеевом, можно найти и в Евангелии. Эта новая система, закон Христов, является единственно определяющим авторитетом в жизни людей, авторитетом непосредственным и независимым – как будто бы никогда не существовало закона Моисеева, будь то морального или обрядового. Мы не связаны никакими законами или принципами за исключением тех, которые являются частью закона Христова в новом завете.

В этой главе были приведены неопровержимые доказательства того, что суббота имела обрядовый характер. Она часто упоминается в Священном Писании в связи с обрядовыми заповедями закона Моисеева, возглавляя перечень святых дней. Апостол Павел объясняет, что суббота, соответственно своей сущности и классификации, была упразднена: «[Христос] истребил учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту… Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу: это есть тень будущего, а тело – во Христе» (Кол. 2:14-17). То, что выражение «суббота» в данном тексте подразумевает еженедельную субботу подтверждают следующие тексты:

1. Для обозначения субботы как (седьмого) дня недели, слово «суббота» применяется в единственном и во множественном числах: «Субботы Мои соблюдайте» (Исх. 31:13,16-17). См. также Лев. 23:37-38; Исх. 56:2,4; Иез. 20:12; Мф. 12:10; Лк. 4:31; Деян. 17:2. «Не читали ли вы в законе, что в субботы священники в храме нарушают субботу, однако невиновны?» (Мф. 12:5). «Суббота» и «субботы» во всех этих текстах имеют одно и то же значение и подразумевают седьмой день недели. Также и в Кол. 2:16: «Никто да не осуждает вас … за субботу». В греческом подлиннике Нового Завета везде, где говорится о субботе как о четвертой заповеди Моисеевой, применяется множественное число: субботы.

2. В греческом подлиннике Нового Завета для обозначения субботы так же всегда используется одно и то же греческое слово «sabbaton», которое Павел употребляет и в Кол. 2, где он говорит, что суббота упразднена.

3. Тот перечень праздников, об упразднении которых Павел говорит в Послании к колоссянам, также часто упоминается и в Ветхом Завете, и именно так, что нет никакого сомнения в том, что под субботами подразумевается именно седьмой день недели – суббота. Например:

В 28-ой и 29-ой главах книги Чисел мы имеем подробное описание жертвоприношений, предписанных законом. Вначале перечислены ежедневные жертвы (Числ. 28:3-4), затем еженедельные: «А в субботу [приносите] двух агнцев однолетних без порока… Это – субботнее всесожжение в каждую субботу» (28:9-10); за ними говорится о новомесячиях – ежемесячных жертвах: «И в новомесячия ваши приносите всесожжение Господу» (28:11); далее следуют ежегодные праздники: «В первый месяц, в четырнадцатый день месяца – Пасха Господня» (28:16). В остальной части 28-ой главы и в 29-ой главе дается подробное описание этих праздников: «Приносите это Господу в праздники ваши…» (29:39). В этой главе дано разъяснение по поводу ежедневных, еженедельных, ежемесячных и ежегодных жертв, или, иными словами, о жертвах, приносимых каждый день, каждую субботу, каждый месяц и каждый год. Ниже приведено несколько текстов, подтверждающих, как тщательно соблюдалась последовательность предписанных жертв и как неоднократно о них говорится почти теми же словами, что и в Кол. 2:16.

«…чтобы становились каждое утро благодарить и славословить Господа, также и вечером, и при всех всесожжениях, возносимых Господу в субботы, в новомесячия и в праздники по числу, как предписано о них, - постоянно пред лицем Господа» (1 Пар. 23:30-31). Здесь перечисляются те же виды жертвоприношений, что и в Числ. 28 и 29. Совершенно ясно, что под словом «суббота» и здесь подразумеваются еженедельные субботы.

«Я строю дом имени Господа Бога моего, для посвящения Ему, чтобы возжигать пред Ним благовонное курение, представлять постоянно хлебы предложения и возносить там всесожжения утром и вечером в субботы, и в новомесячия, и в праздники Господа Бога нашего» (2 Пар. 2:4). И здесь приводится тот же перечень – ежедневные, еженедельные, ежемесячные и ежегодные жертвы. «Субботы» – это те же еженедельные субботы, и ничто иное.

Во 2 Пар. 8:13, 2 Пар. 31:3 и Неем. 10:33 также перечисляются эти же жертвоприношения; и здесь слово «субботы» подразумевает седьмой день недели.

«Всесожжение и хлебное приношение, и возлияние в праздики и в новомесячия, и в субботы» (Иез. 45:17).

                (Продолжение следует)

Выпуски
Разделы