Божественность Христа

Содержимое

Толкование на Евангелие от Иоанна

ИОАНН 1, 1-5

1  В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.

2  Оно было в начале у Бога.

3  Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.

4  В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.

5  И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.

Евангелие от Иоанна, начинающееся этими стихами, во многом существенно отличается от остальных трех Евангелий. Оно содержит немало того, что опущено ими, и опускает многое, что содержится в них. Нетрудно было бы найти объяснение отмеченного несходства. Нам с вами достаточно помнить, что Матфей, Марк, Лука и Иоанн писали непосредственно вдохновляемые Богом. В общих и частных чертах своих Евангелий, - во всем, записанном ими, как и во всем, не записанном ими, - они, все четверо, в равных степени и полноте были руководимы Святым Духом.

Достаточно одного общего замечания о предмете, который особенно вдохновлял апостола Иоанна. То, что свойственно только его Евангелию, относится к самому драгоценному достоянию Церкви Христовой. Никто из четырех евангелистов не дал нам такого всестороннего изложения божественности Христа, пути оправдания верой в предстоянии перед Ним, сущности Его миссии, благотворного действия Святого Духа и духовного превосходства верующих в Него, какое мы прочитываем на страницах апостола Иоанна. Безусловно, и Матфей, и Марк, и Лука тоже касались круга этих высоких предметов. Однако в Евангелии апостола Иоанна их первостепенность настолько очевидна, что этого нельзя не заметить.

Пять первых стихов передают возвышенность Божественной сущности Господа нашего Иисуса Христа. Без сомнения, именно Его имеет в виду апостол Иоанн, повествуя о «Слове». Глубинный смысл этого повествования, конечно, превышает человеческое понимание. И все же в нем заключено ясное назидание, которое всякому христианину следовало бы хранить в своей памяти как сокровенный дар.

Мы узнаём, во-первых, что Господь наш Иисус Христос вечен. Апостол Иоанн сообщает нам, что «в начале было Слово». Начало Его бытия нельзя увязывать с моментом сотворения неба и земли. Еще менее верно было бы отсчитывать Его начало со времени, когда Евангелие было привнесено в мир. Он обладал славой у Отца «прежде бытия мира» (Ин. 15:5). Он был, когда только сотворялась материя, и до начала времени. Он был «прежде всего» (Кол. 1:17). Он был предвечен.

Мы узнаём, во-вторых, что Господь наш Иисус Христос обладает Ипостасью, отдельной от Бога Отца, и все же Он - одно с Ним. Апостол Иоанн сообщает нам, что «Слово было у Бога». Отец и Слово, хотя и являются двумя личностями, связаны неизреченным соединением. Там, где был Отец испокон веков, там было и Слово, именно - Бог Сын; их слава равна, их величие обоюдно вечно, но Божество - одно. Это великая тайна! Счастлив тот, кто способен принимать ее как маленький ребенок, не пытаясь объяснить.

Мы узнаём, в-третьих, что Господь наш Иисус Христос истинно Бог. Апостол Иоанн сообщает нам, что «Слово было Бог». Он не просто сотворенный ангел или некое существо, стоящее ниже Бога Отца и наделенное Им властью спасти грешников. Он не меньше, чем совершенный Бог, равен Отцу по Божественности, Бог от сути Отца, рожденный до сотворения мира.

Мы узнаём, в-четвертых, что Господь наш Иисус Христос есть Творец всего. Апостол Иоанн сообщает нам, что «все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть». Далеко от истины предположение, что Он был творением Отца, как утверждали некоторые еретики. Отнюдь нет. Он Сущий, сотворивший Вселенную и все то, что в ней. «Он повелел, - и сделалось» (Пс. 32:9).

Мы узнаём, наконец, что Господь наш Иисус Христос - источник духовной жизни, духовного света. Апостол Иоанн сообщает нам, что «в Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков». Он вечный источник, живительный ключ, из которого сыны человеческие наследуют жизнь. Вся духовная жизнь и свет, которыми перед грехопадением обладали Адам и Ева, - от Христа. Всякое освобождение от греха и духовной смерти, которого когда-либо после грехопадения достигал тот или иной потомок Адамов, всякий свет совести или понимания, постигнутый кем бы то ни было, все это истекало от Христа. Во все времена большинство людей не хотели знать Его и, забыв о собственном грехопадении, не испытывали нужды в Спасителе. Свет постоянно светил «во тьме». Большинство «не объяли света». Но если среди несчетных миллионов людей кто-то и обладал духовной жизнью и духовным светом, то этим они обязаны Христу.

Вот резюме назидания, которое заключается, надо полагать, в этих удивительных стихах. Конечно, многое в них превышает наш разум, но нет ничего, противоречащего ему. Многое в них мы не в силах объяснить, но должны смиренно принять на веру. Из представленного отрывка вытекают четкие практические рекомендации, и о них никогда не следует забывать, даже несмотря на то, что мы не способны охватить их нашим умом до конца.

Хотим ли мы знать о предосудительности греха в глазах Бога? Обратимся к этим первым пяти стихам Евангелия апостола Иоанна. Осмыслим, какого рода Существом должен быть Искупитель человечества, чтобы нести вечное спасение грешникам. Если никто ниже Вечного Бога, Творца и Вседержителя всего не смог снять грех мира, то, следовательно, грех в глазах Бога более отвратителен, чем, предполагает большинство людей. Истинная мера нашей греховности определяется ценой, уплаченной Тем, Кто пришел на землю спасти грешников. Раз Христос настолько велик, значит, - грех, должно быть, действительно греховен!

Желаем ли мы укрепиться в своем уповании настоящего христианина? Тогда вновь и вновь обратимся к этим первым пяти стихам Евангелия апостола Иоанна. Отметим, что Спаситель, которому предлагается довериться, является не менее чем Вечным Богом, способным спасти всех, приходящих к Отцу через Него. Он, Который «был у Бога» и «был Бог», является также «Еммануилом» - «С нами Бог». Поблагодарим Бога за то, что Он поручил Всемогущему помочь нам. Предоставленные самим себе мы - великие грешники. Но в Иисусе Христе мы имеем великого Спасителя. Он - твердый «камень краеугольный» (Еф. 2:20), способный выдержать грехи целого мира. «И верующий в Него не постыдится» (1 Пет. 2:6).

                            Д. Р.

Выпуски