Содержимое

Ф. Д. Смит

Истинную сущность Царства Божьего многие понимают неправильно.

Люди мечтали о некоем будущем периоде времени плотского великолепия и блаженства, и в различных писаниях рисовали красочные картины, являющиеся плодом их собственной фантазии. Я не намерен выдвигать ещё одну фантастическую теорию, но хочу показать, что же учит Библия о Царстве Божьем, не обращая внимания на существующие человеческие теории на эту тему.

Царство Божье в пророчествах

Во времена нахождения израильского народа в вавилонском плену царю Навуходоносору приснился сон, который имел прямое отношение к Царству Божьему. Когда царь, проснувшись, не смог вспомнить свой сон, к нему был призван пророк Даниил, чтобы тот рассказал и истолковал этот сон. С человеческой точки зрения это было очень неразумным требованием; но именно это обстоятельство во взаимосвязи с последующими событиями подтверждает, что этот сон был от Бога. Даниил и его друзья серьёзно молились, вследствие чего Бог открыл и истолковал Даниилу этот сон, который затем был рассказан царю: „Тебе, царь, было такое видение: вот, какой-то большой истукан; огромный был этот истукан, в чрезвычайном блеске стоял он перед тобой, и страшен был вид его. У этого истукана голова была из чистого золота, грудь его и руки его – из серебра, чрево его и бёдра его – медные, голени его железные, ноги его частью железные, частью глиняные. Ты видел его, доколе камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его, и разбил их. Тогда всё вместе раздробилось: железо, глина, медь, серебро и золото сделались как прах на летних гумнах, и ветер унёс их, и следа не осталось от них; а камень, разбивший истукана, сделался великой горой и наполнил всю землю“ (Дан. 2:31-35).

Когда Даниил рассказал сон царю, он сразу и истолковал его: „Вот сон! Скажем перед царём и значение его. Ты, царь, царь царей, которому Бог небесный даровал царство, власть, силу и славу, и всех сынов человеческих, где бы они ни жили, зверей земных и птиц небесных Он отдал в твои руки и поставил тебя владыкой над всеми ими, ты – эта золотая голова“ (Дан. 2:36-38). Итак, золотая голова означала Вавилонское царство. Хотя пророк указал на царя, как на „золотую голову“, но из последующих стихов всё же следует, что на самом деле имелось в виду его царство. Ибо истолкование значения последующих частей тела указывает не на отдельных царей, а на мировые государства. Во время царствования Навуходоносора Вавилонское царство достигло своего наивысшего расцвета власти и славы. Город Вавилон в то время был гордостью и славой Востока. Величественными были его храмы и дворцы. Согласно описанию Геродота, каждая из четырёх стен Вавилона, составлявших четырёхугольник, была в длину около 24 км и по всему периметру поднималась на высоту более 100 м, а их ширина была около 26 м.

Эти стены и висячие сады относились к семи чудесам Света того времени. „После тебя восстанет другое царство, ниже твоего“ (2:39). Под ним подразумевается Мидийско-Персидское царство, которое в 538 г. до н.э. победило Вавилонское и стало вторым мировым государством. „ПЕРЕС – разделено царство твоё и дано Мидянам и Персам“ „В ту же самую ночь Валтасар, царь халдейский, был убит. И Дарий Мидянин принял царство“ (Дан 5:28, 30-31). „...и ещё третье царство, медное, которое будет владычествовать над всей землёй“ (2:39). Это относится к мировому Греческому государству, которым правил Александр Македонский, победивший Персидское царство и завоевавший господство над всем древним миром.

„А четвёртое царство будет крепко, как железо; ибо как железо разбивает и раздробляет всё, так и оно, подобно всесокрушающему железу, будет раздроблять и сокрушать. А что ты видел ноги и пальцы на ногах частью из глины горшечной, а частью из железа, то будет царство разделённое, и в нём останется несколько крепости железа, так как ты видел железо, смешанное с горшечной глиной. И как персты ног были частью из железа, а частью из глины, так и царство будет частью крепкое, частью хрупкое. А что ты видел железо, смешанное с глиной горшечной, это значит, что они смешаются через семя человеческое, но не сольются одно с другим, как железо не смешивается с глиной“ (2:40-43). Это относится к Римскому государству, которое покорило Греческое и достигло мирового господства. Пророчество описывает нам Римскую империю в силе, а также в слабости во время раздробленности, хотя всё описание охватывает её под одним названием, „четвёртое царство“.

Обратим внимание на то, что в этом пророчестве указывается лишь четыре царства:

1. Вавилонское царство: „Ты, царь, царь царей, которому Бог небесный даровал царство... Ты – эта золотая голова“ (2:37-38).

2. Мидийско-Персидское царство: „После тебя восстанет другое царство, ниже твоего“ (2:39).

3. Греческое государство: „И ещё третье царство, медное...“ (2:39).

4. Римское государство: „И четвёртое царство...“ (2:40).

„И во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно, так как ты видел, что камень отторгнут был от горы не руками и раздробил железо, медь, глину, серебро и золото. Великий Бог дал знать царю, что будет после сего. И верен этот сон, и точно истолкование его!“ (2:44-45).

Согласно этому пророчеству, камень, оторвавшийся от горы без содействия рук (2:45), представляет собой Царство Божье как пятое всеобщее царство. Так как камень ударился в четвёртую, или нижнюю, часть истукана, то основание Царства Божьего должно было произойти во времена Римской империи.

Оно основано Христом

Пророк Исайя ясно предсказал основание Царства Божьего, а также кем и когда оно будет воздвигнуто: „Младенец родился нам – Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдой отныне и до века“ (Ис 9:6-7). В это время, когда „младенец родился нам“ и „Сын дан нам“, „Бог крепкий“, или „Князь мира“, „судом и правдой“ утвердил своё царство, умножению владычества и мира которого нет конца.

Каждый внимательный читатель Библии знает, что это пророчество относится ко Христу. Но всё же мы хотим подтвердить это Словом Божьим. Ангел Гавриил сказал Марии: „И вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и царству Его не будет конца“ (Лк 1:31-33).

Многие ожидают Царства Божьего в будущем времени, но эти стихи Священного Писания ясно говорят о том, что оно было воздвигнуто во время первого пришествия Христа. Это произошло в то время, когда Он родился „Сыном“ и стал Царём, который основал своё царство на праведности и справедливости. Христос сам учил об этом во время своего пребывания на земле. Когда Пилат допрашивал Его, Он подтвердил, что имеет царство, однако добавил: „Царство Моё не от мира сего“. Когда же Пилат спросил его: „Итак, Ты Царь?“, Иисус ответил ему: „Ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришёл в мир, чтобы свидетельствовать об истине“ (Ин. 18:36-37). Таким образом, Царство Божье было воздвигнуто во время первого пришествия Христа в этот мир. „После же того как предан был Иоанн, пришёл Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царства Божьего и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царство Божье: покайтесь и веруйте в Евангелие“ (Мк. 1:14-15).

Эти стихи из Священного Писания полностью созвучны с упомянутым пророчеством Даниила. „Камень“ ударил в четвёртую часть истукана, т.е. в Римское мировое государство; и во времена этой Римской империи родился Христос. Когда Он родился в Вифлееме, Римское государство находилось в расцвете своего могущества, а гордый римский император (кесарь) Август управлял более чем 300 миллионами людей. Однако царство Христа, которое тогда возникло, было предназначено для вечного существования и оно должно было разрушить государства, в которых господствовала тьма язычества.

Это Божье Царство на земле было олицетворено церковью Божьей, которая сразу после своего возникновения вступила в борьбу с тёмными силами язычества, которые господствовали во всей Римской империи. Эту борьбу между христианством и язычеством мы уже описывали в 16 главе данной книги. Верность истолкования приведённых стихов Священного Писания подтверждается и 12 главой Откровения. „Жена, облечённая в солнце“ (12:1) представляет собой церковь апостольских времён. Против неё выступил „большой красный дракон с семью головами и десятью рогами“ (12:3). Этого великого дракона можно легко опознать по его семи головам и десяти рогам, которые символизируют языческое Римское государство.

Между Михаилом и Его ангелами и драконом и его приверженцами возникла война (12:7), символизирующая борьбу христианства с язычеством. Нам показан также итог этой борьбы: „И низвержен был великий дракон“ (12:9) – христианство победило язычество. „И услышал я громкий голос, говорящий на небе: Ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братьев наших … они победили его кровью Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души [жизни] своей даже до смерти“ (12:10-11). Как точно исполнилось этим пророчество Даниила относительно „камня“, ударившего в истукан! Примечательно и то, как ясно указан период времени, когда должно было произойти это событие. Оно наступило после смерти Христа, ибо написано: „Они победили его кровью Агнца“, т.е. Христа. Но эта победа была одержана до времени папства, ибо после этой победы „женщина бежала в пустыню“ на 1260 лет, на период времени господства зверя (см. Откр 12:14; 13:1-8). В сновидении Навуходоносора камень сорвался с горы до того, как ударил истукана, и точно так оно и исполнилось. Ибо Христос явился и возвещал Евангелие Царства некоторое время до того, как началась борьба между христианством и язычеством.

Время основания Царства Божьего можно определить на основании Дан. 2 ещё и другим образом. Ибо главная цель этого сновидения была открыть и указать на истину о Царстве Божьем. Все остальные описанные события имеют относительно небольшое значение и второстепенны по отношению к кульминационному пункту, когда камень ударил в истукан, разрушил его, стал великой горой и наполнил всю землю. Даниил сказал царю: „Но есть на небесах Бог, открывающий тайны; и Он открыл царю Навуходоносору, что будет в последние дни“ (2:28). Выражение „в последние дни“, часто использованное мужьями Божьими в Ветхом Завете, апостолы относили к своему времени. Пётр говорил: „Но это есть предречённое пророком Иоилем: „И будет в последние дни,  говорит Бог, изолью от Духа Моего на всякую плоть“ (Деян. 2:16-17). В Послании к евреям написано: „Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне“ (Евр. 1:1-2).

Весть о Царстве Божьем предвозвестил Иоанн Креститель. „В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской, и говорит: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное“ (Мф. 3:1-2). Иисус признавал деятельность Иоанна и подтвердил это следующими словами: „Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царство Божье благовествуется, и всякий усилием входит в него“ (Лк. 16:16). Иисус возвещал ту же весть, ибо написано, что Он проповедовал Евангелие Царства Божьего, „говоря, что исполнилось время и приблизилось Царство Божье: покайтесь и веруйте в Евангелие“ (Мк. 1:14-15).

Людям, уверовавшим в учение о неком будущем земном Царстве Божьем, очень трудно опровергнуть эти убедительные подтверждения Священного Писания, которые так ясно указывают, что основание Царства Божьего произошло при первом пришествии Христа на землю. Чтобы хоть как-то защитить свою теорию от полного опровержения, некоторые защитники этой теории пытаются доказать, что между „Небесным Царством“ и „Царством Божьим“ существует различие. Так они утверждают, что одно царство было основано во время первого пришествия Христа, а другое явится при втором пришествии Христа. Цель этой публикации – не опровержение всех человеческих теорий, но – показать то, о чем учит Библия. А в этом случае мы рассмотрим, что Новый Завет не делает различий между „Царством Божьим“ и „Небесным Царством“, но что оба выражения используются попеременно для обозначения одного и того же понятия.

1. Иоанн проповедовал: „Приблизилось Царство Небесное“ (Мф. 3:2), а Иисус говорил: „Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царство Божье благовествуется“ (Лк. 16:16).

2. „Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное“ (Мф. 5:3). „Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царство Божье“ (Лк. 6:20).

3. Говоря об Иоанне, Иисус отметил: „Меньший в Царстве Небесном больше Его“ (Мф. 11:11); и в другом стихе: „Меньший в Царстве Божьем больше его“ (Лк. 7:28).

4. „Вам дано знать тайны Царства Небесного“ (Мф. 13:11); „Вам дано знать тайны Царства Божьего“ (Мк. 4:11).

5. „Царство Небесное подобно зерну горчичному“ (Мф. 13:31); „Чему уподобим Царство Божье?... Оно – как зерно горчичное“ (Мк. 4:30-31).

6. „Царство Небесное подобно закваске“ (Мф. 13:33); „Чему уподоблю Царство Божье? Оно подобно закваске“ (Лк. 13:20-21). Отсюда мы ясно видим, что выражения „Царство Божье“ и „Царство Небесное“ означают одно и то же.

Выпуски
Разделы